Альфред Адлер

Альфред Адлер родился в предместье Вены в семье небогатого коммерсанта 7 февраля 1870 г. В детстве он много и серьезно болел, рано увидел смерть близких ему людей. Он рос физически слабым, но старался ни в чем не уступать сверстникам. С этим печальным детским опытом были связаны его идеи компенсации физической (и психической) неполноценности.

В 18 лет поступил па медицинский факультет Венского университета, постоянно участвовал в социалистическом движении.

Окончив университет, Адлер некоторое время практиковал как офтальмолог, но постепенно центр его интересов переместился в область нейропатологии и психиатрии.

В 1902 г. Адлер одним из первых вошел в психоаналитический кружок Фрейда. Адлер не принял фрейдовской концепции либидо, структуры личности, пансексуализма. В 1911 году он отказался от почетного президенства Венского психоаналитического общества и оставил его. В этом же году он основал Ассоциацию индивидуальной психологии.

На научные идеи Адлера сильное влияние оказали не только взгляды 3 Фрейда, но и эволюционная теория Дарвина. Идее Дарвина о выживании в процессе эволюции наиболее приспособленных и гибели неприспособленных Адлер противопоставил мысль о том, что физическая (а иногда и характерологическая) неполноценность, наоборот, нередко является стимулирующим фактором, способствующим в победе в борьбе за свое место в жизни.

Определенное влияние на творчество Адлера оказала философия Фридрихи Ницше («воля к власти»), «фикционализм» Ганса Вейингера и «холизм» (философия целостности) Яна Смитса.

А. Адлер и его последователи много работали в области образования: обучение учителей основам индивидуальной психологии, создание консультативных центров в общественных школах. К 1930 г. в одной только Вене было создано 30 таких центров.

В связи с разгулом в Австрии нацизма Адлер в 1932 г. покинул Вену и переехал в США. Умер 1937 г. в возрасте 67 лет в Шотландии, куда был приглашен читать лекции.

Основные положении учения Адлера

Неполноценность и компенсация. Почти каждый человек имеет какие-либо физические или психические, чаще характерологические недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности. Это чувство неполноценности может оказывать как негативное, так и позитивное влияние на личность, нередко является стимулом для достижения цели.

Борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал что борьба за превосходство и агрессивные тенденции человека является важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение. Он не отождествлял агрессию с враждебностью (Ницше), а рассматривал ее как инициативу к преодолению препятствий. Стремление к превосходству является врожденным и коренится в эволюционном процессе. Если цель превосходства включает общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходство, лишена социального интереса, то она деформирует «жизненный стиль» и приводит к неврозу.

Жизненные цели. Жизненная цель носит защитный характер и служит как бы мостом между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Сформировавшись в детском возрасте, она чаще всего полностью не осознается, но обеспечивает главные направления и задачи нашей деятельности. Существуют три основные взаимосвязанные жизненные цели (задачи): работа, дружба и любовь.

Жизненный стиль. Это сугубо индивидуальный способ, выработанный каждым человеком для достижения своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодеЯ ствия со средой. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность. Основные факторы, влияющие на деформацию жизненного стиля: органическая неполноценность, избалованность и отверженность.

Схема апперцепции - собственные представления индивидуума об окружающей среде и о себе.

Творческая сила личности. К основным проявлениям творческой силы личности относятся процессы формирования жизненной силы, жизненного стиля и схемы апперцепции. Творческая сила оказывает активное влияние на взаимодействие индивидуума и внешней среды, а следовательно, активно влияет на его судьбу.

Чувство общности. Под «чувством общности» Адлер понимал «чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком., расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе» «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции». Сотрудничество - одно из проявлений чувства общности.

Механизм неврозов. Невроз - результат конфликта между стремлением к могуществу и чувством собственной неполноценности.

Преодоление чувства неполноценности может идти несколькими путями:

  1. путем успешной компенсации, в результате чего индивидуум достигнет цели в борьбе за основные жизненные блага; 
  2. посредством сверхкомпенсации (маленький и щуплый пытается казаться сильным, трусливый мнит себя героем и т.п.);
  3. путем «ухода в болезнь», что есть скрытая тенденция к достижению превосходства.

Последний путь, по Адлеру, и есть невроз.

Адлер расценивал невроз не как болезнь, а как своеобразный характер, деформированный жизненный стиль, а путь, избранный невротиком, - как компенсаторное приспособление к социальной среде. Исходя из этого лечение невротиков сводится к их перевоспитанию, коррекции фиктивных жизненных целей, что требует перевода их из подсознательного в сознательное.

Индивидуальная психотерапия. А. Адлер выделил три основных этапа индивидуальной психотерапии:

  1. понимание психотерапевтом специфического для пациента жизненного стиля;
  2. помощь больному в понимании себя и своего поведения;
  3. формирование у него повышенного социального интереса.
Оставить комментарий