Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами

Лига Наций. На Версальской конференции по инициативе президента США В. Вильсона была учреждена Лига Наций. Ее учредителями явились страны-участницы войны против Германии и вновь образовавшиеся государства (Польша, Чехословакия). Целью Лиги Нациий было не допустить новой войны.

Основными органами Лиги Наций было собрание всех ее членов и Совет с постоянным секретариатом. Совет состоял из 5 постоянных (Великобритания, Италия, США, Франция, Япония) и 4 временных членов. США не вступили в Лигу Наций, так как сенат не утвердил условий Версальского мирного договора.

Все спорные вопросы между странами должны были решаться Советом или третейским судом. По уставу Лиги Наций в случае начала войны по призыву страны, на которую совершено нападение, созывался Совет для решения, возникшего конфликта. Спорящие стороны не должны были воевать до истечения трехмесячного срока после решения суда или доклада Совета.
 
Возникновение очага напряженности на Дальнем Востоке.
Новый очаг напряженности стал формироваться на Дальнем Востоке. В сентябре 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, а 27 марта вышла из Лиги Наций.

В 1937 г. началась японо-китайская война. Несмотря на обращение Китая за помощью к Лиге Наций, та не решилась брать на себя разрешение конфликта и передала вопрос на рассмотрение специальной конференции девяти держав, подписавших Вашингтонский договор 1922 г. Конференция открылась в ноябре 1937 г. в Брюсселе. Она порекомендовала Японии пересмотреть свое отношение к Китаю. Однако санкции к агрессору не применялись.
 
Нарастание угрозы со стороны нацистской Германии и попытки противостоять ей.
В 1933 г. представители Германии покинули конференцию по разоружению, а в октябре 1933 г. вышли из Лиги Наций. Опасаясь окончательного крушения версальско-вашингтонской системы, французская дипломатия пошла на сближение с СССР, начав переговоры о заключении политического пакта. Так возникла идея о Восточноевропейском пакте, о взаимной помощи. Но Германия отказалась от участия в этом пакте, а после гибели сторонника этой линии премьер-министра Франции Л. Барту французская дипломатия пошла на сближение с Германией.

В марте 1935 г. Германия объявила о введении в стране всеобщей воинской повинности и об отказе от обязательств не иметь военной авиации. В том же году Италия начала боевые действия в Эфиопии. События 1935 г. вновь вынудили Францию пойти на сближение с Советским Союзом. В начале мая был подписан франко-советский договор о взаимопомощи. Аналогичный договор Советским Союзом был подписан с Чехословакией.
25 ноября 1936 г. между Германией и Японией был заключен антикоминтерновский пакт, к которому затем примкнула Италия. Германия не скрывала от союзников намерения начать войну в Европе. Логическим завершением этого стало превращение пакта в военный союз. 22 июля 1939 г. был подписан договор между Германией и Италией. Япония присоединилась к пакту лишь после захвата Германией стран Западной Европы (11 декабря 1940 г.).

В 1938 г. Англия и Франция продолжали проводить политику умиротворения агрессора, суть которой состояла в уступках притязаниям Германии, Италии и Японии. Эта политика неразрывно связана с именем Н. Чемберлена, премьер-министра Англии.

Германия усилила нажим на правительство Австрии. В самой Австрии начались столкновения между местными национал-социалистами и сторонниками независимой Австрии. 11 марта 1938 г. канцлеру Австрии был вручен ультиматум с требованием немедленного выполнения всех германских требований и подачи в отставку. Вечером германские войска вошли в Австрию. Новое австрийское правительство приняло закон, объявляющий Австрию частью Германии.
 
Мюнхенский сговор.
Теперь судетские немцы Чехословакии потребовали автономии для своей области. Немецкие войска выдвинулись к границе. В Чехословакии объявили о мобилизации. Силы сторон были приблизительно равны, вооружение чехословацкой армии не уступало, а превосходило вооружение германской. Однако руководство страны не решилось воевать.

15 сентября 1938 г. Чемберлен вылетел на встречу с Гитлером, на которой тот потребовал «самоопределения» Судетской области. На второй встрече с Гитлером 22 сентября Чемберлен проинформировал его, что Англия и Франция удовлетворили требование Германии. 28 сентября Чемберлен получил приглашение Гитлера прибыть на встречу в Мюнхен, где на следующий день должна была открыться конференция полномочных представителей Германии, Великобритании, Франции и Италии. Представители Чехословакии не были приглашены на встречу великих держав. Державы передали главе государства Э. Бенешу условия Мюнхенского соглашения: передать Германии пограничные районы, а не только одну Судетскую область.

1 октября германские войска беспрепятственно заняли Судетскую область, а также ряд городов и районов, где совсем не было немецкого населения. Одновременно Венгрия получила южную часть Словакии и Карпатскую Украину. Польша присвоила Тушинскую область.

В Словакии развивалось инспирированное Германией сепаратистское движение, выступающее за отделение от Чехии. В ночь на 15 марта 1939 г. германские войска вступили на территорию Чехословакии. Нотой от 17 марта 1939 г. германское правительство известило об установлении протектората над Моравией и Богемией. Захват Чехословакии подвинул германскую армию и военную промышленность рейха на новый этап. Все военные заводы Чехословакии, вооружение ее армии поступило на службу рейху, это позволяло вермахту готовиться к новым захватам.

Культура в меняющемся мире

 Наука и техника. Важнейшие научные исследования проводились в тот период в области физики, химии, биологии, медицины и т.д. В начале ХХ в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, началась разработка квантовой механики. Тогда же появилась теория относительности А. Эйнштейна, предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В 30-е гг. ХХ в. начались исследования возможности осуществления ядерной реакции. Химики искали способы создания новых искусственных материалов, разработали способ получения синтетического каучука. Велись работы в области генетики. В медицине больших успехов достигла микробиология и фармакология. Огромное значение имело открытие англичанином А. Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина.

В 20–30-е гг. ХХ в. началось массовое производство машин и механизмов, приводимых в движение электричеством или работающих на двигателях внутреннего сгорания. В промышленности все чаще использовали автоматические станки и конвейеры. В 20-е гг. ХХ в. началось регулярное пассажирское авиасообщение. В 20–30-е гг. ХХ в. стало распространяться радио, затем возникло телевидение. Появляются первые образцы домашней техники: холодильники, стиральные машины, электроутюги, тостеры и т.д.
 
Новые течения в художественной культуре.
 Еще в конце XIX в. в духовной жизни общества передовых стран мира начали распространяться ощущения кризиса, близких коренных перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение течения, названного модернизмом (термин подчеркивал современность этого течения). Модернизм не имел единой идейно-художественной программы, но всех его сторонников объединяло неприятие в той или иной степени реализма в искусстве, поиск новых художественных форм и средств.

Направлениями модернизма стали импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Наиболее популярными стали произведения французских художников-импрессионистов Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отношение к цвету, стремление передать все его, иногда не видимые глазу оттенки.

Самые смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединявшихся под общим понятием авангардизм. Примерами авангардизма были течения кубизма, фовизма, экспрессионизма, супрематизма, футуризма, сюрреализма и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников начала ХХ в. В. Кандинским, К. Малевичем, М. Ларионовым и др. Наиболее выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С. Дали (сюрреализм). Во многих произведениях этих живописцев нашли отражение социально-политические противоречия того времени. Например, одним из страшных символов эпохи стала картина Пикассо «Герника», посвященная памяти жителей испанского городка, погибших при его бомбардировке немцами в 1937 г.

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Например, всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников Д. Риверы, ХК. Ороско, А.Д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, об их борьбе за национальное и социальное освобождение.

Особым направлением в культуре конца XIX–ХХ вв. стал стиль модерн. Его последователи считали, что прекрасное создает искусство, которое и должно привносить это прекрасное в жизнь. Важным считалось соединение, синтез разных искусств (архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творец-универсал создавал свое произведение от начала до конца, например от проектирования и строительства здания до оформления его внутреннего интерьера. Особенно ярко стиль модерн проявился в архитектуре и выразился в соединении элементов различных стилей.

Позже в 20–30-е гг. ХХ в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В России они получили название конструктивизма. Появлению этих течений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло), необходимость быстрой массовой застройки. В этих течениях главное значение имела простота, рациональность здания. Дома имели правильную геометрическую форму, плоскую крышу. Архитекторы проектировали типовые здания, целые жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Ш. Ле Корбюзье.
 
Литература.
В литературе начала ХХ в. продолжали во многом господствовать идеалы реализма. Многие писатели обращались к социальной тематике, критиковали капиталистическое общество (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т. Драйзер и др.).

После Первой мировой войны приобретает популярность литература «потерянного поколения». Впервые это определение было дано при характеристике романа американца Э. Хемингуэя «И восходит солнце» (1926). Наиболее известные произведения «потерянного поколения» были созданы немцем Э.М. Ремарком («На Западном фронте без перемен») и англичанином Р. Олдингтоном («Смерть героя»). В них отражается протест против войны, бессмысленной бойни, страшного своей обыденностью истребления людей. В этих произведениях содержатся также сожаление об утраченных идеалах и ценностях, ностальгия о довоенной жизни. Других писателей привлекала активная борьба против неравенства и несправедливости, за свободу. Идеалы такой борьбы характерны, например, для романа француза А. Барбюса «Огонь».

В послевоенный период в литературу широко начали проникать авангардистские течения. Например, в поэзии сторонники этого течения экспериментировали с формами и размерами стиха и т.д. Тогда же были опубликованы крупные художественные произведения авангарда, такие как романы американца Д. Джойса «Улисс», француза М. Пруста «В поисках утраченного времени», австрийца Ф. Кафки «Америка»., «Замок», «Процесс» и др. В этих произведениях исчезала грань между реальностью и фантазиями и видениями героев, порожденными одиночеством и беззащитностью перед жестоким миром.

Популярность получает жанр антиутопии. Многие авторы (Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д. Оруэлл) создают фантастические произведения, рисующие антигуманный мир, в котором человек полностью подчинен государству.
 
Театр.
Разнообразные течения в западноевропейском и американском театрах этих лет сводились в основном к двум большим школам - реалистической и экспрессионистской. Торжество реализма проявилось в признании системы К.С. Станиславского, ставшей всемирно известной благодаря гастролям Московского Художественного театра и публикации книги великого режиссера «Моя жизнь в искусстве». Развитие экспрессионистского (условного) направления тоже было во многом обязано влиянию советской режиссерской школы В.Э. Мейерхольда. Выдающееся значение имела деятельность немецкого режиссера М. Рейнгардта, мастера яркой театральной выразительности, особенно прославившегося искусством массовых эпизодов. Среди драматургов самыми прославленными стали англичанин Б. Шоу, немец Б. Брехт.
 
Кинематограф.
 Бурными темпами протекало развитие киноискусства. Целой эпохой в этом жанре стало творчество великого американского актера и режиссера Ч. Чаплина. В его немых фильмах «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» главным героем стал смешной человечек с тросточкой в котелке и больших ботинках, одновременно смешной и несчастный, вызывающий смех и жалость.

Новую эру в истории мировой кинематографии открыло звуковое кино. Стремление придать кинематографу характер искусства выразилось, прежде всего, в экранизации драматических произведений. Сначала на экран лишь механически переносились театральные постановки. Главным выразительным средством звуковых кинофильмов стал диалог, что дало повод назвать их «стопроцентно разговорными». В кино появились музыка и песни.

В 20–30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется массовыми постановками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, фильмов ужасов с вампирами и чудовищами, комедий.
 
Тоталитаризм и культура.
С приходом Гитлера к власти в Германии часть деятелей культуры оказалась в эмиграции, другие стали сотрудничать с рейхом.

Многие литераторы были объединены в «Имперской палате словесности». Поощрялась проза, вошедшая в историю немецкой литературы под названием «Кровь и почва», романы и повести на исторические сюжеты, сюжеты из жизни современной немецкой деревни, утверждающие идеалы «почвенности» и «народности».

Немецкое киноискусство было полностью поставлено под контроль государства. Самой знаменитой представительницей нацистской кинематографии стала режиссер и актриса Лени Рифеншталь. Ее документальные фильмы «Победа веры» (1933), «Имперский партийный съезд» (1934), «Триумф волн» (1935) воспевали Гитлера, идеи нацизма. В фильмах «Наш вермахт» (1936) и «Олимпия» (1936–1938) (об Олимпийских играх в Берлине) Рифеншталь повторила приемы, уже использованные в фильме «Триумф волн».

В художественном киноискусстве Германии гитлеровского времени преобладали развлекательные фильмы. К ним относятся работы Г. Якоби, режиссера-постановщика комедий «Где Матильда?» (1938), «Женщины — все же лучшие дипломаты» (1941), «Девушка моей мечты» (1944).

Третий рейх выдвинул новых архитекторов, ставших основателями особого «имперского стиля». Одним из примеров этой архитектуры служит комплекс сооружений «Имперского комплекса съездов нацистской партии» в Нюрнберге, ставшей одной из главных строек Третьего рейха. В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались современные форумы — обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций. Официальным направлением архитектуры стали неоклассицизм и символизм.

Темы: Международные отношения, Культура, ПМВ
Источник: История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2016.
Материалы по теме
Представления о культуре в психоанализе Фрейда
Монина Н.П., Культурология
Международно-правовая концепция России
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Культура и развитие личности
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
Психоаналитическая школа в культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Новоевропейская культура
Монина Н.П., Культурология
Международные отношения в XIX в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Человек и культура
Крылов А.А., Психология
Оставить комментарий