Культурное наследие

Сохранение культурного наследия является фундаментом культурной политики любого государства. От практической деятельности по сохранению наследия прошлых эпох зависит сама возможность обеспечения связи времен. К этой теме обращались и обращаются представители различных социокультурных практик: философы, историки, культурологи, музееведы, искусствоведы, литературоведы. Интерес к культурному наследию в современный период обусловлен необходимостью создания системных концепций о культурном прошлом человечества. Традиция по сохранению культурного наследия нашла своё завершение в создании социокультурных институтов: музеев, библиотек, архивов, сотрудники которых и осуществляют деятельность по собиранию, хранению, изучению и популяризации культурного наследия. Публикация неизвестных или давно забытых произведений, а также демонстрация произведений искусства из фондов музеев, архивов, частных коллекций - это шаг не только к познанию, но и нередко к переосмыслению духовного и культурного опыта предшествующих поколений. Государственному учету подлежат памятники истории, археологии, градостроительства, архитектуры, искусства. Так к культурному наследию могут быть отнесены археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда), природно-культурные ландшафты (садово-парковые ансамбли, усадебные комплексы), предметы материальной культуры (мебель, утварь, старинные станки), письменные источники (государственные акты, летописи, книги, дневники), произведения искусства, документы видео и аудио ряда. Под культурным наследием понимают и такие явления, как традиции, поведение, обычаи, культурные индивидуальности народов и групп населения.

Согласно Конвенции ЮНЕСКО 1972 года к культурному наследию относятся:

  • памятники - произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
  • ансамбли - группы изолированных или объединенных строений, чьи архитектура, единство или связь с пейзажем представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
  •  достопримечательные места - произведения человека или творения природы, иногда оформленные либо дополненные человеком.

К Конвенции ЮНЕСКО присоединилось 156 стран, в списки объектов всемирного наследия включено около 600 памятников. Россия присоединилась к Конвенции в 1988 году. В 90-е годы прошлого столетия в список памятников культуры всемирного наследия были включены московский Кремль, Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, исторические памятники Великого Новгорода и его окрестностей, Соловецкий историко-культурный комплекс, белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли, погост Кижи, ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, церковь Вознесения в Коломенском. Принципиальным положением Конвенции является утверждение взаимосвязи и единства природного и культурного наследия. Постоянно расширяется круг государств, присоединившихся к Конвенции, представляются документы в ЮНЕСКО на новые памятники мировой культуры, рассчитывающие получить поддержку в деле сохранения и защиты их мировым сообществом. Ю.А. Введенин предлагает следующую формулировку определения культурного наследия: «культурное наследие - это нечто целостное, обладающее информационным потенциалом, необходимым для развития и передачи будущим поколениям; это то, что представляет ценность и является частью национального богатства; это то, что может рассматриваться как один из важнейших ресурсов, влияющих на дальнейшее развитие общества, страны, региона»39. Рассматривая культурное наследие как феномен и как процесс, отечественные исследователи делают его предметом культурологического осмысления, понимая его как фактор культурной динамики или как отражение процесса культурного этногенеза.

Процесс сохранения памятников культуры можно проанализировать на примере деятельности такого социокультурного института, как «музей», который является не только хранилищем артефактов и предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, но это одна из форм самосохранения и развития культуры. Музеи возникли из архивов-библиотек и собраний даров в древних храмах. Само название «музей» восходит к древнегреческим «мусейонам», где обитали музы, которым приносили дары. В Древней Греции музей - это храм муз, где предавались размышлениям. В Древнем Риме музейные собрания возникали в термах и у частных лиц. Термин «памятник» возник в Риме и означал скульптуру или стелу, воздвигнутую в честь какого-либо события или человека. В современном значении термин «памятник» стал входить в европейский обиход в XVII в., а в России - с начала XIX века, применительно к скульптуре и археологическим древностям, до XX века также использовали термины «древности» и «достопримечательности»40. Представление о культурном наследии утвердилось в период Возрождения, когда взоры вновь обратились к античности, что и положило началу создания коллекций (коллекция римских пап в Ватикане, семьи Медичи во Флоренции). В России к первым собраниям редкостей относятся собрания XVI в.: царская Оружейная палата, Патриаршая ризница. При Петре I началось сохранение моделей кораблей, а в 1719 г. была открыта кунсткамера, ставшая первым русским музеем. Екатерина II положила начало созданию Императорского Эрмитажа в 1764 г., закупив ряд европейских коллекций. Мощный расцвет музейного дела приходится на XIX век. Наиболее приемлемой формой сохранения культурного наследия стал признаваться музей как социокультурный институт сохранения и передачи культурного наследия (Российский Исторический музей в Москве). Музеям в центре России отводили роль символов государства и государственности. Во второй половине XIX века создаются провинциальные музеи, главной задачей которых стало сохранение своеобразия культуры разных регионов и городов России. Победа революции 1917 г. превращает музеи в культурное достояние общества, вследствие чего меняется и концепция роли культуры. «Ленинский план монументальной пропаганды» показал, что новая власть не игнорировала мировое культурное наследие, но формировала новые культурные коды: обращение к рационализму, национализация императорских музеев и создание многочисленных новых музеев на всей территории России. Новаторским явлением было создание таких музеев, как Музей Революции, Музей Красной Армии, Музей войны, посвященный первой мировой войне - это отражение социополитических настроений в обществе рубежа веков, сохранение раритетов, необходимых для укрепления новой власти. Историко-бытовые и историко-художественные музеи создавались на основе национализированных дворцов и особняков и на основе сохранившихся в них коллекций Шереметьевых, Шуваловых, Строгановых, Юсуповых и др. Просветительское понимание функций музея новой властью привело к созданию таких музеев, как Товарного, Торгового, Автомобильного, Геологического. В современное время музеи сами становятся объектом культурного наследия России, включая в свои ансамбли не только музейные комплексы, но и исторические территории, храмы, русла рек. Музеи выполняют функцию связи веков, трансляции накопленного человечеством социокультурного опыта, изучения культурного наследия отечества как фактора социального и экономического развития общества. Совместная направленность культурной и экономической политики позволит рассматривать культурное наследие наравне с другими хозяйственными комплексами и видеть в этом залог будущего успешного развития государства, города или региона в целом.

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Материалы по теме
Структура культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Демократическая и тоталитарная политическая культура
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Виды культурных ценностей
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культурантропологическая школа
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культурный лаг и трансмиссия
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура как контекст правовой социализации
Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор:...
Концепции культуры как системы производства и потребления
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Культурные горизонты Африки и Латинской Америки
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий