Культурно-эволюционная школа

Ответвлением антропологической школы стала культурноэволюционная школа, ярче всего представленная Лесли Алви-ном Уайтом (1990-1975). Этот выдающийся американский ученый начинал свою научную деятельность на поприще антропологии как ученик Ф. Боаса, но постепенно его интересы смещаются почти исключительно в сторону «чистой культурологии». Он автор работ «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973).

Как уже отмечалось, Л. Уайту принадлежит заслуга выделения и обоснования культурологии как самостоятельной науки. Амбиции его простирались гораздо дальше. Он собирался не только обнаружить принципы поведения различных подклассов элементов культуры, но и сформулировать законы культурных явлений и систем127. Однако и то, что ему удалось сделать, очень значимо.

Он исследовал как культурообразующий феномен символизацию — способность человека создавать необходимые ему символы и ценности от простейшей домашней утвари и орудий труда до более сложных материальных предметов (например, термометр, телескоп, медицинские приборы) или книг и картин.

С именем Л. Уайта связана концепция эволюции культуры. Накопление или рост культуры зависят, по его мнению, от так называемой энергии культуры.

«Элементы культуры, — пишет он, — действуют и реагируют друг на друга своим собственным образом». Энергетическая теория, которую разработал Уайт, призвана объяснить эволюцию культуры как целого, показать, как «культура вырастает из культуры».

Эволюция культуры, по Уайту, это — «захватывающая история приключений и прогресса — история вида, который благодаря культуре возвысился от положения просто животного до уровня радикально нового способа жизни, имеющего своей целью завоевание господства над большинством остальных видов и осуществление мощного и всеобъемлющего контроля над природной средой».

Рассматривая культуру как самоорганизующуюся систему, Уайт исходил из того, что энергией, которая ей движет, могут быть как крупные (технологии, социальные системы, экономические и политические институты), так и более мелкие (изобретения типа парового двигателя, открытия в математике и т. д.). Феномен культуры Уайт истолковывал в контексте космической эволюции, увязывая свою культурологическую концепцию с синергетическим эффектом. По сути, к развитию и социализации личности он подходил как проблеме социальной синергетики. В глазах Уайта культура представляет собой поток «взаимодействующих элементов; одна черта реагирует на другие и в свою очередь, испытывает на себе их влияние. Некоторые элементы устаревают и исключаются из потока; в него включаются новые элементы. Постоянно возникают новые изменения, сочетания и синтезы».

Темы: Эволюция, Культура, Антропология
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Антропологическая школа культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культурантропологическая школа
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Эволюционизм культуры
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Исламская культурная традиция
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культура архаики
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Виды культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Понятие и структура политической культуры
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Постмодернизм в культурологии
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Оставить комментарий