Культурантропологическая школа

Культурантропология (культурная антропология) не столько школа, сколько направление, в рамках которого предметно исследуется коммуникативная роль культуры, особенно в трансляции культурного наследия от поколения к поколению.

Культурантропология обогатила изучение культуры методами семиотики, структурной лингвистики (языку уделялось в структуре культуры ведущее место), математики и кибернетики. С учетом того, что человек в конкретно-историческом многообразии культур — величина не постоянная, а переменчивая, культурантропология прибегла к широкому сотрудничеству с еще целым рядом наук: биологией, психологией, историей, социологией, теологией, искусствоведением и др.

Внутренние резервы открылись и в самой антропологии как науке о природе человека. Культурологического уровня в антропологии наука достигла в трудах американских ученых Ф. Боаса, Э. Сепира, Б. Л. Уорфа, А. Гольденвейзера, К. Уисслера и др., а видный представитель французского структурализма, этнолог и социолог Клод Леви-Строс (1908-2009) своими работами о культуре первобытного общества и особенностях мифологического мышления («Структурная антропология», 1958; «Тотемизм сегодня», 1962; «Мышление дикарей», 1962 и др.) придал культурологическим исследованиям новый импульс.

Особо продуктивными в американской антропологии оказались исследования Франца Боаса (1852-1942). Сам он переехал в Америку из Германии в 1887 г., и созданная им в США школа исторической этнологии — это во многом продолжение немецкой культурно-исторической школы. Автор целого ряда работ («Ум первобытного человека», «Расы, языки и культура», «Антропология и современная жизнь»), Боас подготовил блистательную плеяду учеников, оставивших яркий след в культурологии. Среди них А. Крёбер, К. Уисслер, Р. Бенедикт, М. Мид, Л. Уайт. С именем Боаса ассоциируется понятие культурный шок — результат погружения в незнакомую культуру неподготовленного посетителя.

Фактически американская школа культурной антропологии смыкается с французской структурной антропологией, созданной К. Леви-Стросом. Последний, кстати, с одобрением отзывался о трудах тех заокеанских коллег, которые не абсолютизировали возможности познания данного момента, поскольку такой узкий взгляд на историческое развитие не позволяет взвесить и оценить элементы настоящего в их внутренних взаимоотношениях. В то же время ему импонировала взвешенная позиция Ф. Боаса, и он разделял его положение: «Всегда существует опасность того, что широкие обобщения, извлекаемые из исследований культурной интеграции, могут быть сведены к общим местам».

Источник: 
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Культурно-эволюционная школа
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Антропологическая школа культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культурология: ее предмет, объект и структура
Монина Н.П., Культурология
Средневековая культура. Начало Ренессанса
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Основные парадигмы философского анализа культуры
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Парадигмы управления персоналом и типы организационной культуры
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Понятие культуры Й. Хейзинги (1872-1945)
Монина Н.П., Культурология
Элементы культуры организации
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Оставить комментарий