Культурная картина мира

Картина мира - это абстрактное понятие для обозначения модели мира, которая формируется в рамках философской, мифологической, религиозной, научной мировоззренческих систем. Понятие «картина мира» было изначально нацелено либо на обобщенное представление о мире, либо на представление о мире в рамках определенных научных проблем, например, физики, биологии. Дискуссия до сих пор не завершена, хотя представители обоих направлений в настоящее время сошлись на осознании значимости принципа взаимодополнительности. Культурология, синтезировав в себе науки абстрактного и конкретного уровня, опирается на уже достигнутые результаты в данной области, делая упор на методологические, эвристические и творческие возможности культурологического осмысления картины мира. Так теория культуры включает в рассмотрение определение содержания данного понятия, его интерпретацию, анализ места данного понятия среди других категорий культурологического знания. Историческая культурология включает историю генезиса и смены культурных парадигм картин мира. Таким образом в культурологии значимым понятием является «культурная парадигма» - система представлений, значимых в определенный исторический период, в рамках представлений, выразившихся в культурных артефактах. Культурная картина мира складывается из культуры повседневности, художественной, языковой, научно-философской, религиозно-философской и других феноменов. О возможности понятия художественного творчества через интерпретацию поступков личности художника, его картин, созданных образов писал еще немецкий философ В. Дильтей. В разработку языковой картины мира значимый вклад внесли австрийский философ Людвиг Витгенштейн, американские лингвисты Э. Сепир и Б.Л. Уорф и др. В результате исследований было выявлено, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания мира. В последние десятилетия актуальными являются исследования в области изучения культуры повседневности (Ж. Бодрийяр, Ф. Бродель и др.) и этнокультурной составляющей картины мира (Г.А. Гачев). В построении социокультурной картины мира одно из ключевых мест занимает национальный аспект, в котором существенную роль играет чувственная составляющая картины мира. Уровни картины мира необходимо рассматривать с учетом национальных специфических черт и менталитета разных народов - европейских народов, народов Африки и Латинской Америки, многочисленных народов России.

Построение культурной картины мира невозможно без вненаучных форм социального знания, например, искусства, а художественное построение картины мира имеет свои особенности. Философия искусства и культурология способны преодолеть разрыв между двумя типами исследования в художественной сфере: между общетеоретическими обобщениями и теоретическими положениями искусствоведческих дисциплин. Ценностно-мировоззренческий аспект в построении художественной картины мира позволяет формировать новую исследовательскую стилистику, цель которой создание полномасштабной культурной картины мира, примером построения которой может быть работа Й. Хейзинги «Осень Средневековья», в которой он пытается постигнуть творчество художников во взаимосвязи с жизнью своей эпохи. В другой работе Хейзинги «Человек играющий» тема «игры» прослежена в огромной временной перспективе и позволяет исследователю вступить в культурный диалог с ушедшими веками, установить новый тип отношения с культурой прежних эпох. Т.Ф. Кузнецова обращает внимание на то, что «интегральным систематизирующим фактором построения художественной картины мира выступает духовность как конкретно исторически воплощенная субъективность»35. К духовным, мировоззренческим потребностям построения художественной картины мира автор относит тоску по утраченной цельности восприятия мира, а также стремление к постижению духовной смыслосозидающей силы мироздания и принципов совершенства мира. Разработка художественной картины мира ведется через анализ многочисленных видов искусства. Например, исследователи отмечают, что открытие перспективы в живописи Возрождения свидетельствуют о переходе от вертикальной концепции мира Средневековья (рай-земля-ад) к горизонтальной (чисто земной) картине мира. Слушая огранное произведение И.С. Баха, в сознании человека возникает образ собора и, соответственно, отражающаяся в нем вертикальная концепция мира. Особое место принадлежит литературной картине мира, ведущую роль в построении которой сыграли труды М.М. Бахтина («Проблемы поэтики Достоевского», «Формы времени и хронотопа в романе», «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»), В.Я. Проппа («Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки»), Ю.М. Лотмана («Структура художественного текста», «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», «Текст как психологическая реальность», «Текст: семиотика и структура»). Авангардисты и поставангардисты в искусстве XX века задают тон символического отображения современной картины мира, которая представляется как сложное и противоречивое изображение жизни и вечной борьбы в ней. Современное время диктует продолжение исследования «культурной картины мира» в сфере культурологического и социогуманитарного знания.

Ключевые слова: Картина мира, Культура
Источник: Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Материалы по теме
Российская цивилизация и культура
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Психоаналитические концепции культуры Юнга
Монина Н.П., Культурология
Влияние культуры на сферу потребления
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
СМИ и особенности культуры современного общества
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Культура Европы XIX-XX вв.
Монина Н.П., Культурология
Социология культуры как отрасль социологического знания
Ритерман Т.П., Социология
Оставить комментарий