Культура греко-римской цивилизации

В начале 1 тыс. до н. э. древневосточные цивилизации вступили в эпоху упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Начиная с 5 в. до н. э. центром развития культуры этого региона становится Греция. Культурному возвышению Греции, как считают исследователи, способствовали особые этнические и географические условия. Тогда Греция представляла собой ряд относительно изолированных невысокими горными хребтами районов. Небольшие долины, не высокие округлые горы, оливковые и лимонные рощи у их оснований, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов способствовали сближению человека с природой, не подавляя при этом воображения греков. Многие заливы и бухты имели удобные гавани, что способствовало развитию мореходства, обеспечивало интенсивный информационный обмен, взаимообогащение культур. Влияние благодатной природы сказалось во всех областях культуры: в науке, архитектуре, пластике, философии, в самом мироощущении греков.

Причины яркого всплеска древнегреческой культуры:

  1. Выгодное географическое положение: между первыми цивилизациями и нецивилизованным миром (варварами), следовательно, между ними возникают отношения военные, экономические, культурные; греки стали быстро обогащаться, а в результате культурного обмена получили возможность аккумулировать в себе достижения других народов.
  2. Полисная организация политической жизни. Полис произошел от общины, но в полисе грек не подчинен полностью, был свободен, а следовательно, складывается особый тип мышления.
  3. Ландшафт. Чрезвычайно разнообразный ландшафт на сравнительно небольшой территории, следовательно, обмен информацией интенсивен и проистекает из различных областей деятельности.
  4. «Этнический котел». На определенном этапе Древняя Греция стала тупиком великого скифского коридора: Центральная Азия, Сибирь, Причерноморье, Греция, следовательно, ассимилировала различные народы, а, соответственно, и их культуры.
  5. Наличие в Греции рабства. Свободный грек имел достаточное количество свободного времени, которое он тратил на самосовершенствование: спорт, поэзия, философические беседы.

В процессе своего развития культура Греции пережила несколько этапов. К 2 тыс. до н. э. относится древняя минойская, или кносская культура, названная так по имени легендарного царя Миноса и его знаменитого дворца в Кноссе на Крите. Минойская цивилизация процветала до середины 15 в. до н. э., когда она оказалась неожиданно уничтоженной извержением вулкана, а Крит был захвачен ахейскими племенами. Развитие ахейского общества в 16-13 вв. до н. э. проходило под влиянием минойской цивилизации, но по названию крупнейшего города того времени Микен эту древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской. Завершающим событием в существовании крито-микенской цивилизации стала Троянская война, которая облегчила проникновение на Балканский полуостров дорийских племен.

Дорийское завоевание Греции привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Поэтому период 11-9 вв. до н. э. в истории культуры Древней Греции считается «темными веками», однако его еще называют гомеровским по имени гениального древнегреческого поэта и сказителя Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Хотя Гомер жил значительно позже названного времени, в своих поэмах он отразил многие явления культурной жизни своих предшественников.

На время с середины 8 до конца б в. до н. э. приходится архаический период, культурными особенностями которого было возникновение в географически обособленных районах Греции самостоятельных городов-полисов. В этот же период рост численности населения и недостаток пахотных земель заставил большинство полисов развивать торговлю и начать широкую территориальную экспансию, получившую название «великая колонизация», сопровождавшуюся бурным развитием культуры.

Своего наивысшего расцвета культура Древней Греции достигла в классическую эпоху, длившуюся в течение 5-4 вв. до н. э. После победного окончания греко-персидских войн Афины становятся политическим и культурным центром Греции. Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н. э.), высокой классики (449-421 гг. до н. э.) и поздней классики (конец 5-4 в. до н. э.).

Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохе эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизаций. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с «варварскими» ценностями культуры.

Древнегреческой культуре было присуще ярко выраженное индивидуалистическое начало. Понятие «личности» формировалось в связи с окончательным становлением полисов. Они были основой греческой культуры. Именно полисная организация общественной жизни необычайно ускорила развитие культуры. Именно потому, что полисы были миниатюрны (редко более 10 тыс. свободных граждан), они «проигрывали» (на своем уровне и в специфических формах) целый ряд вариантов решения тех проблем, которые перед человечеством выдвинул лишь XX в.

Культура Древнего Рима. Примерно с III в. до н. э. центром античной культуры становится территория современной Италии, и все дальнейшее ее развитие уже происходило в рамках тысячелетней истории вечного Рима - государства, которое прошло стремительный путь от маленького городка на реке Тибр до огромной мировой сверхдержавы, владыки всего Средиземноморья. Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы стала эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее завершением.

Исторически Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, завоеванные Римом, но, прежде всего, велика была роль этрусков и греков. С самого начала ее отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с римской системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но и существенно отличались от них. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности.

Основные принципы культуры двух народов также были различимы по своей сути. Чувство прекрасного было для греков и идеалом, и принципом культуры. Греки превыше всего ценили гармонию, соразмерность и красоту, в то время как римляне не признавали ничего, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Здесь личные таланты не выдвигались и не культивировались. Поэтому среди римлян не было великих художников, архитекторов, скульпторов, равных по своей значимости гениям художественной культуры Греции.

При исследовании культур обоих народов следует помнить, что культуры формировались в рамках единой античной культуры, на базе античной гражданской общины, близких представлений о мире и человеке. Поэтому для них были одинаково важны и ценны идея значимости гражданской общины, представление, что благо человека неразрывно связано с благополучием коллектива, идея демократии как верховной власти народа. Но эти общие ценности были различным образом реализованы в художественном творчестве. У греков эти представления воплотились в классической скульптуре, представляющей собой единство духа и материи. Этой пластике индивидуального человеческого тела римская скульптура противопоставила пластику социального, исторического организма. Римлянин видел в окружающем мире только его социальное содержание. Отдельный человек личность в римской культуре — это всегда гражданин имеющий определенные права и обязанности по отношению к государству. Отдельная личность здесь должна подчиняться решениям коллектива и общества.

В целом, историю и культуру Древнего Рима можно разделить на следующие этапы:
1. Этрусская культура. Этрускам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит, распространенный в большей части Европы и мира, - этрусского происхождения.
2. Царский период истории Рима.
3. Римская республика:

  • ранняя,
  • поздняя.

4. Римская империя:

  • ранняя,
  • поздняя.

Легенда о Рамуле и Реме. Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои - города на северо-западном побережье Малой Азии - некоторым ее защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жены свою дочь (это путешествие описано римским поэтом Вергилием в эпической поэме «Энеида»).

Сын Энея - Асканий Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея - Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторое время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвин родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег здесь к ним подошла волчица посланная на землю богом Марсом, и напоила, их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой.

А сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, - на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым царем. Временем основания Рима традиционно считается 753 г. до н. э.

Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении многих лет средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в обществе смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

Культуру древней Греции и Рима принято относить к эпохе Античности (I тыс. до н. э. - V в. н. э.), и первоначально (до XVIII в.) она понималась как особый вид искусства, относящегося к ранним историческим периодам. Впоследствии его содержание свелось к греко-римской культуре как совокупному проявлению древности в области социальной жизни, быта, образа мысли.

В первой половине I тыс. до н. э. Древняя Греция и Рим становятся центрами развития культуры. Общим для обеих культур стало их становление как империй, стремящихся к приобретению колоний: для древней Греции это VIII в. до н. э., для Рима - III-II вв. до н. э. Но движущие мотивы были неодинаковы: Греция стремилась к сплочению народа и повышению национального самосознания, Рим - к образованию всемирной империи и ведению завоевательных войн ради самих сражений. В силу этого Римская империя уже на этапе Ранней республики (IV—III вв. до н. э.) представляла собой хорошо военизированное государство. Войска размещались в военных лагерях и отличались дисциплинированностью, державшейся на системе наказаний и поощрений, самым почетным поощрением был триумф или торжественный выезд на колеснице на вершину Капитолийского холма. Устремления Римской империи к всемирному господству отразились в архитектуре: в честь завоеваний и побед строились триумфальные арки, пышные своды, обелиски; в честь великих полководцев создавались портреты, ваялись бюсты, чеканились золотые и бронзовые монеты с их рельефами. Колонизаторская деятельность Греции была направлена на создание земледельческих общин. Рим стремился к созданию клеурх — военно-земледельческих областей.

Древнеримская культура впитала в себя многое из древнегреческой культуры, но значительно от нее отличалась. Целостная и гармоничная модель мира древнего грека отражалась в трехмерности, пластике, скульптурности греческого искусства. В греческом мире человек идеально вписывается в космос, поэтому космос казался понятным и доступным, а человек верил, что похож на богов. Римляне не могли приблизиться к греческому идеалу, так как была утеряна естественная модель мира, поэтому в древнеримской картине мира не было личности, органически вписывающейся в полис и космос. Культурная деятельность была направлена на поддержание духа великой Римской империи и изобиловала портретами и историческими рельефами. В изобразительном искусстве трехмерность уступает место двух-мерности как двухсобытийности мира, а индивид рассматривается с точки зрения империи.

Мифология древнего грека - это гармоничная модель мира, мифология римлян - это сказка, утратившая целостность бытия. В культуре Римской империи преобладают единичные, величественные строения, такие как дворец Юпитера на Капитолийском холме, Пантеон, Колизей и др. Древнегреческая культура сосредоточивается на духовном мире человека, древнеримская культура стремится подчеркнуть внешнюю сторону жизни человека ориентируясь на практицизм формализм дидактизм. Практицизм — это ориентирование сознания на практические цели. Формализм — представление о приоритете внешних форм над внутренним содержанием. Дидактизм — мировоззренческая установка, согласно которой человек не только должен сам учиться но и уметь научить других людей. Эти тенденции духовной жизни римлян описываются в трудах древнеримских поэтов: Ливия Андроника переведшего Одиссею Гомера Апулея, Овидия, Горация, Лукреция Кара.

Античная культура - колыбель европейской культуры и цивилизации. Основанием для подобного рода высказываний является то, что многие идеи, определившие собой своеобразие европейской цивилизации, были рождены в рамках античности. Это касается философских, научных, политических, этических, эстетических идеалов и взглядов.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.