Конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием у людей разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Обычно к конфликтам приводят следующие причины:
- наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;
- присутствие противоборства между различными людьми (руководителя коллектива с неформальными лидерами, неформальными микрогруппами и разностатусными членами группы, разными микрогруппами);
- разрыв отношений внутри определенных микрогрупп;
- появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.
Конфликт играет как конструктивную роль в малой группе, так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности выполняемой ими совместной деятельности).
К позитивным функциям конфликтов относятся:
- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);
- информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);
- сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);
- стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, способы достижения лучших результатов во взаимодействии);
- снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);
- диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).
К негативным функциям конфликта относятся:
- большие эмоциональные и материальные затраты, направляемые на разрешение конфликта;
- исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;
- уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;
- неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах;
- утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.
Классификация конфликтов
Конфликты можно классифицировать по разным основаниям.
В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:
- антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления к достижению своих целей);
- компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия и т.д.).
В зависимости от природы возникновения конфликты могут быть сгруппированы как:
1) социальные (высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов), которые делятся на:
- межгосударственные;
- национальные;
- этнические;
- межнациональные;
2) организационные, протекающие в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся последствием организационного регламентирования деятельности личности:
- функционального закрепления за работниками прав и обязанностей;
- внедрения формальных структур управления;
- распределительных отношений в организациях и т.д.;
3) эмоциональные или личностные (эти конфликты вызываются чувством зависти, антипатии, обусловлены быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов).
В зависимости от направления воздействия конфликты могут быть разделены на:
- вертикальные (предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель - подчиненный, предприятие - вышестоящая организация);
- горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов).
В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают:
- конструктивными (в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработка новых решений сложных задач и т.д.);
- деструктивными (ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят).
По степени выраженности конфликты делятся на:
- открытые (характеризуются открытым столкновением оппонирующих сторон);
- скрытые (при таких конфликтах отсутствуют агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы противодействия);
- потенциальные (предполагают наличие конфликтной ситуации, но открытого столкновения не происходит, существует закомуфлированное скрытое противостояние).
В зависимости от количества участников конфликты могут быть разделены на:
- внутриличностные (столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов);
- межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой);
- между личностью и группой (возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям);
- межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений).
Структуру конфликта можно выразить формулой:
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент
Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.
На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.
Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта.
Субъекты (стороны) конфликта - это непосредственные его участники.
Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов - внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы, повлекшие вступление в конфликт.
На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположными, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента.