Концепции социальной патологии

К этому течению социологической мысли относятся исследования, в которых в явном или неявном виде используются представления о «здоровом обществе». Здоровое общество, по мысли сторонников концепции социальной патологии, — это общество, в котором живут и функционируют полноценные в генетическом, биологическом, психологическом, этническом, расовом отношении индивиды. Социальные проблемы являются результатом наличия в обществе неполноценных индивидов и групп. Самуэль Смит в работе «Социальная патология» (1911) указывал, что неполноценные индивиды порождают других неполноценных индивидов, а множество дефектных людей и групп служит основой для возникновения таких форм социального поведения, которые и создают социальные проблемы. Сторонники этой концепции предлагали решать социальные проблемы двумя способами:

  1. изолировать неполноценных индивидов от общества или вообще изгнать из общества;
  2. воспитывать, перевоспитывать дефективных индивидов, применять к ним различные формы дисциплинарного воздействия.

Такая политика проводилась в первые десятилетия ХХ в. в США. В 1924 г. был принят закон, снижавший квоты легального въезда иностранцев в США. Ограничения касались евреев, итальянцев, поляков, венгров, греков, русских.

Эволюционистские теории

Социальное развитие в рамках этих теорий рассматривается как происходящее по объективным, независимым от воли и сознания людей социальным законам. В процессе социальной эволюции социальные проблемы возникают с неизбежностью. Г. Спенсер выступал против вмешательства государства в общественную жизнь, против социальных реформ, которые были задуманы для облегчения участи страждущих. Он утверждал, что заботиться о бедных, вдовах, больных — не обязательно. Эти группы сами виноваты в своем положении: они не проявили должного стремления решить свои проблемы самостоятельно. Поэтому лучшее, что они могут сделать, это умереть. Все же Спенсер верил в то, что социальная эволюция со временем приведет человечество к такому состоянию, при котором многие социальные проблемы исчезнут, но произойдет это естественным образом.

Американский социолог У. Самнер считал, что составлять проекты нового социального мира — это величайшее безумие. Они не могут быть осуществлены, поскольку любой из них игнорирует действие объективных законов социальной эволюции. Он также выступал против вмешательства государства в решение социальных проблем.

В группе эволюционистов существовали и не столь радикальные мыслители. Например, другой американский социолог, А. Смолл, считал, что социальные проблемы могут и должны решаться, но для этого необходимо разработать специальные социальные технологии. Он подчеркивал, что именно социальные технологии должны использоваться для изменения и совершенствования социальных институтов, тогда более совершенные социальные институты будут создавать более совершенных людей.

Концепция аномии Э. Дюркгейма

Для понимания данной концепции необходимо вспомнить о представлениях Э. Дюркгейма относительно органической и механической солидарности. Механическая солидарность характерна для архаических обществ. Люди здесь объединяются друг с другом на основе сходства общественных функций индивидов. Органическая солидарность принципиально присуща современным обществам, формирующимся на основе разделения труда. Разделение труда интегрирует индивидов в единое целое, обеспечивая взаимоподдержку, без которой при глубоком разделении труда одному человеку выжить невозможно. Органическая солидарность — важная и универсальная общественная ценность, тот идеал, к которому должны стремиться люди.

Социальные проблемы являются результатом отсутствия органической солидарности, сильных социальных связей, которые и удерживают поведение людей в рамках одобряемых норм. Реально существующие общества еще не достигли в полной мере состояния органической солидарности. В этих обществах проявляется аномия — состояние общества, когда значительная часть граждан, зная о существовании обязывающих их норм, относится к этим нормам негативно или равнодушно.

Аномия — продукт перехода от механической солидарности к органической. Аномия характерна для обществ, где происходит быстрая эволюция. В условиях быстрых социальных изменений люди зачастую теряют способность ориентироваться в многообразии меняющихся ценностей и норм, оказываются не в состоянии приспособиться к изменяющимся общественным условиям, в результате чего формируется особый тип личности — аномическая личность.

Чтобы преодолеть состояние аномии, общество должно проводить специальную работу по укреплению связей между индивидами. Сильные социальные связи и должны стать основой взаимопонимания людей, взаимной поддержки. Укрепить связи индивида с группой в промышленных обществах могут только профессиональные корпорации, считал Дюркгейм. Не семья, не государство, не религия, а промышленные корпорации должны стать местом, где укрепляется связь индивидов друг с другом.

Насколько велико значение социальных связей индивида с группой, Дюркгейм показал на примере анализа различных типов самоубийств. Он различал четыре типа самоубийств — эгоистическое, альтруистическое, аномическое, фаталистическое.

При эгоистическом типе самоубийство является результатом ослабления связей индивидов со значимыми для них группами. Разрыв этих связей лишает индивида необходимости выполнять обязательства, которые у него имеются перед группой. При альтруистическом типе, напротив, социальная связь индивида с группой носит столь жесткий характер, что индивид, потеряв опору в этих связях, лишает себя жизни. Это самоубийство жены вслед за мужем, раба вслед за хозяином. При аномическом типе индивид не в состоянии приспосабливаться к происходящим в обществе преобразованиям. Он теряет связи с социальными группами, и сама группа ослабляет контроль над поведением индивидов. Фаталистическое самоубийство происходит при избытке регламентации поведения личности. Таковы, например, самоубийства в армии, в тюрьмах.

Теория социальной дезорганизации

Основы этой теории были заложены в первой половине XX в. У Томасом и Ф.Знанецким, представителями Чикагской социологической школы. Она была разработана в ответ на объективное требование американского общества преодолеть кризис 1920-1930-х годов в США. Представители Чикагской школы ставили перед собой задачу разработать такие социальные технологии, которые позволяли бы успешно решать наиболее острые проблемы крупных городов США.

Для понимания социальной дезорганизации необходимо рассмотреть понятие социальной организации. Оно используется в двух значениях: 1) сознательно создаваемые людьми учреждения, институты, которые призваны обеспечить кооперацию коллективной человеческой деятельности; 2) система образцов деятельности, средств социального контроля, социальных ролей и ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общества, гарантируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе их совместной жизни, т. е. обеспечивают социальный порядок. Функционирование общества упорядоченным, предсказуемым образом и называется социальной организацией.

Социальная дезорганизация — это нескоординированная, дезинтегрированная совокупность социальных статусов, ролей, норм, ценностей. Состояние социальной дезорганизации является следствием ослабления или отсутствия социального контроля, а также следствием отсутствия социального согласия по поводу обязательности соблюдения норм, следования определенным ценностям и идеалам. В состоянии социальной дезорганизации нарушается привычное, регламентируемое взаимодействие между различными социальными институтами, а сами социальные институты утрачивают способность эффективно выполнять функции, ради которых они созданы. Это состояние возникает, когда определенный социальный стандарт и правила утрачивают свое значение и не способны обеспечивать социальное поведение предсказуемым образом в соответствии с ранее существовавшими ожиданиями, и является одним из источников социальных проблем. В социальной теории выделяется четыре вида социальной дезорганизации.

  1.  Вненормность (normlessness).
  2. Культурный конфликт — противоречие разных типов культур. Люди имеют разные представления о должном, допустимом. Культурный конфликт — неспособность отдельных индивидов и их групп адаптироваться к нормам господствующей в данном обществе культуры. Примером может служить сегодняшняя ситуация с русскоязычным населением в Прибалтике.
  3. Культурное отставание (cultural lag) — неравномерность развития в различных сферах общественной жизни. Например, финансовобанковская система в России первой начала переход на принципы рыночного хозяйства, изменилась быстрее по сравнению с промышленностью. Разные темпы изменений этих двух общественных подсистем явились причиной многих социальных проблем.
  4. Брейкдаун (breakdown) — поломка, упадок сил, истощение. Это ситуации, в которых люди, соблюдая ранее принятые, действовавшие в обществе нормы, не получают ожидаемого поощрения. Например, многим в современной России выполнение профессиональных обязанностей не приносит денежного вознаграждения в том объеме, в каком они его получали в СССР.

Социальная дезорганизация проявляется:

  1.  в дезинтеграции социальных институтов, невыполнении ими своих основных функций;
  2. в нарушении и ослаблении привычных связей между социальными институтами;
  3. в ослаблении механизмов формального и неформального социального контроля;
  4. в ослаблении нормативной регуляции человеческого поведения;
  5.  в появлении образцов поведения, противоречащих ранее принятым.

Таким образом, процессы социальной дезорганизации являются одним из источников возникновения и распространения социальных проблем.

Теории девиантного поведения

Часть социальных проблем возникает в той мере, в какой отдельные группы совершают действия, поступки, отклоняющиеся от социально одобряемых норм. Девиация — нарушение индивидом и группами действующих социальных норм. Девиация столь же естественна, сколь и ее противоположность — конформизм, т. е. такое поведение, при котором индивид или группа действует в соответствии с установленными в обществе нормами. Девиантные формы поведения могут как способствовать поддержанию социального порядка, так и нарушать его. В этом смысле их можно оценивать как положительно, так и отрицательно. Некоторые отклонения могут разрушать социальный порядок, нарушать привычные нормы, но в результате создаются новые, более прогрессивные формы поведения.

Для девиантных форм поведения характерны:

  •  относительность оценок девиантных форм поведения (с точки зрения одной группы некое действие вредно, с точки зрения другой — конструктивно);
  •   неопределенность ожиданий, связанных с конкретными формами девиантного поведения;
  •  наличие разногласий по поводу приемлемости новых правил взаимодействия или новых элементов, вносимых в действующие правила.

Структурно девиация включает три основных компонента:

  1. социальную норму — центральный компонент;
  2. субъект действия, поведение которого соотносится с действующей социальной нормой;
  3. субъект оценки — группу, которая оценивает поведение отдельного индивида или группы индивидов, исходя из содержания и требований социальной нормы.

Там, где на основе оценки устанавливают расхождения между поведением индивида или группы и действующей одобряемой социальной нормой, там и возникает ситуация, которая квалифицируется как отклонение. Субъект оценки — общество, группа — вырабатывает определенное отношение к зафиксированному расхождению. Как правило, в обществе всякое нарушение социальной нормы, по крайней мере вначале, влечет за собой применение к девиантам различных санкций, вплоть до изоляции их от общества и заключения в тюрьму.

Структуру девиации можно проиллюстрировать на простом примере. Существуют правила дорожного движения, в том числе такая норма: нельзя переходить улицу на красный свет (пункт 1). Предположим, что кто-то перешел улицу на красный свет (пункт 2). Есть служба ГИБДД (пункт 3), которая оценивает подобный поступок как отклонение от норм — правил дорожного движения и может применить санкции к данному лицу — например, выписать штраф.

Когда девиации накапливаются, приобретают массовый характер, общество сталкивается с различными социальными проблемами, которые требуют либо системы интервенций (вмешательств), носящих краткосрочный характер, либо создания и реализации специальных программ по решению социальных проблем. В течение двух столетий социологическая мысль разрабатывала различные формы объяснения девиантного поведения. Все эти формы можно подразделить на три группы. В рамках первой группы делается попытка объяснить девиации исходя из анализа свойств личности; в рамках второй — акцент делается на социальной детерминации девиантных форм поведения; третья группа связывает девиантные формы поведения с культурной обусловленностью появления девиации.

Девиация — это не только состояние, статика, но и особый социальный процесс, который включает следующие этапы:

  1. создание социальной нормы, которая выступает в качестве точки отсчета, базы, на которую опираются при оценке различных форм поведения;
  2. определение сущности нормы, ее манифестация, придание ей публичного, обязательного характера;
  3. совершение девиантного поступка, который не укладывается в принятую норму;
  4. признание данного поступка девиантным;
  5. признание девианта, конкретного человека, нарушителем норм;
  6.  осуществление стигматизации — «клеймения»;
  7.  появление и накопление результатов стигматизации, в частности вторичных отклонений;
  8. распространение коллективных форм девиации.

Девиации создают социальные проблемы, когда они приобретают массовый характер и когда общество не в состоянии приостановить распространение этих форм поведения.

Особый взгляд на девиантное поведение предложил Р. Мертон. Он описал различные типы адаптации индивида к окружающей среде. В типологии Мертона ключевыми компонентами являются социально одобряемые цели и социально одобряемые способы их достижения (табл. 9.1). Все указанные способы адаптации, кроме первого, — девиантные формы поведения. Для них характерно неприятие социально одобряемых целей и/или средств их достижения. Социальные проблемы возникают как результат различных форм девиантного поведения.

С теориями девиантного поведения тесно связаны теории социального контроля — коллективных действий, направленных на обеспечение соответствия поведения индивидов и групп социально одобряемым нормам. Социальный контроль — это особая форма саморегуляции общественной жизни, форма поддержания социального порядка.

Таблица 9.1. Типология девиации по Мертону

Способы адаптации Социально одобряемые цели Социально одобряемые средства
1. конформизм + +
2. инновация + -
3. ритуализм - +
4. ретритизм - -
5. бунт - -
  + +

Социальный порядок — регулярность, повторяемость, монотонность, стандартизированность общественной жизни, ее развитие в рамках исторически выработанных, принятых форм деятельности, норм отношений между индивидами, между индивидами и группами, между различными группами и обществом в целом. Социальный порядок является существенным условием непрерывности и определенной взаимосвязанности общественного развития. Идея социального порядка предполагает неслучайный характер человеческого поведения, наличие взаимосвязей, согласованности, предсказуемости в действиях индивидов и групп, а также устойчивости общественных отношений.

До возникновения развитой общественной мысли социальный порядок рассматривался и принимался как проявление божественной воли или как естественный предустановленный процесс, продиктованный действиями непроизвольных, внешних по отношению к людям сил, т. е. как результат проявления всеобщего мирового порядка. Впервые проблему социального порядка в явном виде поставил английский философ Т. Гоббс (1588-1679). Он сформулировал парадокс: как возможно существование общества, если человек человеку волк, т. е. если человек от природы наделен инстинктом агрессии? В поисках решения этого парадокса социологическая мысль предложила несколько теорий. Одна из них — теория принуждения. В ней утверждается, что социальный порядок — продукт властных отношений, господства одних групп над другими. Вторая теория — это теория общественного договора, в соответствии с которой социальный порядок является результатом согласия, договоренности отдельных индивидов относительно необходимости соблюдения определенных правил взаимодействия. Согласно третьей теории — теории обмена — социальный порядок есть результат непреднамеренных коллективных действий людей, в ходе которых естественным образом формируются социальные нормы, правила поведения, признаваемые в дальнейшем обязательными. Четвертый тип образуют синтетические концепции, обосновывающие социальный порядок, используя ключевые положения трех вышеназванных теорий.

Социальный порядок в развитых обществах поддерживается с помощью механизмов и институтов социального контроля, назначение которого — поддержание социального порядка и обеспечение преемственности в общественном развитии. Существует несколько способов осуществления социального контроля.

1.    Социальный контроль на базе социализации, в ходе которой индивиды обретают способность быть «нормальными» членами общества, формируют свои собственные свойства и приучаются выполнять социальные роли, придерживаться социальных норм и следовать тем ценностям, которые в обществе признаны основополагающими. Социализация, обусловливая наши желания, привычки, действия, является одним из факторов социального контроля и установления социального порядка. Присущие человеку биологические инстинкты в результате социализации ограничиваются определенными рамками, соответствующими социальным нормам. Проявления этих инстинктов ставятся под внешний контроль, переходя со временем во внутренний социальный контроль, в результате чего уже не общество контролирует личность, а личность контролирует саму себя.

2.    Контроль на основе группового давления, т. е. через систему средств, которые заставляют каждого отдельно взятого члена группы следовать групповым нормам, стандартам поведения. Отклонение от групповых норм влечет за собой применение к девиантам различных санкций — формальных и неформальных, позитивных и негативных.

Позитивные санкции призваны обеспечивать с помощью поощрений, наград безусловное следование групповым нормам. Негативные санкции применяются к тем индивидам, поведение которых выходит за пределы групповых норм. Это может быть простое словесное осуждение или изгнание. Разные типы групп используют специфические для них санкции: в одних санкции носят жесткий и формальный характер, в других, например в первичных группах (в том числе в семье), применяются неформальные, мягкие формы давления.

3.    Социальный контроль на основе принуждения, состоящий в использовании главным образом формализованных процедур, т. е. законов и административных актов, а также (в необходимых случаях) насильственных действий. Современные развитые системы социального контроля широко используют и комбинируют как формальные, так и неформальные, административно-правовые, нравственные нормы. Среди институтов формального социального контроля выделяются следующие: административные и государственные органы контроля, включая полицию; суды; исправительные учреждения; психиатрические клиники. Помимо этого, контроль осуществляется с помощью СМИ.

Т. Парсонс рассматривал социальный контроль как важнейшую общественную функцию, с помощью которой общество, используя социализацию, групповое давление, принуждение, обеспечивает поддержание и развитие социального порядка, динамического равновесия в социальной системе. Однако возможности социального контроля ограниченны, и всегда во всех обществах присутствовали элементы отклоняющегося поведения. При этом одни из форм отклоняющегося поведения оказывались конструктивными, полезными для развития общества, другие — деструктивными, наносящими вред тем или иным сторонам общественной жизни. Эта двойственность девиантных форм поведения заставляет дифференцированно менять существующие способы и механизмы социального контроля.

В одних случаях отклонения должны пресекаться и с девиациями следует вести соответствующую работу, в других случаях та или иная форма отклонений может и должна быть признана полезной. Говоря о тех отклонениях, которые являются дисфункциональными по отношению к обществу, теоретики социального контроля предлагают использовать следующие методы: 1) предотвращение отклонений путем уменьшения возможностей их совершения или устранения причин возникновения отклонений; 2) удержание от отклонений на основе создания угроз наказания; 3) ресоциализацию (включая перевоспитание) девиантов; 4) более интенсивную социализацию в подростковом возрасте.

Кроме того, по отношению к деструктивным девиантам должны применяться следующие формы воздействия: 1) изоляция девиантов (арест, содержание под стражей, тюремное заключение); 2) обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми посредством домашнего ареста или помещения его в психиатрическую клинику; 3) реабилитация — особый способ возвращения девианта к привычной социальной жизни путем направления девианта в трудовые лагеря, принятия на учет и контроля над его поведением, создания общественных организаций (клубов анонимных алкоголиков, наркоманов и т. п.), в которых под руководством инструкторов (воспитателей, лидеров) проводится «лечение» девиантов.

Социальные проблемы часто возникают в результате отсутствия или неправильного, недостаточного применения различных механизмов и методов социального контроля, прежде всего контроля над девиантными формами поведения. Проблемы могут возникать в результате появления множества как деструктивных, так и позитивных девиаций.

Интеракционистские и феноменологические теории

Сторонники интеракционистских теорий исходят из того, что объективные обстоятельства сами по себе не создают социальных проблем. Социальные проблемы возникают в той мере, в какой конкретные люди оценивают определенные условия как неблагоприятные. Имеет значение не то, каковы объективные условия, а то, как отдельные группы людей оценивают эти условия. Факторами образования социальных проблем являются системы значений, смыслов, разделяемых участниками социального взаимодействия. Проблематичность общественной жизни зависит от того, каковы будут общие определения тех или иных обстоятельств, выработанные людьми посредством коммуникаций.

Для представителей феноменологической социологии в возникновении социальных проблем существенно не то, каковы объективные условия жизни, а то, как эти условия переживаются в сознании простых людей.

Разница между сторонниками интеракционизма и феноменологической социологии состоит в том, что первые подчеркивают рациональный характер социальных проблем, а вторые акцентируют внимание на жизненном мире, мире чувствований и переживаний, который в опыте предшествует рациональным способам понимания и объяснения социальных проблем.

Социологи при изучении социальных проблем должны выполнять следующие требования:

  1. следует изучать социальные проблемы с точки зрения членов данного общества, т. е. не опираясь на научные критерии;
  2. нужно учитывать неодинаковый характер значений социальных проблем для разных членов общества;
  3.  необходимо понимать, что такая неоднозначность указывает на существование противоречий, конфликтов между членами общества в определении социальных проблем;
  4. нужно исследовать те способы, какими конфликтные группы конструируют значения социальных проблем и их решения.

Теории функционалистов

Одно из ключевых понятий данного научного направления — «функция». Главный вклад в разработку этого понятия внес Р. Мертон. В социологии оно должно использоваться для обозначения последствий и результатов человеческой деятельности. Различают четыре типа функций. Эуфункции — «хорошие» функции, т. е. позитивный результат человеческой деятельности в том смысле, что он способствует поддержанию стабильности социальных институтов, поддержанию порядка в социальной системе, сохранению предсказуемого поведения людей. Кроме результатов, способствующих стабильности социальной системы, люди могут производить (и нередко производят) результаты, нарушающие социальный порядок, подрывающие устойчивость социальной системы. По Мертону, такие результаты — это дисфункции. С точки зрения функционалистов, социальные проблемы возникают в обществе тогда, когда в нем накапливаются дисфункции. Тем самым нарушается организованность социальной жизни, отдельные группы людей перестают вести себя предсказуемо. Социальная проблема, согласно Мертону, существует объективно. Поэтому он различает явные и скрытые социальные проблемы. Явные — это те проблемы, которые в определенной мере осмыслены, осознаны в обществе; о существовании скрытых проблем люди не догадываются. Мертон ввел также различение функций на явные и скрытые (латентные). Явные функции — результаты человеческой деятельности, которые соответствуют целям, намерениям деятеля. Латентные функции — результаты человеческой деятельности, которые не были предусмотрены деятелем, возникли помимо его намерений. Мертон подчеркивает, что социологи при изучении социальных проблем должны исследовать прежде всего дисфункции и латентные функции.

Теории конфликта и марксистская теория

Основная причина возникновения социальных проблем, согласно данным теориям, — это социальная дифференциация, расслоение общества на различные группы, одни из которых концентрируют в своих руках власть и богатство, другие же лишены возможности использовать в необходимом для них объеме имеющиеся в обществе важные ресурсы. Социальные проблемы возникают в результате конфликта, противостояния различных общественных групп в их стремлении обеспечить себе достойный уровень жизни. Основной способ решения социальных проблем — подготовка и осуществление социальных реформ.

Если представители органицизма (социального дарвинизма) полагают, что ни государство, ни какой-либо общественный субъект не должны вмешиваться в социальные проблемы, то представители марксистской теории занимают позицию активного вмешательства в естественный ход их развития. Один из тезисов К. Маркса гласит: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»1. В этом тезисе — революционная суть марксистской теории. Марксизм утверждает, что люди, опираясь на знание объективных законов развития общества, могут ускорить процессы социальных изменений, появление объективно необходимых новых форм общественной жизни. Социальные проблемы должны быть в центре общественных преобразований; решая главные социальные проблемы, человечество может обеспечить установление социально справедливого мира. Решение социальных проблем способствует становлению прогрессивных форм организации общества. Для марксистов главные социальные проблемы, требующие решения, — это проблема классовой борьбы, уничтожение частной собственности и буржуазного государства, подготовка пролетарской революции, ликвидация капиталистического общества. Когда главные проблемы будут решены, тогда возможно решение и других, более конкретных, менее масштабных социальных проблем.

Таким образом, для марксистов социальные проблемы существуют объективно и являются следствием антагонистических противоречий в классовых обществах и неантагонистических противоречий в обществах, где отсутствует разделение на противоположные социальные классы. Основной способ решения социальных проблем — подготовка и осуществление социальных революций в антагонистических обществах.

Ключевые слова: Социальность, Девиантность
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Социальный контроль и девиантное поведение
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Типы социальных изменений
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Социальные нормы. Система социального контроля
Ритерман Т.П., Социология
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Социальные институты
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социологическое понятие личности
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Инфантильность
Менделевич В.Д., Наркозависимость
Виды социальной установки
Жуйкова И.В., Социальная психология
Оставить комментарий