Социализация обеспечивает социальный контроль. Но индивидуальность и социальная обусловленность мышления и поведения не исключают друг друга. Ролевые модели личности, созданные в социологии, предполагают индивидуальную селекцию и закрепление в качестве поведенческих установок некоторого набора ролевых ожиданий. Социальный контроль исходит «изнутри», поскольку в процессе социализации формируется личность, в дальнейшем относительно автономная от непосредственного социального окружения.
Такой подход демонстрирует, например, концепция габитуса, разработанная Пьером Бурдье. Система устойчивых диспозиций, структурированных прошлыми практиками и структурирующих последующие, получила в теории Бурдье название «габитус». Габитус как набор усвоенных, но неосознаваемых схем восприятия и производства практик, является моделью, позволяющей объяснять спонтанность, импровизационность практик не прибегая к идее рефлексирующего и свободного субъекта деятельности, и воспроизводимость, устойчивость социального порядка не прибегая к идее объективной предопределенности деятельности.
Нарушения социального взаимодействия возникают в результате отклонений поступков от нормативных ожиданий. Если индивид не следует нормам, окружающие не могут скоординировать свои поступки с отклоняющимися от норм поступками, и это вызывает конфликты. Систематическое отклонение от нормативных ожиданий затрудняет или делает невозможной координацию поступков индивида с поступками других людей и порождает проблемы девиантности. Девиантное поведение ассоциируется обычно с преступностью, наркоманией, проституцией. Однако понятие девиации в социологии основывается не на выделении специфических черт того или иного поведения, а на представлении об относительности нормативных ожиданий. Девиантность не является, как правило, результатом неудачной социализации. Девиация — результат социализации в маргинальных социальных группах, ценностные ориентации, нормативные и ролевые ожидания в которых сильно отличаются от господствующих в данном обществе.
Концепция стигматизации (буквально — «клеймение»), которую развил Ирвин Гофман, раскрывает суть девиации как негативного восприятия индивида, чье поведение или даже только внешность отличается от принятого в данной общности. Ценности и нормативные ожидания, господствующие в общности, воспринимаются как само собой разумеющиеся. Соответственно, всякое отличие воспринимается как знак ущербности или нелояльности, и с человеком, отмеченным этим знаком, взаимодействие всегда выстраивается как воздействие на него с целью ограничивать, контролировать и исправлять его поступки. В результате стигматизации девиантность конструируется даже в тех случаях, где первоначально не было поступков, отклоняющихся от норм.