Изучение профессий с позиций системного подхода

Основным этапом психологического изучения профессиональной деятельности является исследование системы «человек-профсреда», где компонентами профсреды выступают предмет и средства труда, профессиональные задачи, физическая и социальная среда.

Изучение профессиональной деятельности с позиций системного подхода, представляет собой одну из актуальных задач психологии труда. Оно предполагает:
- личностно-мотивационный анализ деятельности, раскрывающий ее значимость для личности работника и выясняющий источники его трудовой активности;
- компонентно-целевой анализ, направленный на выяснение состава действий, цели и значения каждого действия в общей структуре деятельности;
- структурно-функциональный анализ, направленный на изучение принципов организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности.

Характеристику основных компонентов профсреды дает Е.А. Климов. По его определению, предмет труда - это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на определенном участке, должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их).

Эти взаимосвязи могут принадлежать пяти основным типам предметов труда, которые определяют, по классификации Е.А. Климова, тип профессии:
- биономические специальности (предмет труда - природа, живые организмы);
- технологические (технические системы, материалы, энергия);
- социономические (люди, группы, коллективы);
- сигнономические (знаковые системы);
- эргономические (художественные образы или их элементы).

Вторым классификационным признаком профессий и специальностей, по Е.А. Климову, является цель труда, «результат, которого требует или ожидает от человека общество». Целью труда определяются профессиональные задачи для гностических, преобразующих и изыскательных специальностей. Решение этих задач позволяет:
1) для гностических специальностей:
- распознать;
- различить;
- определить;
- оценить;
- разобраться;
- проверить;
2) для преобразующих:
- обработать;
- упорядочить;
- организовать;
- воздействовать;
- обслужить;
3) для изыскательных:
- изобрести;
- придумать;
- найти новый результат, образец, вариант.

Орудиями труда Е.А. Климов предлагает считать не только обработочные инструменты, но и любые средства, усиливающие способности человека в части распознания особенностей объекта труда и воздействия на него.

Субъект труда в современной психологии рассматривается как сплав свойств индивида и личности. Под свойствами индивида Б.Г. Ананьев понимает природные свойства человека, преобразованные в ходе индивидуального развития в зависимости от условий биологической и социальной внешней среды.

Вместе с тем Б.Г. Ананьев говорит о необходимости изучения человека в единстве и взаимосвязи его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида, о том, что «структура личности включает структуру индивида». Исходя из этого, можно вести речь об индивидуально-психологических свойствах личности (имея в виду свойства индивида, опосредованные отношениями личности) и об отношениях личности. К индивидуально-психологическим относятся сенсорные, перцептивные, аттенци-онные, психомоторные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные и волевые свойства личности. Отношения личности включают:
- отношение человека к себе (самооценка, уровень притязаний);
- отношение к другим людям (к знакомым и незнакомым, к друзьям, товарищам по работе, к родителям, к другим членам семьи и т.п.);
- отношение к труду, своей профессии, специальности, к тем или иным профессиональным задачам;
- отношение к материальным ценностям и общественной собственности;
- отношение к идеологическим ценностям общества, к законам и правилам, к будущему, к неудачам и несчастьям, ко всяким переменам и всему новому ...

К структурным свойствам личности Б.Г. Ананьев относит ее темперамент. Структура личности, подчеркивает он, «есть целостное образование и определенная организация свойств. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам развития личности, при структурном изучении этого развития обязательно сочетается с исследованием различных видов взаимосвязей между самими компонентами».