Сущность, значение, роль высшего профессионального образования

Высшее образование как социальный институт. Функции высшего образования. Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Масштабность и темпы преобразований таковы, что общество все больше базируется на знаниях, высшее образование и научные исследования теперь являются важнейшими компонентами культурного, социально-экономического и экологически безопасного развития человека, сообществ и наций. В связи с этим перед высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие небывалого его преобразования и обновления, для того чтобы современное общество, которое ныне переживает в нашей стране глубокий кризис ценностей, могло выйти за рамки только экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности.

Согласно формальному определению, содержащемуся в ряде государственных документов Российской Федерации, высшее профессиональное образование – это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. Это понимание вполне согласуется и с теми определениями, которые предлагаются на международном уровне. Например, в документах ЮНЕСКО высшее образование рассматривается как совокупность учебных курсов подготовки или переподготовки специалистов (после получения ими среднего профессионального образования). Названные курсы организуются университетами или другими учреждениями, которые признаны в качестве учебных заведений высшего образования компетентными государственными органами. Это определение было утверждено на 27-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1993 г. и зафиксировано в ее Рекомендации о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании. Реализующие это образование учебные заведения соответственно именуются высшими, составляя в своей совокупности основу системы высшего образования. В РФ она включает (наряду с вузами): государственные образовательные стандарты и образовательные программы; научные, проектные и культурно-просветительские учреждения, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего образования; различные органы управления высшим образованием.

В современном мире роль высшего образования возрастает. С одной стороны, это выражается в численном росте (например, численность студентов в мире с 1960 по 1995 г. увеличилась более чем в шесть раз: с 13 млн до 82 млн чел.). А с другой – в расширении функций и задач высшего образования, в повышении его статуса и престижа.

Упомянутая декларация ЮНЕСКО определяет задачи высшего образования (напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием общества в целом) следующим образом:

  1. обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию (включая профессиональную подготовку), сочетающую знания и навыки высокого уровня; использовать для такой подготовки курсы и учебные программы, постоянно адаптируемые к современным и будущим потребностям общества;
  2. предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на протяжении всей жизни; обеспечить учащимся оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью воспитания в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества, к расширению мировоззрения в условиях глобализации, а также с целью создания эндогенного* потенциала и укрепления прав человека, поддерживающего развитие демократии и всеобщего мира в духе справедливости;
  3. развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, обеспечить это общество необходимыми знаниями, чтобы содействовать его культурному, социальному и экономическому развитию, поощряя и развивая исследования в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развивая творческую деятельность в сфере искусства;
  4. содействовать пониманию, интерпретации, сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия в сфере культуры;
  5. защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе приверженности к тем ценностям, которые составляют основу демократического общества, критически, но непредвзято анализируя стратегические направления и перспективы развития гуманизма;
  6. развивать и совершенствовать образование на всех его уровнях, в том числе подготавливая преподавателей.

В Типовом положении о государственном учреждении высшего профессионального образования аналогичный перечень выглядит следующим образом:

  1. удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
  2. развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном процессе;
  3. содействовать подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;
  4. формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
  5. сохранять и приумножать нравственные, культурные и научные ценности общества;
  6. распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровни.

Все сказанное иллюстрирует не только общность высшего образования с другими ступенями профессионального образования, но и его отличие от них. Вуз – прежде всего образовательное учреждение, которое оказывает самые разнообразные услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой высококвалифицированных работников. Это выражается в реализации так называемых образовательных программ, о которых речь пойдет далее. В то же время высшее образование традиционно в гораздо большей степени, нежели любое другое профессиональное образование, связано с личностным ростом человека, становлением его индивидуальности. В этом плане оно несколько шире рамок образования сугубо профессионального. И наконец, высшие учебные заведения – это сфера организации и осуществления научных исследований, объем и значимость которых являются одним из основных критериев при определении статуса вуза.
 

Статус высших образовательных учреждений

Социальный статус учебного заведения может быть определен как положение юридического лица в социальной системе, определяемое по ряду признаков. Статус высшего учебного заведения, внешним выражением которого является принадлежность как к сфере высшего образования вообще, так и к конкретному типу высшего учебного заведения в частности, определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус влияет и на престиж высшего учебного заведения. В то же время на престиж вуза влияют еще и общие представления о его значимости, связанной с качеством подготовки выпускников, характером проводимых научных исследований, ролью в культурном развитии страны и региона.

Основными юридическими документами, характеризующими статус высшего учебного заведения, являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Согласно этим документам высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Высшие учебные заведения представлены тремя основными видами: университеты, академии и институты. Согласно характеристикам, содержащимся в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», все эти учреждения в первую очередь выполняют вполне традиционную для высшего образования функцию реализации соответствующих образовательных программ, которая дополняется выполнением научных исследований. В то же время университет в отличие от академии и института обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки. А институт в отличие от двух остальных видов высших учебных заведений может и не являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Институты могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и структурными подразделениями других высших учебных заведений.

Одной из тенденций развития современной системы образования является расширение негосударственного сектора образования (российское законодательство допускает существование высших учебных заведений всех форм собственности). Такие учебные заведения могут быть платными и коммерческими, причем большинство положений и правил, а также некоторые документы, в частности Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, носят для них рекомендательный характер и являются примерными.

Высшее образование можно получить не только в очной, но и в очно-заочной (вечерней), заочной и экстернатной формах [экстернат – это самостоятельное изучение дисциплин учащимися по основной образовательной программе с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении].

Порядок создания и регламентация деятельности вуза, как и любого другого образовательного учреждения, в самом первом приближении описаны уже в Законе РФ «Об образовании» и конкретизированы применительно к интересующей нас сфере в федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Первым шагом в деятельности нового вуза является его регистрация по предъявлении соответствующих документов в уполномоченный орган управления образованием. При этом в регистрации не может быть отказано по мотивам нецелесообразности.

После регистрации новый вуз приобретает статус и права юридического лица в части финансово-хозяйственной деятельности. А лицензирование дает ему право на ведение образовательной деятельности. Лицензия выдается на основе заключения экспертной комиссии, которая устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса (предлагаемых образовательным учреждением) государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом данной экспертизы не являются. Лицензирование новых (для образовательного учреждения) специальностей проводится независимо от наличия у него лицензии. Кроме того, лицензия теряет силу в случае реорганизации учебного заведения, сопровождающейся изменением его статуса.

После лицензирования вуз может приступить к осуществлению собственно учебного процесса, который, однако же, не может сопровождаться государственным финансированием и завершаться выдачей диплома государственного образца. И то и другое становится возможным только после процедуры государственной аккредитации, которая подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В качестве основного документа, определяющего процесс государственной аккредитации вуза, на сегодняшний день действует положение «О государственной аккредитации высшего учебного заведения», принятое в 1999 г.

Государственная аккредитация осуществляется на основе аттестации, проводимой по инициативе либо вуза, либо соответствующего федерального органа управления высшим профессиональным образованием. Аккредитация вуза может быть и общественной, т.е. проводимой общественными образовательными, профессиональными, промышленными и научными организациями. Однако такая аккредитация не влечет за собой финансовых или каких-либо иных обязанностей со стороны государства.

В любом случае аккредитация проводится на основе перечня показателей, установленного в 2000 г. приказом Министерства образования РФ. Согласно этому перечню для установления типа учебного заведения («высшее учебное заведение») проводятся обследование и оценка:

  • содержания подготовки (структура реализуемых образовательных программ и соответствие содержания учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов);
  • качества подготовки (требования при приеме в вуз, организация учебного процесса, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных стандартов, система контроля качества и востребованность учеников);
  • информационно-методического обеспечения образовательного процесса (состояние библиотечного и учебно-информационного фондов);
  • информатизации вуза (наличие и использование средств вычислительной техники);
  • материально-технической базы;
  • социальной поддержки студентов.

Конкретный вид высшего учебного заведения (университет, академия, институт) подтверждается на основе обследования следующих его характеристик:

  • спектр реализуемых основных образовательных программ;
  • возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (аспирантура, докторантура, диссертационные советы);
  • научные исследования (спектр наук, в рамках которых ведутся исследования, объем финансирования и результативность исследований);
  • научно-методическая работа (изданные монографии, учебники и учебные пособия);
  • качественный состав научно-педагогических кадров (наличие преподавателей с учеными степенями и научными званиями).

Вузы аккредитуются на срок не более пяти лет.

Негосударственный вуз может функционировать и без государственной аккредитации, хотя и не имеет в этом случае права выдавать соответствующие дипломы государственного образца.Если же негосударственный вуз претендует на получение аккредитации, то он аттестуется на общих основаниях и его образовательные программы должны соответствовать Государственному стандарту высшего образования.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятое в своей последней редакции в 2001 г., определяет основные задачи высшего учебного заведения, перечисляет виды учебных заведений и характеризует их структуру.

Другие разделы названного типового положения касаются внутренней жизни высшего учебного заведения.

Специальный раздел посвящен приему в высшее учебное заведение. Порядок приема определяется учредителем вуза, а конкретные правила, не противоречащие этому порядку, разрабатываются вузом самостоятельно. Количество студентов, ежегодно принимаемых на первый курс, устанавливается органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение. Тем не менее высшее учебное заведение в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования вправе осуществлять прием граждан сверх установленных заданий (контрольных цифр) для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами. При этом общее количество обучающихся в высшем учебном заведении не должно превышать численность контингента, установленную в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В образовательной деятельности высшего учебного заведения названное Типовое положение подтверждает обязательное соответствие всех образовательных программ упомянутому Государственному стандарту. Учебный процесс в вузе регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением самостоятельно на основе названного Государственного стандарта, примерных образовательных программ, учебных планов и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием. При этом примерные учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.

Вопросы научной деятельности высшего учебного заведения также затронуты рассматриваемым документом, в котором отмечается, что именно развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации являются основными задачами вуза.

Финансирование научных исследований осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого оно находится, независимо от финансирования образовательной деятельности. Научная деятельность в высшем учебном заведении может также осуществляться за счет грантов*, которые в установленном порядке передаются научно-педагогическим работникам или вузу.
 
В сфере управления высшее учебное заведение обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, перед обществом и государством.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и с Типовым положением, а также с уставом высшего учебного заведения и договором с учредителем на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган – ученый совет, в состав которого входят: ректор, являющийся его председателем; проректоры, а также по решению ученого совета – деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) высшего учебного заведения путем тайного голосования. В высшем учебном заведении могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия этих советов определяются уставом высшего учебного заведения или положениями, принятыми ученым советом вуза.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор, который избирается путем тайного голосования на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора или отчета действующего ректора.

Типовым положением определяется также характер руководства факультетов и кафедр. Соответствующие разделы посвящены правам и обязанностям обучающихся и работников высшего учебного заведения, подготовке научно-педагогических и научных кадров, повышению их квалификации. Раздел «Экономика высшего учебного заведения» в некоторой степени повторяет положения Закона «Об образовании». За высшим учебным заведением признается право на международную и внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, Типовое положение дает комплексную характеристику всех сторон деятельности высшего учебного заведения, определяя его взаимоотношения с органами государственного управления и общественными организациями и создавая базу для непосредственной работы вуза.

Субъекты высшего профессионального образования

К числу основных субъектов образовательной среды высшего учебного заведения относятся прежде всего преподаватели и студенты. Их права, обязанности, формы взаимодействия во многом и определяют характер образовательного процесса в вузе. Принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. рекомендации по вопросу о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений утверждают, что высшие учебные заведения, их сотрудники и студенты должны: сохранять и расширять основные функции своей деятельности, соблюдая научную и интеллектуальную этику и требовательность; обладать возможностями для того, чтобы абсолютно независимо и со всей ответственностью выступать по этическим, культурным и социальным проблемам, являясь своего рода интеллектуальным авторитетом, который необходим обществу для того, чтобы помогать ему анализировать, понимать и действовать; повышать эффективность своих функций критического осмысления и предвидения путем постоянного анализа возникающих социальных, экономических, культурных и политических тенденций, направляя работу в области прогнозирования, предупреждения и предотвращения негативных тенденций; использовать свой интеллектуальный потенциал и свой моральный авторитет для защиты и активного распространения универсально признанных ценностей, включая мир, справедливость, свободу, равноправие и солидарность, провозглашенные в Уставе ЮНЕСКО; пользоваться полной академической свободой и автономией (понимаемыми как комплекс прав и обязанностей), будучи при этом полностью ответственными и подотчетными перед обществом; играть определенную роль в выявлении и решении проблем, которые сказываются на благосостоянии общин, стран и мирового сообщества.

Эти же рекомендации обращают особое внимание на следующие три положения.

  1. Активная политика повышения квалификации сотрудников является существенно важным элементом деятельности высших учебных заведений. Должна быть разработана четкая политика, касающаяся преподавателей высших учебных заведений, которые сегодня должны не только выступать в качестве источников знаний, но и уделять первоочередное внимание тому, чтобы прививать студентам умение учиться, умение брать на себя инициативу. Следует уделять должное внимание проведению научных исследований, обновлению и совершенствованию педагогических навыков преподавателей на основе соответствующих программ повышения квалификации, стимулирующих постоянное внесение новаторских элементов в учебную программу, в методы преподавания и обучения.
  2. Лица, отвечающие за принятие решений на государственном и ведомственном уровнях, должны уделять учащимся и их потребностям самое пристальное внимание, рассматривая их в качестве основных партнеров и ответственных участников процесса обновления высшего образования. Такой подход должен включать привлечение учащихся к решению вопросов, связанных с высшим образованием, к оценке, к обновлению методики и программ обучения, а также в рамках действующих учреждений, к разработке политики и управлению учебными заведениями. Учитывая права учащихся на организацию и представленность, следует гарантировать их привлечение к решению этих вопросов.
  3. Необходимо развивать совместно со студенческими организациями службы ориентирования и консультирования, чтобы оказывать учащимся содействие в переходе к высшему образованию в любом возрасте и чтобы учитывать потребности все более диверсифицированных категорий учащихся. Следует учитывать потребности не только тех, кто приходит из общеобразовательной школы или других средних учебных заведений в систему высшего образования, но и тех, кто прекращает и возобновляет обучение в рамках процесса, протекающего на протяжении всей жизни. Такая поддержка необходима для содействия адаптации учащихся к учебному заведению, для уменьшения «отсева» студентов из вузов. Учащимся, все же прерывающим обучение, следует в соответствующих случаях и в должное время предоставлять возможности для возвращения в систему высшего образования.

Своеобразным ориентиром в организации образовательного процесса служат не только общие представления, характеризующие выпускника любого высшего учебного заведения, но и конкретные, имеющие отношение к определенной квалификации специалиста. Все они в совокупности составляют модель выпускника вуза, в структуре которой обычно рассматриваются две составляющие: профессиональные знания и личностные качества. Профессиональная составляющая может быть соотнесена с квалификационными требованиями, разработанными в государственных стандартах. Личностная составляющая – это вполне традиционные качества, такие, например, как ответственность перед делом и людьми, добросовестность, общекультурная грамотность, физическое и психическое здоровье и т.д. К этому списку могут прибавляться качества, отражающие специфику конкретной специальности.

В последнее время в немалой степени под влиянием международных организаций появились попытки раскрыть модель выпускника через в значительной степени пересекающиеся понятия: «ключевые квалификации», «профессиональная квалификация» и «ключевые компетенции». Но если все же попытаться их разграничить*, то их смысл сводится к следующему:

  • профессиональная квалификация – это степень и вид профессиональной подготовленности работника, предполагающие наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы;
  • ключевые квалификации – это общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий;
  • ключевые компетенции – это межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

В комплексе с этими подходами существует и так называемый профессиографический подход – это сравнение специалиста с какой-либо идеальной моделью (отвечающей условиям выполнения профессиональных обязанностей) и концентрация внимания не столько на совокупности знаний, умений и навыков, сколько на личностных качествах, необходимых для специалиста.

Профессиограмма может включать такие разделы, как общая характеристика профессии, описание трудового процесса, требования профессии к личности, условия труда, необходимые знания, умения и навыки, пути овладения специальностью. Применительно к педагогической профессии профессиограмма рассматривается как документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с учетом требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизическим возможностям и к уровню подготовки.
 

Миссия вуза в регионе. Вузовский комплекс

В начале XXI в. выявилась не только беспрецедентная социальная востребованность высшего образования, но и осознание его решающего значения для социально-культурного и экономического развития России и отдельных регионов.

Каждое высшее учебное заведение располагает вполне конкретными ресурсами, которые в конечном счете определяют его возможности. В итоге разные по своему содержанию и характеру учебные заведения, находясь в одном статусе, способны функционировать. Более того, они и не могут не отличаться друг от друга, поскольку функционируют и развиваются в разных культурно-образовательных условиях, которые определяют мироощущение, характер и уровень рефлексии проживающих в том или ином регионе, что и задает смысловые и ценностные ориентации и предпочтения людей. С этими ценностями люди приходят в вуз. Преподаватели и студенты руководствуются ими в жизни, а значит, и в образовательном процессе.

Таким образом, идеология, содержание и технологии профессионального образования оказываются наполнены в смысловом отношении разным содержанием в разных вузах, поэтому и результаты подготовки оказываются неодинаковыми. В свое время в каждом областном центре создавались педагогические институты, впоследствии превращенные в педагогические университеты. Теперь создаются государственные университеты не только в областных центрах, но и в малых городах России. Так постепенно происходит диверсификация единого типа учебного заведения.

Ответ на вопрос о том, что представляет собой современный университет, не прост и не столь очевиден. Так, задачи и содержание деятельности университета большого города, где функционирует множество учебных заведений, существует мощная социокультурная информационная инфраструктура, в принципе отличаются от задач университета малого города; иными там и тут оказываются и возможные подходы к решению проблемы.

Университет обычно выполняет четыре основные функции – социальную, культурную, научную и профессиональную. В зависимости от условий большого города деятельность университета направлена на реализацию всех функций; одни функции представлены в его жизнедеятельности более отчетливо, другие – как бы дополняют первые, иные – представлены несколько приглушенно.

Социальная функция – непосредственное участие университета в определении путей развития региона, изучение его социальных проблем и на этой основе корректировка структуры содержания учебного процесса, а также осуществление экспертизы проектов, предлагаемых для реализации, с точки зрения выявления их объективной необходимости для общества.

Культурная функция – обеспечение возможностей для реализации творческого процесса. В связи с этим в комплекс университетского центра входят не только учебные помещения, но и все объекты социокультурного назначения (спортивные сооружения, театр, музеи, картинные галереи и т.д.), которые, в свою очередь, создают возможность привлекать дополнительные средства на развитие данного комплекса и являются элементами базы учебно-воспитательного процесса, выступая в роли подразделений или филиалов университетских факультетов и кафедр.

Научная функция – фундаментальные исследования, проводимые в университете, сориентированы главным образом на решение проблем данного региона. Университет малого города, как правило, не может вести исследования по всем направлениям (хотя он выступает в роли собственно университета только в той части, в которой ему удается организовать научно-исследовательскую работу). Наиболее доступными для него являются проблемы, связанные с социокультурной региональной проблематикой.

Профессиональная функция – концентрация в университе всей совокупностью фундаментального знания: теологии, философии, математики; гуманитарных и естественно-научных, технических и технологических знаний, а также трансляция этих знаний.

В условиях малого города, своего рода университетского кампуса, все эти четыре функции входят в круг прямых задач университета. Ни одна из перечисленных задач не может рассматриваться как вторичная. Это первая особенность функционирования университета в условиях малого города.

Вторая особенность по сравнению с университетами крупных городов заключается в «чистоте поля», наличии предпосылок для развития трансдисциплинарных исследований и реализации полноценной, действительно образовательной модели обучения, основу которой составляют прочные контакты между преподавателями и учащимися на протяжении всего периода обучения, возможность междисциплинарного и межпредметного видов общения и обучения, т.е. реализация модели обучения не только по вертикали, но и по горизонтали.

Со сказанным тесно связана третья особенность – возможность вернуться к разрушенной временем модели обучения, выстроенной в логике целостного знания. В давно минувшие времена человек приходил в университет не только для того, чтобы стать математиком, физиком, но и прежде всего для того, чтобы стать учеником какого-то определенного учителя, который и определял бы его индивидуальный учебный план, содействующий введению ученика в лабораторию учителя. Со временем учитель был заменен множеством преподавателей, калейдоскопом лиц, а учебный план – множеством учебных дисциплин, став универсальным для всех учащихся.

Четвертая особенность – в значительной степени вынужденная роль провайдера программ других учебных заведений. Не все по силам такому университету, но и не все нужно ему делать самостоятельно: гораздо эффективнее решать свои задачи, в данном случае касающиеся учебных программ, используя для этого силы, резервы и потенциал других вузов и устанавливая тем самым более тесные связи с вузами других городов страны.

 
Направление преимущественного развития высшего профессионального образования дано во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры. В разделе, посвященном формированию нового подхода к высшему образованию, говорится, что обеспечение равноправного доступа к высшему образованию должно начинаться с укрепления и при необходимости с переориентации его связей со всеми другими ступенями образования, особенно со средним образованием. Высшие учебные заведения следует рассматривать в качестве составной части системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни; сами высшие учебные заведения должны вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию. Высшие учебные заведения должны работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и общинами. Среднее образование должно не только готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего образования путем развития у них способностей к обучению на широкой основе, но и открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы. Однако доступ к высшему образованию должен оставаться открытым для тех, кто успешно заканчивает среднюю школу или ее эквивалент либо представляет свидетельства, необходимые для поступления, причем, насколько это возможно, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.

Таким образом, данный документ ориентирует на непрерывное образование, на интеграционные процессы в образовании, на системообразующую роль вуза в региональном образовании. Многие из этих идей давно и конструктивно реализуются в сфере высшего образования в России. За последние годы подготовки педагогических кадров с высшим образованием, например, произошли существенные изменения – созданы социальные, теоретические и практические предпосылки для дальнейшего развития высшего педагогического образования.

В названной декларации уточнено понятие о фундаментальной категории – цели непрерывного образования человека. Цель непрерывного образования человека – это непрерывное развитие личности, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности, развитие свободного творца, субъекта целеполагания и целеосуществления на протяжении всей его жизни. Непрерывность образовательного процесса понимается как организационно-педагогический принцип, регулирующий взаимоотношения, взаимосвязи различных этапов и ступеней общего и профессионального уровней образования человека. Система непрерывного образования – это единый комплекс государственных и негосударственных образовательных институтов различного уровня и назначения, различных институциональных и процессуальных характеристик, вместе с тем характеризующийся организационным и содержательным единством, преемственной взаимосвязью, дающий в совокупности каждому человеку реальную возможность получить и постоянно совершенствовать общее и профессиональное образование, удовлетворять свои познавательные и духовные потребности, определять и успешно подниматься по ступеням своей «образовательной лестницы».

В настоящее время система непрерывного педагогического образования России, сложившись исторически и эволюционно, состоит из более чем 670 образовательных учреждений, в том числе 160 государственных высших учебных заведений, 346 педагогических колледжей и училищ, 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов, 94 образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В мае 1992 г. Министерство образования РФ в своем приказе № 255 разрешило 12 педагогическим вузам перейти на многоуровневую систему подготовки, а в 1995 г. такой переход осуществили уже 40 педвузов.

С целью дальнейшего совершенствования подготовки педагогических кадров Министерство образования в феврале 2000 г. в приказе № 301 предложило органам управления образования разработать систему мероприятий до 2010 г. по созданию на базе вузов учебно-научно-педагогических комплексов непрерывного педагогического образования.

Именно в последние годы в сфере образования в России растет число разнопрофильных учебных комплексов. Примером могут служить Волгоградские комплексы «педагогический лицей – педагогический вуз» и «педколледж – педвуз»; Михайловский учебно-научный педагогический комплекс Волгоградской области, объединяющий учреждения образования разного уровня – от дошкольного до повышения квалификации; Ростовский комплекс, объединяющий учреждения педагогического образования; Ярославский комплекс (такая же модель, как и Михайловский УНПК); Сургут-Тобольский комплекс «педколледж – педвуз»; Рязанский комплекс, объединяющий информационно-методический центр, кафедры педагогического института и систему школ нового типа; Владимирский комплекс, объединяющий три блока (органы управления образованием, учреждения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, учебно-воспитательные учреждения; учебно-научно-методический комплекс на базе Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, объединяющий в своем составе более 40 общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений Липецкой, Воронежской, Белгородской, Тульской областей и ставший региональным центром образования, а также многие другие.

Анализ функционирования учебно-педагогических комплексов позволяет выделить следующие их виды:

  • учебные комплексы (УК), объединяющие учебные заведения одного профиля разных уровней образования в многообразных комбинациях;
  • учебно-производственные комплексы (УПК), объединяющие в своем составе учебные заведения разных уровней и базовые предприятия;
  • учебно-научно-педагогические комплексы (УНПК), включающие в свой состав наряду с учебными заведениями и предприятиями научные подразделения (например, университеты и другие вузы).

С точки зрения структуры и связи между учебными заведениями, входящими в комплексы, он выделяет следующие их типы: кооперативный, интегрированный и особый, сочетающий отношения кооперирования и интегрирования.

Кооперативный тип предусматривает отношения между учебными заведениями на паритетных началах с сохранением юридической и финансовой самостоятельности. Управление учебными заведениями – комплексами на условиях кооперирования осуществляется на основе сочетания централизованного руководства и самостоятельности учебных заведений. Высшим органом управления такого комплекса, как правило, является совет, включающий представителей всех учебных заведений и организаций, входящих в комплекс.

Интегрированный тип отношений между учебными заведениями, входящими в комплекс, предусматривает слияние их в определенную целостность. Характер отношений в комплексе интегрированного типа позволяет взаимно координировать содержание обучения, совершенствовать практическую подготовку учащихся и эффективно использовать объединенную учебно-лабораторную базу комплекса. Однако чаще всего для комплексов интегрированного типа характерно «жесткое» продвижение учащихся к высшему образованию через ступени профессиональной подготовки. Поэтому создание такого типа комплексов не получило широкого развития. Наибольшее распространение получает создание комплексов «интегрированного типа», при котором традиционные учебные заведения преобразуются для ступенчатой подготовки кадров, принимая на себя новые функции, которые ранее не были им присущи.

Интегративно-кооперативный тип отношений внутри комплекса основан на условиях сочетания кооперирования и интеграции, когда складываются разные по характеру отношения: с одними – по типу интегрирования, с другими – по типу кооперирования.

Опыт создания комплексов, существующих в России, убеждает в том, как активно развивается тенденция к дальнейшей интеграции образовательных учреждений для решения социально значимых задач. В настоящее время интеграционные процессы достигли такого состояния, что становится возможным рассмотрение УНПК как образовательного учреждения нового типа, оптимально обеспечивающего взаимодействие педагогической теории и инновационной практики в профессиональной подготовке специалистов.

Как очередной этап дальнейшего развития условий для реализации интеграционных процессов высшего образования появилась идея создания университетских комплексов и округов, которая реализуется в регионах.

Университетский комплекс как система позволяет интегрировать в целостный комплекс различные образовательные учреждения, что создаст для заказчиков образовательных услуг гибкую систему образования, являющуюся стимулом для коллективов различных учреждений среднего профессионального образования. Университетский комплекс – это опытная возможность многоуровневой подготовки специалистов в соответствии с нуждами в первую очередь региона. Такой комплекс может быть межотраслевым, экономически эффективным в современных условиях. Это региональный центр образования, реализующий образовательные программы разных уровней (например, от среднего профессионального до дополнительного или дистанционного). Степень взаимодействия структур, входящих в такой комплекс, позволяет ставить вопрос о возможности образования университетского округа.

Организация университетского комплекса способствует более полному согласованию разноуровневых образовательных программ, развитию общих форм управления образованием в регионе. Первый шаг к этому сделан в программе стратегии развития образования в РФ до 2010 г. В настоящее время разрабатываются три модели интеграции: университетский образовательный округ; ассоциация нескольких структур, сохраняющих статус юридического лица; создание УК как единого автономного учебного заведения (единого юридического лица). Государственного декларирования какого-то единого подхода к данной модели не существует.

Университетский комплекс как центр интеграции выполняет различные функции и представляет собой:

  • учебно-образовательный центр, реализующий на практике единство учебного и образовательного процессов с широким привлечением интеллектуального потенциала и материально-технической базы составных элементов;
  • центр развития широкого спектра научных, производственных, коммерческих и других исследований в различных областях социальной деятельности; в рамках университета реализуются междисциплинарные программы, объединяющие специалистов из разных областей знаний, создаются постоянно действующие семинары; образовательными кадрами университетского комплекса организуются совместные конференции, тренинги и т.д.;
  • центр непрерывного образования: гимназии, колледжи, школы, специализированные классы, региональные олимпиады; преподавание в этих учебных заведениях ведется силами выпускников, работников университета; создается система спецфакультетов для переподготовки и получения второго высшего образования, разработки новых, актуальных в настоящий момент, курсов различного уровня, которые можно реализовывать только на базе университетского научного потенциала;
  • центр культуры, в котором создана атмосфера духовного общения людей (организуются российские и международные конференции и симпозиумы, посвященные различным областям знания, читаются циклы научно-популярных лекций, организуются дискуссионные клубы, концертные программы, объединяющие лучшие творческие силы); здесь все должно содействовать воспитанию патриотов России, понимающих и знающих историю своей родины, достижения своего народа в науке и культуре; сохранение социальных ценностей, возвращение к духовно-нравственным истокам, присущим нашему народу;
  • региональный центр научных исследований и подготовки специалистов для региона и для России; разрабатываются региональные, междисциплинарные проекты для решения в первую очередь экологических, социальных и экономических проблем, для создания стратегических и тактических планов развития, построения устойчивых прогнозных моделей, учитывающих все многообразие факторов, влияющих на состояние региональной экономики и социальной сферы;
  • информационный центр, занимающийся изданием учебников, научной, методической и общеобразовательной литературы, пропагандирующий достижения российской науки в естественно-научной и гуманитарной областях; активно представленный в средствах массовой информации (для формирования общественного мнения, направленного на поддержку и развитие всех ступеней образования и науки); использующий и развивающий современные средства получения и обмена информацией, компьютерные сети и Интернет, где представлена самая разнообразная информация для процессов образования и научных исследований; решающий проблему финансирования каналов связи, привлекая все заинтересованные учреждения, предприятия и службы;
  • центр международного научного сотрудничества, создающий необходимые условия для знакомства молодежи с наиболее перспективными научными школами за рубежом; развивающий международные образовательные контакты, реализующий совместные проекты российских и зарубежных ученых.

Министерство образования РФ считает целесообразным рассматривать вопрос о создании университетских комплексов на основе следующих принципов:

  1. единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой;
  2. непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней, в том числе с целью их освоения;
  3. инновационная направленность от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе и образовательных;
  4. организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет их интересов.

Решение о создании университетского комплекса принимается совместно ученым советом университета, администрациями разного уровня и педагогическими советами учебных заведений, которые могут войти в комплекс.

Ключевые слова: Образование, Профессия
Источник: Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Функции дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Виды дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание начального профессионально-технического образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Отбор содержания высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий