Уровни высшего профессионального образования и их содержание

Уровни высшего профессионального образования в соответствии с разнообразными нормативно-правовыми актами трансформируются в образовательные программы.

Образовательные программы обычно представляют собой документ (или комплект документов), определяющий в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня высшего профессионального образования, включая всю совокупность образовательных услуг.

Основное внимание мы уделим программам второго и третьего уровней, а относительно программ первого уровня в дополнение к уже сказанному заметим, что они представляют собой двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным образованием. За счет последнего пункта общая продолжительность обучения по таким программам возрастает до трех – трех с половиной лет. После двух лет обучения студент может получить свидетельство о неполном высшем образовании, а по окончании всего периода – диплом с присвоением соответствующей квалификации согласно Перечню специальностей среднего профессионального образования.

Бакалавриат – относительно недавно появившийся в отечественных вузах вариант образования. Тем не менее сегодня его принято считать основой высшего образования, его базовым уровнем. Бакалавриат позволяет человеку не только овладеть системой научных знаний о человеке, обществе, истории и культуре, но и получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний. Степень бакалавра уже дает выпускнику возможность занимать должности, для которых требуется высшее образование. Вместе с тем он может продолжить обучение, теперь уже по образовательным программам третьего уровня.

Общие требования, предъявляемые к образованности бакалавра, весьма показательны, и мы приведем их полностью. Их обширный список, по существу, лишь степенью обобщенности различающийся на различных ступенях высшего образования, дает вполне целостное представление об общих итогах высшего образования. По крайней мере, в той их части, которая может быть определена государственным документом.

Согласно «Требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521600 – Экономика», утвержденным в 1994 г., бакалавр должен:

  • знать основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук, научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
  • знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, к обществу, к окружающей среде, учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
  • иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
  • продолжать обучение и заниматься профессиональной деятельностью в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;
  • обладать культурой мышления, знать его общие законы, уметь в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
  • уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
  • уметь в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики делать переоценку накопленного опыта, анализировать свои возможности, приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
  • находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);
  • заниматься проектной деятельностью в профессиональной сфере, усвоить принципы системного анализа, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
  • поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных им наук;
  • сотрудничать с коллегами по работе в коллективе, знать методы управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знать основы педагогической деятельности;
  • методически и психологически быть готовым изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, работать над междисциплинарными проектами.

Таким образом, эти характеристики говорят о специальности бакалавра, в целом представляющего собой человека не только в достаточной мере овладевшего экономическим знанием, но и прочно вошедшего во все сферы современной культуры. Он способен логически мыслить, владеет компьютерными технологиями, экологически грамотен и физически здоров.

Далее этот документ конкретизирует названные общие положения, приводя характеристику знаний и умений применительно к уже упомянутым четырем циклам дисциплин.

Во-первых, это цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе философия, иностранный язык, культурология, история, физическая культура и ряд других. Содержание этих дисциплин можно определить как набор наиболее общих сведений каждой из наук, в своей совокупности дающий комплексное представление о социально-культурной сфере современного общества и ориентирующий студента на формирование собственного ценностного отношения к определяющим ее процессам и явлениям; совокупность умений, необходимых для человека как активного субъекта социальной среды. Этот цикл дисциплин вполне стандартен для большинства специальностей, включая и те, для которых входящие в него дисциплины являются профилирующими.

Продолжают перечень математические и естественно-научные дисциплины. Это прежде всего математика и информатика, а также концепции современного образования, присутствующие даже в программах сугубо гуманитарных вузов. Выполняют они, разумеется, в первую очередь мировоззренческую функцию, отражая современную научную картину мира, дают ряд практических умений и навыков, чем, например, характеризуется раздел «Информатика».

Следующий цикл дисциплин – общепрофессиональные дисциплины. Их перечень и конкретное содержание формируются уже в соответствии со специальностью. В качестве примера приведем требования к результатам изучения этих дисциплин по специальности «Экономика». В данном случае бакалавр должен:

  • знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики, выявленные в мировой экономической мысли, понимать многообразие экономических систем, существующих в современном мире;
  • иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики, а также о преемственности их развития;
  • владеть методами экономического анализа хозяйственных процессов как на микро-, так и на макроуровнях;
  • знать механизмы и принципы принятия и реализации хозяйственных решений на микроуровне (фирма, индивидуальный производитель) и макроуровне (регион, отрасль, народное хозяйство); уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;
  • владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности, как минимум, на одном иностранном языке. Для других специальностей задачи определяются подобным образом в любом случае, отражая необходимость для бакалавра обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по своему профилю, владеть культурой научного мышления и т.д.

Завершает наш обзор цикл специальных дисциплин. Собственно стандартом он не определяется и на практике включает так называемые дисциплины специализации. Они позволяют студенту приобрести знания и овладеть методами научных исследований по несколько более узким направлениям изучаемой ими (в соответствии со специальностью) области науки или практики.

Как уже говорилось, освоение содержания, соответствующего названным требованиям, завершается присвоением квалификации «бакалавр» и дает право продолжать образование по программам третьего уровня высшего профессионального образования, которые представлены прежде всего так называемыми магистерскими программами. Подготовка магистра ориентирована прежде всего на последующую научно-исследовательскую и научно-педагогическую сферы деятельности. Характер такого образования можно уяснить, рассмотрев основные материалы «Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого образования Российской Федерации», принятого в 1993 г.

Согласно этому Положению обучаться по программе магистерской подготовки могут только лица, уже успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ и имеющие диплом о высшем образовании. Иначе говоря, фактически эта программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня, включающей две примерно равные составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Вторая программа рассчитана на два года и специфична для магистратуры. В своей образовательной части она содержит дополнительные разделы естественно-научных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также ряд специальных дисциплин. Содержание научно-исследовательской работы студента не регламентируется стандартами, а определяется индивидуальным планом студента.

Заканчивается обучение в магистратуре не только экзаменом, но и защитой магистерской диссертации, которая является самостоятельным научным исследованием студента.

И наконец, завершают данный обзор образовательные программы, после освоения которых выпускнику присваивается квалификация «специалист». Впрочем, эти программы концептуально не отличаются от программ бакалавров и подготавливают студента к:

  • разнообразным видам деятельности, установленным Государственным стандартом;
  • проведению отдельных видов педагогической деятельности при освоении дополнительной психолого-педагогической программы;
  • к продолжению обучения в аспирантуре.

Кроме того, специалист имеет возможность продолжать обучение по программам магистров.

Источник: 
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Технологии, реализуемые в профессиональном образовании
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Особенности дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Функции дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Виды дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание начального профессионально-технического образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий