Содержание начального профессионального образования обеспечивает получение профессии и соответствующей квалификации учащимися, а также содействует взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательного процесса, способствует реализации прав обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений, исходя из принципов гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Содержание профессионально-технического образования включает в себя не только систему теоретических знаний о природе и обществе, законах, мышлении, технике и технологии производства, но и практические умения и навыки, обеспечивающие подготовку подрастающего поколения к общественно полезному труду, формирование системы научных взглядов на природу, общество и человека у учащихся. В содержание профтехобразования также входят профессиональные знания, умения и навыки, которыми учащиеся овладевают в ходе производственной практики, для того чтобы уметь выполнять определенные операции установленного уровня квалификации в одной из отраслей народного хозяйства.
Отбор содержания образования основывается на общедидактических принципах: соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества; учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления учащегося.
В качестве специфических принципов отбора содержания выступают: соответствие содержания профтехобразования уровню развития производства; учет требований единого тарифно-квалификационного справочника при определении квалификационного уровня подготовки рабочих; дальнейшее совершенствование предметной структуры учебного плана; научность, системность и доступность учебного материала, реализация принципа политехнизма и межпредметных связей; единство практического (производственного) обучения и производительного труда.
Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением, и обеспечивается необходимой учебной и учебно-методической литературой.
Теоретическая общеобразовательная и профессиональная подготовка учащихся. Теоретическое обучение учащихся профессионально-технического училища выполняет связующую функцию между общеобразовательной и профессиональной школой. Оно является одновременно продолжением школьного общего образования, научным обеспечением профессиональной практической деятельности и основой для последующего получения среднего и высшего профессионального образования.
Содержание теоретического образования будущих работников производственной сферы является той частью опыта профессионально-трудовой и научной сфер деятельности, усвоение которой обеспечивает эффективность выполнения рабочих функций и которая может быть использована как средство достижения цели. Прямая и непосредственная функция теоретической подготовки учащихся профтехучилища – обслуживание их практической деятельности по специальности.
Теоретическое обучение в профессионально-техническом училище состоит из двух циклов дисциплин: общеобразовательного и профессионального (производственного). В составобщеобразовательного цикла входят дисциплины, продолжающие школьное образование: история, русский язык и литература, математика, физика и др. В состав профессионально-технического цикла включены материаловедение, черчение, охрана труда, спецтехнологии и др.
Общеобразовательный цикл состоит из дисциплин гуманитарного и естественно-научного блоков. В гуманитарный входят история, русский язык, основы эстетики, основы правоведения; в естественно-научный – математика, физика, химия, астрономия, информатика, биология.
Теоретический профессионально-технический цикл дисциплин состоит из двух подциклов: общетехнического и специального.
В общетехнический входят материаловедение, основы экономики производства (отрасли), черчение, охрана труда. В этом блоке дисциплин закладываются знания об основах современной техники и рациональной организации труда, формируют у учащихся активную позицию к достижениям в науке и технике, к внедрению этих достижений в производственный процесс.
Специальный блок профессионально-технических дисциплин включает все виды специальных дисциплин, соответствующих той или иной отрасли производства.
Учебный план – это государственный документ, устанавливающий перечень и объем учебных предметов, их распределение по циклам, учебным неделям и курсам обучения. Он регламентирует взаимосвязь между учебными предметами, общеобразовательной и профессиональной подготовками учащихся. На его основе строится учебный процесс в профессиональном училище.
Подготовка квалифицированных работников (специалистов) осуществляется по определенному учебному плану, соответствующему подготовке рабочих по Перечню профессий, который насчитывает несколько сборников. В первый из них включены профессии для машиностроения, судостроения, приборостроения и других, связанных с ними производств, а также профессий, общих для всех отраслей народного хозяйства. Количество и название профессий, включенных в сборники, периодически пересматриваются и переутверждаются. Изменения, вносимые в списки Перечня профессий, вызваны достижениями научно-технического процесса, сокращением перечня профессий узкого профиля, переходом на подготовку рабочих по группам родственных профессий, появлением новых профессий, освоение которых вызвано социально-экономическими изменениями в обществе.
Под группой родственных профессий понимается совокупность ряда близких профессий, объединенных общностью содержания, орудий и предметов труда, сходством технологических процессов, а также общностью научно-технических, экономических и организационных основ производства.
Учебный план подготовки рабочего конкретной профессии разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта и профессиональной квалификационной характеристики, содержащей данные о профессии: ее значение для народного хозяйства, перспективы развития, круг основных обязанностей квалифицированного работника, средства и предметы труда рабочего, методы и приемы его деятельности, характеристику конечного результата труда, трудовые функции рабочего и требования к нему, необходимые основы получения профессии, профессиональные знания, умения и навыки, которыми нужно овладеть во время подготовки, а также возможности повышения профессионального мастерства.
Основная цель профессионально-технического образования – подготовка учащихся к трудовой деятельности на определенном рабочем месте – обусловливает необходимость выделения среди предметов этой группы производственного обучения и теоретических дисциплин. Соотношение часов, отводимых учебным планом на теоретическое и производственное обучение, во многом зависит от характера профессии. Чем больше мыслительных функций предполагает труд рабочего, тем большее место в учебном плане должно занимать теоретическое обучение. Появление новой техники, технологии и организации производства проявляется в уменьшении доли труда, поэтому удельный вес производственного обучения в общем объеме учебного плана имеет тенденцию к уменьшению.
Так, в учебных планах подготовки рабочих, основной деятельностью которых является машинно-ручной труд, соотношение теоретического и производственного обучения в профессионально-техническом цикле составляет 1:25 или 1:3 в зависимости от уровня автоматизации и механизации производства. Для профессий с преобладанием функций операторского труда и обслуживания автоматизированных систем это соотношение примерно 1:2.
При разработке учебных планов для учреждений начального профессионального образования возникает ряд проблем. Одной из них является проблема соотношения общего и профессионального образования. Некоторые специалисты считают общее образование функцией от профессионального и настаивают на отборе только профессионально целесообразного знания или хотя бы на создании вариативных профилированных программ по общеобразовательным предметам. Другие требуют расширения общенаучной подготовки рабочих по группам профессий или рабочих широкого профиля, выступая за единое общее среднее образование всей молодежи для выравнивания условий «жизненного старта» как школьников, так и учащихся ПТУ. Третьи считают, что возможно сохранение традиционной системы, но при условии придания профессиональной направленности и политехнического характера общеобразовательным предметам. И это вполне достижимо за счет укрепления междисциплинарных и внутрипредметных связей, что характерно для лицеев в системе профтехобразования*.
* Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1996. – С. 173.
Еще одной проблемой в развитии содержания подготовки рабочих является противоборство интеграционных процессов и дифференциации в учебных предметах (и в циклах предметов). Тенденции к интеграции содержания общего и профессионального образования отразились в появлении таких предметов, как «Экология», «Валеология», «Человек и общество» и др. Валеология (от лат. valeo – сильный, здоровый) – наука о здоровом образе жизни.
Многообразие в конструировании нового содержания профессионально-технического образования отражается в учебных программах. Учебная программа – это государственный документ, который определяет содержание и объем знаний, умений и навыков, нормы и значимость учебного предмета, последовательность его усвоения по годам обучения, содержание отдельных разделов и тем, а также время, отводимое на их изучение. Она состоит из трех блоков: пояснительной записки, тематического плана и текста, структурированного по темам.
Пояснительная записка – важная часть программы учебного предмета. В ней указывается цикл, в который входит предмет, кратко характеризуется цель цикла, раскрываются функции и цели учебного предмета, состав и структура его содержания, формы урочной и внеурочной работы, раскрываются межпредметные связи, ведущие методы и приемы, организационные формы контроля знаний учащихся и время их осуществления.
В учебной программе содержится основной понятийно-терминологический аппарат, которым должен овладеть будущий специалист, чтобы сформировать свою профессиональную речь. Программа определяет ценностные отношения к профессии, труду и производству. Она закладывает основы профессионально-технического мышления. В программе обычно закладываются отдельные элементы творческой деятельности в области профессии, специальности.
Материал в тексте программы располагается либо в хронологическом порядке, либо в последовательности освоения основных законов и закономерностей предмета, отрасли знаний и по годам обучения.
В учебной программе технической дисциплины определяется дозировка технических знаний. Различают собственно технические знания, технологические, организационно-экологические, знания правил безопасности труда. В учебных программах по спецдисциплинам выделяют инвариантную и вариативную части. В первой из них дается стабильная, унифицированная информация для сходных групп профессий, а во второй – знания, быстро изменяющиеся в условиях научно-технического прогресса.
Структурирование материала учебных программ может быть представлено как в традиционном, так и в варианте модульного обучения. Модуль – это завершенный блок информации, в который входят четко обозначенные цели обучения, банк информации и методические руководства по достижению поставленной цели. Модульное обучение – это такое построение содержания подготовки рабочих, когда каждый из них может быть самостоятельным в подборе содержания и порядка его усвоения, исходя из личностных особенностей и потребностей. Программа, построенная на принципах модульного обучения, опирается на целенаправленный подбор учебного материала и составления его в целевые блоки; на полноту представления учебного материла в блоке; на обеспечение относительной самостоятельности модуля и его логической завершенности; на методическое обеспечение усваиваемого материала учащимися и обратной связи с учителем*.
* Безруков В. С. Педагогика. Проективная педагогика. – С. 175 – 176.
Система теоретического обучения в профтехучилище опирается на комплекс учебно-методических материалов и учебники. Учебник и учебное пособие – это информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Они отражают теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности ученика*.
* См.: Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1996. – С. 212 – 213.
Учебник выполняет в учебном процессе следующие функции: информационную, развивающую, системообразующую и самообразовательную. Учебники по техническим дисциплинам создаются наряду с общими требованиями научности, доступности, систематичности, содержания материала высокой степени обобщения, необходимый и достаточный объем информации и др., он еще должен строится на принципе политехнизма, который обеспечивает фундаментализацию теоретической подготовки работника широкого профиля. Принцип политехнизма реализуется через изучение научных основ производства, наиболее распространенных технологических процессов, методов обслуживания и эксплуатации типового оборудования, через выявление общих тенденций развития промышленности.
Учебник как важнейшее дидактическое средство выступает в образовательной системе профтехобразования как основной источник знаний, как стимулятор самостоятельного поиска информации. Учебник вместе с учебной программой и учебным планом составляют основу содержания профессионально-технического образования.
Практическая подготовка будущих специалистов
Теоретический профессионально-технический цикл дисциплин в учреждениях начального профессионального образования непосредственным образом связан с производственным обучением и производственной практикой, поскольку знания без умений сухи, а умения без знаний мертвы. Чтобы оживить процесс профессиональной подготовки в профессиональных училищах, производственное обучение осуществляют в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах (учхозы) учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных площадках и других объектах.
Производственная практика учащихся проводится также на предприятиях, в организациях, фермерских и других хозяйствах, для которых подготавливаются рабочих кадры и специалисты, на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях.
В квалификационной характеристике специалиста, например по специальности «Механизация сельского хозяйства» со специализацией «Эксплуатация машинно-тракторного парка в полеводстве» наряду со знаниями, которыми должен обладать выпускник профессионального училища, две трети характеристики занимает перечень умений, которыми он должен овладеть в ходе производственного обучения и производственной практики. Он должен уметь применять передовую технологию в производстве сельскохозяйственных культур; работать на испытательных и регулировочных стендах; пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментами; свободно читать и делать чертежи деталей, узлов и механизмов; составлять планы и графики эксплуатации и ремонта машин; принимать меры по обеспечению охраны окружающей среды; анализировать экономические показатели использования техники и вычислять экономическую эффективность ее применения и др. Это объем профессиональной деятельности, которую специалист обязан освоить за годы обучения в профессиональном училище (в данном случае – в агролицее) в период производственного обучения и производственной практики.
Основными формами практической подготовки специалиста являются, как уже отмечалось, производственное обучение и производственная практика, которые так же, как и блок теоретической подготовки, имеют свой учебный план и учебные программы, формирующиеся с учетом Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ТКС) (он устанавливает тариф – систему ставок, определяющих размер оплаты труда на государственных предприятиях) и данных квалификационной характеристики специалиста.
В учебном плане «Производственное обучение» указываются объем времени и сроки преподавания данного предмета по курсам обучения, место и время проведения предвыпускной производственной практики. С учетом принципа опережающего обучения теоретические технические дисциплины – это научное обеспечение производственного обучения будущего специалиста.
Учебные программы разделов производственного обучения представляют определенную целостность предметного содержания и средств его освоения. Учебная программа состоит из двух частей: основная часть включает в себя то содержание, ради которого введен учебный предмет в учебный план; а вторая – это профессиональные средства, обеспечивающие усвоение знаний, формирование умений и развитие учащихся.
Учебная программа производственного обучения включает образовательные цели, перечень умений и навыков, которыми должен овладеть будущий специалист. Подробно освещается глубина каждого вопроса производственного обучения, степень трудности формирования основных профессиональных умений. Программа производственного обучения, как правило, рассчитана на получение такого уровня квалификации учащимися, который требует квалификационная характеристика. Материал в программе производственного обучения располагается в соответствии с технологией того или иного производства. Учитывается место производственного обучения: на учебных объектах, в лабораторных условиях или на производстве, непосредственно в трудовых коллективах.
Производственная практика – логическое продолжение производственного обучения. В процессе практики закрепляются и совершенствуются профессиональные знания и умения; используются нравственные воспитательные возможности высокой организации труда, повышается ответственность за качество конечной продукции; развивается экономическое мышление; создаются дополнительные возможности для удовлетворения материальных и духовных потребностей молодежи; уменьшается влияние негативных факторов микросреды, вызванных незагруженностью (бездельем) молодежи и др. Все это сказывается как на общеобразовательной и профессиональной подготовке, так и на общекультурном и профессионально-личностном развитии.
Производственная практика – важный фактор проверки эффективности всей образовательной системы учреждений начального профессионального образования. Если она работает четко, целенаправленно и результативно, то показатели практических умений учащихся в ходе производственной практики высокие и стабильные.
Организация педагогического процесса в учреждениях НПО реализуется во многом в таких же организационных формах, как и в общеобразовательной школе. Ведущей формой организации учебного процесса являются урок и различные его модификации (семинар, лекция, киноурок, лабораторные и практические занятия и др.). В инновационных учреждениях начального профессионального образования роль организационных форм как в теоретической, так и в практической подготовке специалистов усиливается.