Содержание дополнительного профессионального образования

Важнейшим элементом системы ДПО являются дополнительные профессиональные образовательные программы, которые отражают цели, задачи, содержание ДПО, принципы и условия его формирования и реализации. В зависимости от требований к уровню основного образования обучающихся они подразделяются на дополнительные образовательные программы высшего, среднего, начального уровней профессионального образования, а также профессиональной подготовки.

К сфере высшего образования относятся дополнительные профессиональные программы, для обучения по которым требуется высшее профессиональное (законченное или незаконченное) образование. К сферам среднего и начального уровней профессионального образования относятся дополнительные программы, для обучения по которым соответственно необходимо среднее или, как минимум, начальное профессиональное образование.

К дополнительным образовательным программам профессиональной подготовки относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, предназначенные для повышения квалификации лиц, получивших профессиональную подготовку, но не имеющих начального профессионального образования.

Согласно Закону «Об образовании» учреждениям ДПО принадлежит самостоятельная роль в разработке образовательных программ. Отсюда особую важность представляет опора на теоретические основы проектирования содержания ДПО.

Содержание ДПО может рассматриваться на разных уровнях.
1. Уровень теоретического представления. На этом уровне формируется методологический замысел, осуществляется тщательное философское, социальное, психолого-педагогическое обоснование. Важное место отводится определению ценностей непрерывного профессионального образования, целям ДПО, его функциям, ценностям содержания ДПО, моделированию профессиональной деятельности специалистов. Происходит своего рода теоретический экскурс в конкретную профессию и специальность, которые являются одним из ведущих источников и одновременно фактором проектирования содержания ДПО. С этой целью философскому и педагогическому осмыслению подвергаются объекты профессиональной деятельности специалиста, его профессиональные задачи, содержание, структура, технология, критерии оценки качества профессиональной деятельности специалиста. Осуществляется обращение к идеалу профессиональной культуры специалиста. Реально выраженным результатом теоретико-методологического осмысления содержания ДПО являются:
его концептуальная идея, закономерные связи, методологические и дидактические принципы;
фиксирование в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (внутренней организации, связях между элементами), общественных и личностных функциях передаваемого социокультурного и социопрофессионального опыта, профессиональной культуры в их педагогической интерпретации.
Важно, чтобы уровень общего теоретического представления содержания ДПО являлся результатом его коллективного философского и социально-педагогического осмысления обучающимися и преподавателями системы ДПО.
2. Уровень учебного предмета. На этом уровне обосновываются функциональное назначение, роль и место каждой из учебных дисциплин в системе содержания ДПО, определяются ее ценности, выявляется состав, структура основных элементов содержания учебного предмета. Важно, чтобы каждый учебный предмет (учебный курс, учебное пособие) наряду с ориентацией на выполнение своей особой функции в системе содержания ДПО выстраивался согласно его общему составу и структуре. Особую значимость приобретает преемственность частного содержания учебных предметов в реализации ведущих функций общего содержания ДПО. Построение содержания учебного предмета осуществляется с учетом ценностей конкретной профессии, ее предмета, объектов, системы профессиональных задач, содержания, структуры и технологии деятельности, объективных профессионально-личностных потребностей и образовательных возможностей обучающихся. В связи с этим важное место отводится профессионально-личностной рефлексии субъектов учения.
Учебный предмет представлен инвариантной и вариативной частями. Инвариантная часть продиктована Требованиями к минимуму содержания ДПО и уровнем профессиональной подготовки по конкретной специальности, которые разрабатываются в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.
Вариативная часть позволяет обеспечить учет индивидуальных запросов и потребностей обучающихся в их профессиональном росте и личностном саморазвитии, удовлетворить их профессиональные интересы, оказать помощь в подготовке к выполнению должностных обязанностей. Особенностью этого уровня содержания ДПО является междисциплинарный опережающий характер образовательных курсов, их динамизм, многоуровневость, возможность индивидуализации обучения.
3. Уровень учебного материала, предназначенного для усвоения обучающимися в системе ДПО, фиксируется в учебных пособиях, методических рекомендациях, опубликованных курсах лекций, в видеопрограммах, сборниках практических заданий и др. На этом уровне обозначаются конкретные, подлежащие усвоению ключевые профессиональные компетентности специалиста, входящие в курс обучения по определенному учебному предмету.
4. Субъектно-личностный уровень. На этом уровне осуществляется профессионально-личностная рефлексия, проектирование своих образовательных маршрутов – индивидуальных образовательных программ – самими обучающимися.
Таким образом, четвертый уровень предстает в качестве трансформатора общего содержания ДПО обучающихся в их субъектно-личностное содержание.
5. Уровень, на котором проектируемое индивидуальное содержание становится достоянием каждого обучающегося, результатом реализации, который отражается в развитии ценностей и идеалов, в «приращивании» системы профессиональных знаний, развитии профессиональных умений и навыков, в формировании и обогащении опыта профессионально-личностного саморазвития, в развитии опыта творческой деятельности, профессиональной культуры, человеческого потенциала.

Проектирование содержания ДПО требует определения «ключевых компетентностей» специалиста-профессионала. «Ключевая компетентность» является «узловым» понятием, включая: во-первых, аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания ДПО; во-вторых, идеологию формирования содержания ДПО «от результата»; в-третьих, результаты обучения, выражающие «приращивание» знаний, умений, навыков, опыта профессионально-личностного саморазвития, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений; в-четвертых, интегративный характер ее источника – различных сфер культуры и других сфер деятельности человека.

Ключевые профессиональные компетентности являются базовыми, универсальными. Их характерные признаки: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, значительная интеллектуалоемкость, многомерность, включающие широкий спектр аналитических, коммуникативных, прогностических и других умственных процессов.

Так, в структуре ключевых профессиональных компетентностей управленческих кадров образования можно выделить:

  • специальную компетентность – способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
  • социальную компетентность – способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
  • личностную компетентность – способность использовать приемы личностного самовыражения и саморазвития, средства противостояния профессиональным деформациям личности;
  • индивидуальную компетентность – способность использовать приемы самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил.

Особенно важна в управленческой профессии роль образовательной компетентности, которая обеспечивает содержательную и технологическую стороны профессионально-личностного роста специалистов. Образовательная компетентность включает Я-концепцию в непрерывном профессиональном образовании: сформированность ценностного отношения к нему, интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивацию развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, удовлетворенность образовательной деятельностью. Это составляет мотивационную сферу образовательной компетентности. Ее операционная и рефлексивная сферы обеспечиваются знаниями о способах и технологии непрерывного профессионального саморазвития в процессе образования, развитием когнитивных способностей, осмыслением процесса и результата образовательной деятельности, степенью профессиональной обучаемости (готовности к непрерывному профессиональному образованию), образовательной продуктивностью.

Определение ключевых профессиональных компетентностей специалиста может быть представлено на двух уровнях: на обобщенном (например, исходя из обобщенного образа управленца-профессионала) и субъектно-личностном (на основе Я-концепции в образовательной деятельности), когда планируемые результаты обучения определяются самими обучающимися.

В состав содержания ДПО специалистов входит система их ключевых профессиональных компетентностей (специальных, социальных, личностных, индивидуальных, образовательных). Ее ведущими подсистемами выступают:

  • система интегрированных профессиональных знаний, умений, навыков, усвоением которых обеспечивает философское осмысление миссии и предмета профессии, ее ведущих ценностей, идеалов, определение направленности профессиональной деятельности, ее содержания, технологии и др.;
  • опыт профессионально-личностного саморазвития, предполагающий способность к профессионально-личностной рефлексии, моделированию профессии, освоению технологий непрерывного профессионального образования, самоорганизации образовательной деятельности;
  • опыт творческой деятельности, позволяющий наряду с системой профессиональных знаний, ценностных ориентации, рефлексией, духовно-нравственным самосовершенствованием, профессиональным саморазвитием освоить профессиональную культуру, выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности и осуществить «вклад» в профессию, в ее обогащение; опыт гуманистического эмоционально-ценностного отношения к миру, к профессиональной деятельности, к людям, к себе, к своему профессионально-личностному становлению и саморазвитию; названный опыт наряду с другими компонентами содержания ДПО является условием «разрушения» устаревших стереотипов, формирования и развития системы гуманистических ценностей и идеалов.

В таком виде содержание ДПО представляет собой целостную систему. Детерминантами содержания ДПО специалистов являются личностно значимые профессиональные ценности, идеалы, система осознаваемых профессиональных целей, задач, содержание их профессиональной деятельности, а также объективные потребности в профессиональном росте и личностном саморазвитии, которые находят воплощение в целях ДПО.

Таким образом, содержание дополнительного профессионального образования призвано аккумулировать совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной деятельности. Это содержание должно быть ориентировано на духовно-познавательную и ценностную активность личности обучающегося, развертывание ее способности к социальному действию, на целостное формирование и развитие личности. Содержание ДПО не сводится к совокупности профессионально обусловленных знаний, умений, навыков. Его органическими компонентами является также опыт: рефлексии, профессионально-личностного саморазвития, творческой деятельности, мотивационно-ценностного отношения как к деятельности, так и к непрерывному профессиональному образованию. Обучающиеся в системе ДПО выступают активными субъектами процессов не только реализации содержания образовательной деятельности, но и процесса его проектирования, что значительно повышает эффективность обучения.

Важная роль в формировании содержания ДПО принадлежит его самопроектированию обучающимися. Самопроектирование содержания ДПО выступает как одно из важнейших звеньев самоорганизации обучающимся своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект мотивированного самоуправления профессионально-личностным саморазвитием. В этом случае самопроектирование способно приобрести личностный смысл.

Факторы, определяющие содержание ДПО и процесс его проектирования, можно объединить в следующие группы: социально-педагогические, научно-теоретичские, личностно-субъектные, профессионально-компетентностные, андрагогические.

Группа социально-педагогических факторов объединяет: коренные преобразования в ведущих сферах жизни страны в связи с утверждением демократических норм, формированием правового государства, рыночной экономики, с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному (в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми); социальные требования в области непрерывного образования; стратегию модернизации российского образования; социальные требования к системе ДПО; качество федеральной и региональной систем непрерывного профессионального образования и др.

Группа научно-теоретических факторов объединяет современные достижения науки об образовании, в том числе о непрерывном образовании, а также образовании взрослых; новейшие данные наук о построении образовательного процесса в системе ДПО; нормативные требования в сфере ДПО; результаты научных исследований в профессиональной деятельности специалиста, в педагогическом проектировании и др.

Группа профессионально-компетентностных факторов представлена: профессиональной культурой специалиста; социальным статусом, миссией, философией, идеологией, политикой, предметом профессии обучающегося; профессиональными целями и задачами, содержанием и структурой профессиональной деятельности; спецификой объектов профессиональной деятельности; профессиональными требованиями к личности специалиста; требованиями к формам, методам, средствам профессиональной деятельности, к ее технологиям и результатам; критериями оценки результатов деятельности. В названную группу входят также ключевые компетентности, служебный статус специалиста, его права и функциональные обязанности, ответственность, выполняемые должностные функции и др.

Группа субъектно-личностных факторов объединяет: осрзнаваемые личностью потребности в непрерывном профессиональном образовании, профессионально-личностном саморазвитии; человеческий потенциал специалиста; рефлексию профессионализма и профессиональной компетентности обучающегося; рефлексию качества профессионального образования; объективные затруднения в профессиональной деятельности; объективные затруднения в образовательной деятельности, в профессионально-личностном саморазвитии; мотивацию профессиональной и образовательной деятельности; осознаваемый обучающимися уровень продуктивности ДПО и др.

Группа андрагогических факторов включает: закономерности обучения взрослых, их позиции по отношению к непрерывному образованию, отбору его содержания, форм, методов, технологий; общие дидактические принципы и дидактические принципы, продиктованные спецификой обучения взрослых, особенностями образовательной деятельности обучающихся в системе ДПО; дидактические и андрагогические требования к преподавателю и его профессиональной деятельности в системе ДПО; образовательная среда в системе ДПО; критерии эффективности ДПО и результаты обучения в системе ДПО.

В процессе определения содержания ДПО важно обеспечить учет федеральных, региональных, локальных и индивидуальных потребностей в профессионально-личностном развитии специалистов. Федеральные требования к ДПО находят отражение в базисном компоненте содержания. Регионализация ДПО позволяет обеспечить учет особенностей региональной политики в сфере образования и условий ее реализации. Учет индивидуальных образовательных потребностей обучающихся является одним из ведущих условий обеспечения качества содержания ДПО. Этому способствует проектирование образовательных программ ДПО (в состав которых входят базисный, региональный и индивидуальный компоненты) самими обучающимися.

В контексте личностно ориентированного подхода обучающийся предстает как субъект общей, духовной, гражданской, патриотической, национальной и профессиональной культуры, общественной и собственной жизни, жизнетворчества. Возникает необходимость учитывать в определенной мере его личную, семейную, педагогическую, управленческую и общественную стороны жизни, деятельности, поведения, отношения, общения.

Широкое распространение в системе ДПО находит модульное построение образовательных программ, т.е. наличие четко очерченной совокупности унифицированных обучающих модулей в содержании этой системы, каждый из которых направлен на решение конкретной профессиональной задачи. Унифицированный обучающий модуль включает в себя комплекс теоретических и практических, коллективных и индивидуальных занятий унифицированного назначения, объема и структуры, поддерживаемый учебно-методическим и информационно-техническим обеспечением.

Ключевые слова: Образование, Профессия
Источник: Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Технологии, реализуемые в профессиональном образовании
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Особенности дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Функции дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Виды дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание начального профессионально-технического образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Сущность, значение, роль высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий