Функции дополнительного профессионального образования

ПО выполняет следующие социально-педагогические функции: акмеологическую, сервисную, диагностическую, компенсаторную, инновационную, прогностическую, специализирующую, консалтинговую, консультативную.

Акмеологическая функция. Цель непрерывного профессионального образования специалиста связана с достижением его профессионально-личностной зрелости. Зрелость – это период наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека, проявления чувства ответственности, потребности в заботе о других людях, способности к активному участию в жизни общества. Зрелость специалиста во многом обеспечивается благодаря восхождению к своей акме – вершине профессионально-личностного саморазвития.

Процесс развития личности специалиста в системе ДПО направлен на самоформирование профессиональной зрелости. Специфика этого процесса заключается в том, что субъект осознает ценности профессии, особенности предмета и объекта профессиональной деятельности, а также ее цели и задачи.

Дополнительное профессиональное образование можно рассматривать, с одной стороны, как новую ступень профессионально-личностного развития, а с другой – как особый процесс и результат саморазвития профессиональной субъектности и креативности, обогащения профессиональной культуры личности новыми качествами, возвышающими ее до уровня высокого профессионализма, как мощный способ творческой самореализации личности.

Основные «усилия» акмеологической функции ДПО направлены на развитие человеческого потенциала специалистов, их духовно-нравственных качеств, субъектности, креативности, индивидуальности. Поэтому внутренним содержанием, своего рода «механизмом» образовательной деятельности обучающегося в названной системе является целенаправленное исследование собственных личностных ресурсов и способов их оптимального использования.

Сервисная функция обусловлена тем, что система ДПО призвана сочетать потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан. Поэтому данная система должна быть открытой, гибкой, мобильной, способной к естественной самоорганизации, структурно-функциональному упорядочиванию. Эти обстоятельства и приводят к возникновению профессиональных ассоциаций, новых альтернативных форм, всевозможных сочетаний механизмов, обеспечивающих обратную связь названной системы с заказчиком и потребителем, а также учет их меняющихся потребностей.

Многосторонние связи (типа «заказчик – производитель – потребитель»), осуществляемые на различных уровнях (федеральные органы управления – негосударственные профессиональные ассоциации – образовательные учреждения; органы управления образованием – образовательные учреждения и др.) очень важны. Особенностью системы ДПО являются гораздо большая, чем у других образовательных структур, зависимость от потребностей государственных органов власти и ориентация на их заказ. Важное значение здесь имеет установленная в законодательном порядке связь между назначением на должность, аттестацией на квалификационную категорию, уровнем оплаты труда с поэтапным освоением основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.

Диагностическая функция. Успешность обучения в системе ДПО во многом обеспечивает диагностика уровня профессиональной компетентности, личностных потребностей обучающихся, осуществляемая на каждом этапе курсового обучения.

Компенсаторная функция, реализуемая на основе диагностической функции, нацелена на устранение пробелов в базовой профессиональной подготовке специалистов, на внесение корректив в их теоретические знания, умения и практический опыт, сложившиеся к началу обучения в системе ДПО и на его различных этапах.

Инновационная функция обусловлена тем, что важнейшее предназначение ДПО связано с разрушением сложившихся негативных стереотипов профессиональной деятельности специалистов, перестройкой мышления и деятельности, формированием аналитических умений, позволяющих глубоко проникать в сущность процессов, явлений. Чрезвычайно важно, чтобы каждый специалист в ходе обучения изучил сущность инновационных процессов в профессиональной деятельности, научился управлять ими. В связи с этим задачи ДПО следует связывать с формированием концептуального мышления специалистов, с их готовностью к инновационной деятельности. Степень готовности определяется следующими условиями: уровнем сформированности системы мотивов и целей, наличием знаний, необходимых для творческого осуществления деятельности; включением человека в деятельность, в процессе которой формируются профессиональные умения и способности.

Инновационная функция связана с подготовкой обучающихся к реализации различных нововведений из области современных достижений наук и передового опыта, значимых для повышения качества и эффективности работы специалиста.

Прогностическая функция – это развитие способности обучающихся предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности, разрабатывать опережающие конструктивные модели их разрешения, предусматривать последствия принимаемых профессиональных решений.

Специализирующая функция. Абсолютное большинство образовательных задач ДПО продиктовано прежде всего профессиональными потребностями специалистов, их социальным статусом, профессиональными и должностными функциями, ориентацией на социальные нужды, учет социальных требований к профессиональной деятельности, ее развитию.

Консалтинговая и консультативная функции ДПО объясняются необходимостью оказания помощи обучающимся в решении их профессиональных проблем через непосредственное участие в разработке и реализации конкретных производственных или социальных проектов, а также в ходе научного консультирования.

Источник: 
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание начального профессионально-технического образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Сущность, значение, роль высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Отбор содержания высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Уровни высшего профессионального образования и их содержание
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Технологии, реализуемые в профессиональном образовании
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий