Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Любое высшее учебное заведение организует свою работу в соответствии с уже названными стандартами высшего профессионального образования в качестве одного из компонентов системы высшего образования. И действительно, хотя в современной педагогаческой науке можно найти весьма многообразные оценки стандартизации образования, именно стандарты на сегодняшний день являются базовыми нормативными документами, определяющими структуру и содержание высшего образования.

Если говорить о стандартах применительно к высшему образованию, то в общем случае они призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ, поскольку они обязательны для выполнения в соответствующих организациях на всей территории страны. Государственный стандарт высшего профессионального образования в своей основе сложился к 1994 г. Он включает в себя общие положения, касающиеся системы высшего профессионального образования в целом; Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования; Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому конкретному направлению или специальности.

Основные положения образовательного стандарта определяют следующее.

В Государственном стандарте высшего профессионального образования закреплены три уровня высшего образования.

Первый уровень именуется неполным высшим образованием, которое получает студент, проучившийся в вузе не менее двух лет и успешно прошедший промежуточную аттестацию. Разумеется, для этого уровня образования не создается отдельных образовательных программ. Фактически он существует как незавершенное прохождение какой-либо образовательной программы более высокого уровня.

Второй уровень высшего профессионального образования завершается присвоением квалификации «бакалавр». Соответствующая ему образовательная программа предполагает нормативный срок обучения не менее четырех лет.

И наконец, третий уровень высшего профессионального образования соответствует образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией – «инженер», «учитель», «агроном» и т.п., обобщенным наименованием для которых является термин «специалист». Квалификацию «магистр» можно получить после освоения образовательной программы бакалавра и не менее чем двухлетней специализированной подготовки, включая практику – научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность выпускника. Квалификация «специалист» присваивается после прохождения обучения по единой пятилетней (за исключением специально оговоренных стандартом случаев) программе.

В Государственном стандарте высшего профессионального образования образовательная программа определяется как документ (или комплект документов), определяющий в соответствии со стандартом содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня высшего профессионального образования, включая всю совокупность образовательных услуг. Основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования должны включать следующие обязательные дисциплины:

  1. общие гуманитарные и социально-экономические;
  2. математические и общие естественно-научные;
  3. общепрофессиональные (для данного направления или специальности подготовки);
  4. специальные.

При этом обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы устанавливается федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который определяет Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям. В то же время государственные стандарты предусматривают и национально-региональный компонент, отражающий национально-региональные особенности подготовки специалистов и определяемый высшим учебным заведением самостоятельно.

Например, обязательный минимум высшего педагогического образования может состоять из трех блоков – общекультурного, психолого-педагогического и предметного.

Общекультурный блок (25 % учебного времени) призван обеспечить развитие культуросообразного мировоззрения учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения, овладения практической педагогикой, которая основана на общей образованности учителя. Требования к общекультурной подготовке специалиста педагогического профиля включают гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные знания и умения.

Психолого-педагогический блок (18 % учебного времени) направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Следует отметить, что в образовательных стандартах значительно расширены требования к психолого-педагогической подготовке будущих учителей, особенно в части закономерностей психического развития ребенка, особенностей детей с отклонениями в психическом развитии, а также в области проектирования и моделирования учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогический блок включает дисциплины, предполагающие овладение основами педагогической и психологической культуры, различными технологиями общения, управления, саморегуляции. Их содержание направлено на формирование у будущих учителей умений и навыков самостоятельного конструирования образовательных процессов через авторские школы, программы, дифференцированный, индивидуально-личностный подход к школьнику.

Предметный блок (57 % учебного времени) направлен на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности каждого из учащихся и общения с ними. Предметный блок (иногда его называют блоком специальных дисциплин) предполагает изучение дисциплин, необходимых для глубокого, соответствующего современному уровню развития той или иной области знания и деятельности (математика, филология, история, химия и т.д.), т.е. в зависимости от профиля факультета.

Ключевые слова: Образование, Профессия
Источник: Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание начального профессионально-технического образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Сущность, значение, роль высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Отбор содержания высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Уровни высшего профессионального образования и их содержание
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Технологии, реализуемые в профессиональном образовании
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Особенности дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий