Отбор содержания высшего профессионального образования

Уже отмечалось, каким требованиям должен отвечать человек, получивший высшее образование. Прежде чем ответить на вопрос о том, какое содержание образования он должен освоить, следует выяснить, какими способами оно отбирается и на каких основаниях вообще можно строить отбор содержания образования для высшей школы, при том что, по свидетельству многих исследователей, в современной педагогике вообще не существует завершенной концепции отбора учебного материала.

Для начала сформулируем требования, которым должно удовлетворять содержание образования. Очевидно, именно этот комплекс требований можно считать своего рода императивом отбора.

Общие требования к содержанию образования.

  1. Содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса, оно должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
  2. Содержание образования призвано обеспечивать: соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения), интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
  3. Профессиональное образование любого уровня направлено на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации.
  4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, между народами независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Итак, содержание образования в высшем учебном заведении не замыкается на профессиональной подготовке, хотя именно специальность и определяет основной список дисциплин вуза. Содержание должно отражать такие насущные для современного российского общества проблемы, как совершенствование правового государства, интеграция человека и общества в мировую культуру, межнациональное и даже межконфессиональное сотрудничество. То есть, повторяя традиционную для педагогики формулу на уровне общего теоретического представления, содержание вполне отражает традиционный набор российских проблем и в этом смысле в значительной степени ими определяется, представляя собой формализацию социального заказа. В то же время подчеркивается, что содержание образования – это еще и инструмент развития личности.

Возвращаясь от практики к теории, отметим, что данная интерпретация в целом соответствует, например, модели специалиста, предложенной в свое время Н.Ф. Талызиной. В содержании модели специалиста любого профиля она предлагает выделить три задачи, обусловленные особенностями нашего времени, характером общественно-политического строя страны, требованиями профиля специалиста. Формирование такой модели должно исходить из принципа ее оптимальности – не количество включенных умений, а их адекватность социально и профессионально обусловленным функциям специалиста и интегративность должны приниматься в качестве критерия при разработке содержания и цели образования.

Несколько сужая область рассмотрения до проблем профессиональной подготовки, можно констатировать, что содержание образования должно отражать ее компоненты, значимость каждого из которых, впрочем, может определяться самым различным образом. К таким компонентам относятся: профессионально-познавательная подготовка; профессионально-практическая подготовка; профессиональное развитие; профессиональное воспитание; общее воспитание и развитие личности.

Задачи профессионально-познавательной и профессионально-практической подготовки в структуре содержания образования отражает система соответствующих специальности знаний, умений и навыков. Этот блок в значительной степени определяет профессиональное развитие и профессиональное воспитание. Первое – поскольку развивает, в частности, профессиональное мышление, профессиональную память, специфические механизмы психомоторики. Второе – поскольку формирует целый ряд профессионально-нравственных, профессионально-коммуникативных, профессионально-эстетических, профессионально-физических качеств личности будущего специалиста.

Наконец, положения и идеи, общеупотребительные для педагогической науки, могут выполнять роль императивов отбора содержания образования. Причем такой процесс в силу близости специфики лучше всего наблюдать на примере педагогического образования, блоки предметов которого уже рассмотрены ранее.

Идеи культуросообразности, культурообразующей функции школы заставляют связывать духовный потенциал учителя со степенью его приобщенности к национально-культурным традициям, позволяющим ему вести диалог с представителями других культур, и таким путем усваивать опыт, знания и умения, отражающие ту или иную национальную культуру. Широко известные, часто едва ли не дублирующие друг друга, идеи гуманизации и гуманитаризации приводят к повышению статуса гуманитарных дисциплин, увеличению учебного времени, отводимого на них, и, следовательно, расширению их содержания. Идея фундаментализации педагогического образования влечет за собой, в частности, усиление наиболее концептуальных, общих знаний.

Источник: 
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Оставить комментарий