Начальное профессиональное образование – неотъемлемое звено целостной системы образовательных учреждений Российской Федерации и составная часть, первая ступень профессиональной подготовки специалиста. Следовательно, оно должно рассматриваться, с одной стороны, как этап непрерывного образования человека, а с другой – как завершенный компонент системы профессионального образования.
С точки зрения концепции непрерывного образования НПО является всеохватывающим по полноте, индивидуализированным по времени, темпам и направленности, предоставляющим каждому возможности реализации собственной программы его получения. Единая система непрерывного профессионального образования представляет собой комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждого человека. При этом должны учитываться актуальные и перспективные общественные потребности, удовлетворяющие его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.
Поэтому главная задача учреждений начального профессионального образования заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, достижения конкретной профессии (специальности), соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.
Причем существование профессиональных лицеев как центров непрерывного профессионального образования в системе НПО дает возможность реализации интегрированных образовательных программ не только среднего, но и высшего профессионального уровня образования, устанавливать тесную взаимосвязь начального и завершающего звеньев профессиональной подготовки специалиста, обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.
Система управления педагогическим процессом в учреждениях профессионального образования строится на следующих принципах: демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, дифференциации и индивидуализации, преемственности образования при оптимальном сочетании теории и практики, коллективных занятий с самообразованием, стимулирования потребностей и мотивов к совершенствованию профессиональной подготовки.
Ведущим принципом обновления и перестройки любого образовательно-воспитательного процесса является его гуманизация. Гуманистическая педагогика исходит из положения о том, что вся наша молодежь одарена и талантлива. И наша цель – поддержать в ней эту одаренность и талантливость, развить и научить подростков и юношей не бояться рисковать, утвердить в сознании молодых людей самоуважение, обеспечить полноценную сегодняшнюю жизнь каждому подростку и юноше, развить у них творческие способности. Гуманизация исключает безличностный подход к человеку, объединяя усилия психологов, философов, педагогов, социологов в поисках смысла человеческого бытия, самоактуализации, творчества, свободы выбора жизненного пути. Важно подчеркнуть, что гуманизацию учебно-воспитательного процесса нельзя свести к каким-то конкретным технологиям или методам. Это ценностная ориентация, перестройка личностных установок педагога. Гуманистически ориентированного учителя характеризуют высокая гражданственность и социальная активность. Главный ориентир его деятельности – высокий профессиональный долг, способность критически оценивать собственную работу и деятельность окружающих. Он не пойдет на сделку с совестью, им руководит любовь к учащейся молодежи, потребность передать ей свои знания, он видит смысл своей жизни в формировании личности растущего человека (В.А. Сластёнин).
Некоторые авторы выделяют также принцип гуманитаризации, реализуемой через общественные (гуманитарные) науки и учебные дисциплины – историю, литературу, мировую художественную культуру, живопись, музыку, родной и иностранные языки. Гуманитарные науки так или иначе способствуют стремлению человека к самопознанию и отражают бытие и сознание личности на социальном уровне. Специфика гуманитарного образования состоит в том, что оно, во-первых, связано с определенной группой наук, формирующих духовную культуру личности, пониманием непреходящей ценности национальной культуры любого народа, малого или большого, а во-вторых, обогащает естественно-научные и технические дисциплины экологически и социально значимым содержанием. Под гуманитаризацией правомерно понимать систему мер, направленных в учебном заведении на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Гуманитаризация – это особая форма отношения человека к миру, это все то, что связано с культурой, цивилизацией, духовным богатством общества.
Гуманитаризация образования в профтехучилище требует решения ряда проблем, связанных с формированием личностной зрелости обучаемых. Суть ее состоит в следующем.
- Предметные знания в ПТУ, профессиональном лицее остаются разобщенными, логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое содержание учебных дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер, преодолеть который можно, только реализуя принципы предметности и содержательности в широком социокультурном контексте.
- Проблема гуманитаризации образования в наиболее острой форме встает в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. В условиях бурного развития промышленности от специалиста в первую очередь требовалось мастерство и лишь затем понимание. Ныне мастерство рассматривается как алгоритмические операционные умения. Однако ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть глубокое понимание изучаемых процессов в сочетании с личностным смыслом профессионала. Этот способ основан на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности.
- Реально существующие сложности во взаимоотношениях между естественно-научными и техническими знаниями, с одной стороны, и гуманитарными знаниями – с другой, могут привести к разрушению феномена культуры. Постановка этих вопросов свидетельствует о том, что не существует проблемы двух культур, есть проблема культуры и бескультурья.
Следующим принципом начальной профессиональной подготовки специалиста выступает принцип дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Суть такого обучения состоит в необходимости работать со всеми и с каждым, моделировать процесс индивидуального развития для каждого ученика с учетом уровня его обучаемости, мотивационного компонента учебной деятельности, волевых качеств личности, ее способности к самоорганизации.
Реализация принципа дифференцированного обучения исходит из положения о многозначности его цели:
- с психолого-педагогической точки зрения – это индивидуализация обучения на основе таких характеристик учащихся, как умение преодолевать трудности в процессе усвоения знаний, сосредоточиться на ведущей задаче, использовать рациональные приемы учения, повышающие уровень обучаемости, и состав реальных учебных возможностей;
- с социальной точки зрения – формирование творческого потенциала общества, приобщение каждого его члена к преобразовательной деятельности, выработка у него потребности совершенствовать наличное, сочетать научные достижения с передовым опытом, неустанно повышать культуру любого труда;
- с дидактической точки зрения – это создание методической системы дифференцированного обучения на новой мотивационной основе и педагогической технологии с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной науки в теории обучения. При организации опытно-экспериментальной работы исследователи и учителя-практики исходят, как правило, из положения о том, что дифференцированное обучение и воспитание осуществляются в двух формах: внутренней и внешней.
Внутренняя дифференциация предполагает вариативность темпа обучения на основе более полного учета индивидуальных и групповых особенностей учащихся, что обусловливает выбор разных видов деятельности, дифференциацию учебных заданий, определение степени дозировки и характера помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.
Одна из особенностей внутренней дифференциации – ее направленность не только на учащихся, испытывающих трудности в обучении, но и на обычного (среднего) и на одаренного учеников. Внутренняя дифференциация осуществляется как в традиционной форме, т.е. на основе дифференцированного подхода, так и в системе уровневой дифференциации, предполагающей усвоение программы на различных уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Внешняя дифференциация – это создание (на основе интересов, способностей, склонностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к учащимся требования различаются. Внешняя дифференциация осуществляется либо в рамках селективной системы (выбор профильных групп с углубленным изучением цикла предметов), либо в рамках свободной системы (избирательный выбор учебных предметов для изучения на базе инвариантного ядра образования).
Сущность внешней дифференциации заключается в направленной специализации образования с учетом устойчивых интересов, склонностей и способностей учащихся в целях максимального их развития в избранной профессии.
Работа по внешней дифференциации осуществляется путем создания профильных групп с углубленным изучением отдельных предметов. Особенности заключаются в том, что в профильных группах осуществляется интенсивная подготовка по целому комплексу предметов, необходимых для той или иной профессии. Эти предметы должны вести специалисты производства, ученые. Профильные группы – это детище, по крайней мере, двух учреждений: школы и профтехучилища, профтехучилища и вуза, лицея и вуза, – которые ведут интенсивную подготовку по целому комплексу предметов.
Углубленное изучение отдельных предметов предполагает достаточно традиционный уровень подготовки учащихся, который позволяет достичь высоких результатов и вместе с тем ограничивает их число. Группы с углубленным изучением отдельных предметов могут создаваться и по циклам: физико-математическому, химико-биологическому, гуманитарному. При этом условно можно выделить такие ступени углубленного изучения и в старших группах профтехучилищ. Факультативы здесь могут создаваться по предметам, не входящим в учебный план (основы эстетики и искусствоведения, изобразительное искусство, история мировой культуры и др.).
Непрерывное профессиональное образование, например в системе агролицей – сельхозакадемия, выступает в форме интеграции общего, политехнического и профессионального образования как система соответствующих профессиональных основ мировоззрения, потребности знаний, умений и навыков личности.
В соответствии с результатами проведенного нами эксперимента и обобщения профессионального опыта жизнедеятельности сельскохозяйственных училищ, агролицеев и вузов, опираясь на общепедагогические принципы, мы обосновали собственные принципы организации учебно-воспитательного процесса, учитывающие специфику образовательного процесса в системе агролицей – сельхозакадемия: профессионально-исторической преемственности в решении проблем непрерывного образования; кадровой обеспеченности и профессионально-личностной стабильности учебно-воспитательного процесса; вертикально-сквозной интеграции звеньев системы непрерывного образования; стимулирование корреляции индивидуально выраженных профессиональных потребностей личности с позиции требований общества; синхронного учебного учета и самоконтроля действия фактора полидетерминированности* учебно-воспитательного процесса в плане его становления и развития; профессионального динамизма и глубокой научно-практической обеспеченности учебного процесса, направленного на решение задач непрерывного образования.
Данные принципы обусловили стратегию моделирования и осуществления ведущих направлений проведенного нами эксперимента. Так, например, методология принципа кадровой обеспеченности направлена на создание устойчивого, высоко профессионального коллектива, состоящего из воспитателей и сотрудников. Реализуя этот принцип, мы пришли к выводу, что работа с кадрами в агролицее является ключевой для успешного обеспечения учебно-воспитательной работы.
Принцип вертикально-сквозной интеграции потребовал от дирекции агролицея и его сотрудников формирования устойчивого профессионального самосознания личности. Вместе с тем профессиональная интеграция стимулировала осознание потребности провести соответствующую работу по сплочению коллектива агролицея, обеспечила в нем нравственно-правовой микроклимат, без которого сложно решить любые и особенно научно-практические вопросы учебно-воспитательного процесса.
Принцип корреляции способствует объединению персонифицированных установок личности с социальными нормами. Здесь чрезвычайно опасны как гипертрофия социального, его давление на личное, так и проявление крайнего индивидуализма в профессиональной деятельности. Граница между ними подвижна, нередки их взаимопереходы, поэтому очень важна их гармоничная интеграция.
Методология принципа, связанного с профессиональной детерминированностью учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования учащихся, определяет необходимость его построения с постоянным учетом основных детерминант, влияющих на его содержание. Это тем более важно в переломные, кризисные периоды развития общества и отдельной личности. Правильное применение этого принципа позволяет избегать ненужных противоречий и конфликтов между ними. Особенно важен здесь коррелят между общим, особенным и единым.
Что же касается принципа профессионального динамизма, можно утверждать, что вне получения хотя бы маленьких профессиональных побед в жизнедеятельности как преподавателей, так и студентов агролицея невозможно решать его ключевые задачи. Данный принцип выступает в роли внешнего и внутреннего контролеров на всех стадиях развития учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности профессионального коллектива.
* Полидетерминированность (от греч. polys – многочисленный и лат. determinans – определяющий) – формируемый многими условиями. – Примеч. ред.