Групповая динамика геймеров

Геймер - это человек, играющий в видеоигры в сети интернет. Часто геймеры объединены в группу, в которой можно проследить все элементы групповой динамики: лидерство, конфликты, ролевое поведение, стиль общения и многое другое.

Исследовательские работы на тему социально-психологических процессов неформальных групп фактически приравнивают понятия «геймер» и «игроман». Однако автор этих строк разводит указанные понятия, представляя геймеров современной субкультурой, объединенной в малые группы от 3 до 15-20 человек (Усачева, Пырьев, 2015). (Далее будет использоваться материал из статьи «Групповая динамика геймеров», написанной в соавторстве с А. М. Усачевой в 2015 году.)

Игромания - это болезненное влечение, которое начинает развиваться с безобидного увлечения компьютерными играми. В отличие от родственных заболеваний, таких как наркомания и алкоголизм, основанных на физиологической зависимости, игромания - это зависимость психологическая, т. е. основанная на эмоциях.

Согласно статистике, игромании подвержены представители подросткового возраста. Также важно отметить, что от игровой зависимости преимущественно страдают мужчины. Однако по данным исследования, проведённого Entertainment Software Association в 2009 году, 40% игроков - женщины; девушки старше 18-ти лет в настоящее время составляют 34% от общего количества игроков (цит. по: Усачева, Пырьев, 2015).

В отличие от игроманов субкультура геймеров не носит деструктивного характера, а сам по себе геймер не страдает манией к компьютерным играм. Для геймеров игра лишь способ организации досуга, что приравнивается, например, к просмотру кинофильма любым другим человеком.

Геймер соединяет в своем сознании две разные жизни - виртуальную и реальную, а также два разных образа - образ реального человека и виртуального, например компьютерного героя. Геймер в игре заново социализируется, постигает нормы и ценности другого мира. Каждый геймер способствует как сохранению самой картины мира играющих, так и воспроизводству всей субкультуры геймеров в целом.

Отличительной чертой субкультуры геймеров является то, что ее членом становится каждый человек, увлекающийся компьютерными играми.

Группа геймеров предполагает неравенство. В частности, о неравенстве говорит трехступенчатая иерархия статусов игроков. Играющие обычно поделены на ламеров, геймеров и читеров.

Данной иерархии соответствует трехступенчатая система игровых навыков: юзер (англ. user - пользователь, любитель - низкий уровень), программист (специалист, занимающийся написанием программ, - средний уровень), хакер ((англ. hacker, от to hack - рубить, кромсать) - высококвалифицированный IT-специалист, человек, который понимает тонкости работы программ ЭВМ (электронно-вычислительных машин), - высокий уровень) и деление на кланы -сообщества геймеров по уровню профессионализма, пристрастию к одному жанру игр и т. д.

Кланы, гильдии, команды представляют собой группы, которые могут быть как большими, так и малыми. В частности, гильдия может включать в себя от 2 до 1000 человек. Количество игроков в гильдии зависит от сложности онлайн-игры, где чем сложнее игра, тем больше игроков. В гильдиях геймеры подразделяются на микрогруппы, в которых происходит более тесное взаимодействие. Геймеры сосуществуют совместно определенное время, общаясь посредством чата, в зависимости от квеста и собственного желания.

Время существования гильдии полностью зависит от основателя. Это авторитетный игрок, хорошо разбирающийся в конкретной игре. Многие приходят в гильдию, ориентируясь на его авторитет. Однако если он долгое время отсутствует и не появляется на сервере, то рискует потерять своих «последователей» и гильдию.

Таким образом, геймер, создавший гильдию, является ее лидером. Он обеспечивает жизнедеятельность гильдии. Она заключается не только в поддержании игры, но и распределении обязанности между игроками. Игрок, находящийся в гильдии, имеет свой ранг, свои очки опыта, каждый играет определенную роль и выполняет какие-то функции, которые также обговариваются в гильдии.

Геймер-лидер имеет помощников, которые устанавливают ранги и правила для рядовых игроков. Помощники также отслеживают успешность игроков, повышая или понижая их ранги.

Название гильдии высвечивается над именем игрока. Поэтому каждый игрок идентифицируется по этому названию не только для своих, но и чужих игроков.

Особенностью группы геймеров является свобода входа и выхода из гильдии. Состав группы может меняться, не меняются только игроки, занимающие высокий ранг.

Время существования группы геймеров в гильдии зависит не только от сложности игры, но и от индивидуальных целей игроков. Большинство людей приходит в гильдию, чтобы пройти квест, так как в одиночку часто это бывает не под силу. В других играх группы игроков могут существовать как достаточно продолжительное время, так и краткосрочное (час-два).

Взаимоотношения геймеров могут выстраиваться самыми разными способами. Если общаются игроки, случайно встретившиеся на сервере (не враги и не союзники), они также могут поговорить. Это может быть нейтральная беседа, которая чаще всего направлена на знакомство и организацию дальнейшего сотрудничества, а также на простое общение. В таких ситуациях самыми распространенными являются вопросы о возрасте и игровом стаже.

Если встречаются игроки из враждебного клана, возможны также и преследования. Как правило, такие игроки преследуют более слабых игроков с целью поразвлечься. Враждебные игроки могут совершать набеги на различные точки, где игроки из противоположного клана отдыхают, получают задания и прокачиваются. От враждебных действий могут погибнуть персонажи системы, необходимые для заданий. В этом случае пострадавшим приходится ждать, пока системные персонажи не появятся снова. Восстановление обычно занимает 5-10 минут.

Более тесными являются отношения между знакомыми в реальной жизни людьми. Такое общение может организовываться уже не в чате, а в скайпе. Возможность слышать и видеть друг друга упрощает совместный процесс прохождения игры, позволяет распределять обязанности и роли.

Межличностные отношения в чате также различаются. Игрок может разговаривать как с отдельным игроком (выбирается команда «Шепнуть»), так и с группой игроков через общий чат. Обсуждения в общем чате носят практический характер, в котором основателем гильдии указываются цели, даются объявления.

Основным препятствием входа в группу геймеров является незнание языка, или сленга. Язык геймеров может загнать новичка в тупик. Встретив в виртуальном мире игрока и изъявив желание поговорить с ним, нередко можно наткнуться на неизвестные новичку слова, да еще и быть осмеянным за незнание сленга. Так, оценочную и эмоциональную нагрузку несут следующие слова:

  • багоюзер (неодобрительная характеристика) - игрок, который использует ошибки игры в корыстных целях;
  • адекват/неадекват (одобр./неодобр.) - игрок приятный/неприятный в общении, соблюдающий/не соблюдающий общепринятые моральные нормы;
  • ботовод (неодобр.) - игрок, использующий запрещенные программы, имитирующие управление персонажем;
  • лутотыринг (неодобр.) - кража чужой добычи;
  • троллить (неодобр.) - преднамеренно провоцировать игроков на ссоры, оскорбления и т. п. и др.
  • нуб (англ. newbies) - сленговое название новичков в определённой игре или же в играх в целом.

Некоторые особенности механики, общие для почти всех ролевых онлайн-игр, предопределяют общность лексики, которой пользуются игроки при обсуждении игр. Так, например, практически в каждой ролевой онлайн-игре можно встретить слова:
-    «агр» - агрессивность монстров, управляемых компьютером; «баг» - ошибка, недочет игры; «бот» - персонаж, управляемый особой программой, не предусмотренной правилами игры; «босс» -крупный сильный и уникальный монстр; «ивент» - особое игровое событие, проводимое периодически; «лаг» - задержка в передаче информации между сервером и компьютером игрока; «моб» -монстр; «нуб» - новый или некомпетентный игрок; «твинк» - вспомогательный персонаж; «основа» - основной персонаж игрока и т. д.

Существуют разновидности групп геймеров. В частности, следует отметить:

  • хардкор-геймеры (жарг. хардкорщики, англ. hardcore gamers) - игроки, обычно избегающие простых игр, рассчитанных на казуальных игроков, например игр для Wii. Хотя Nintendo имела большую поддержку казуальных игроков в период высокой популярности консолей седьмого поколения, она пыталась перенаправить своих «основных» потребителей такими играми, как MadWorld, и портативной игровой системой DSi. Соревновательность - одна из определяющих характеристик хардкорщиков. Многие хардкорные геймеры принимают участие в турнирах по сетевым FPS, в частности Quake. Прочие хардкорщики не откажут себе сыграть в любые игры со сложным геймплеем ради азарта и испытания, требующие длительного времени на совершенствование прохождения. Как правило, более сложнопроходимые игры, выбираемые хардкорщиками, имеют и большую продолжительность просто ввиду того, что у хардкорщиков вполне найдётся на них время (как на сюжет, так и на отточку своего мастерства). Основополагающим качеством хард-корной игры является сложность геймплея и, соответственно, время, затрачиваемое на отточку мастерства самого игрока, а отнюдь не длительность сюжета / миссий / времени на прокачку виртуального персонажа;
  • прогеймеры (англ. pro-gamers). Это профессиональные игроки, играющие за деньги. Основным заработком прогеймера являются призовые за игру на соревнованиях по киберспорту. В то время как прогеймер финансово зависим от игр, проведение времени за ними не считается свободным и может приносить меньше удовольствия игроку, так как игры для него становятся работой. В странах Азии, в частности в Южной Корее и Японии, прогеймеры спонсируются крупными компаниями и могут зарабатывать более $100000 USD в год. В США Major League Gaming заключила контракт с Electronic Sports Gamers на $250000 USD ежегодно;
  • ретрогеймеры (англ. retrogamer). Игроки, предпочитающие играть в старые компьютерные, консольные или аркадные игры. Термин «ретрогеймер» наиболее распространён в Соединённом Королевстве и Европе. Термины «классик геймер» (англ. classic gamer) и «олдскул геймер» (англ. old-school gamer) более распространены в Соединённых Штатах. Ретрогеймеры играют либо на оригинальном оборудовании, либо на современном оборудовании с различными эмуляторами, портами и сборками. Некоторые ретрогеймеры занимаются восстановлением старых игр, в частности аркадных автоматов.

Таким образом, группа геймеров включает в себя специфические нормы и ценности, традиции, язык и терминологию, символику. Группа геймеров отличается особенностями лидерства и межличностного взаимодействия. Все эти компоненты определяются специфической картиной мира, которая влияет на поведение геймеров и их отношение к жизни.

Ключевые слова: Субкультура, Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Группы байкеров
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Психология неформальных молодежных групп
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Мотивы объединения молодежи в неформальные малые группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Механизмы восприятия в межгрупповом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Виды межличностных конфликтов в малой группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Формирование групп и команд
Столяренко Л.Д. - психология управления (Высшее образование)
Управление внутригрупповыми и межгрупповыми конфликтами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Группа как объект управления
Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления
Оставить комментарий