Психология неформальных молодежных групп

Группы «граффити». Название происходит от итальянского слова, что значит “нацарапанный”. Под это определение можно подвести все что угодно, включая наскальные рисунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка - маркеров), чаще всего выдержанные в одном стиле. Уличные группы художников называются райтеры, графферы или граффиттеры.

Впервые граффити появилось в США в конце 60-х как часть уличной культуры. Многие исследователи считают, что граффити - это все-таки искусство. Из Америки этот вид искусства стал распространяться повсюду. Все больше и больше молодежи стало увлекаться «бомбежкой», или разрисовкой, вагонов метро, заброшенных зданий и опор мостов... Так культура вышла из-под земли на улицы. Теперь «тэги», или слоганы, политические лозунги, строки песен и прочие надписи стали в огромном количестве возникать и на улицах больших городов...

Металлисты, рокеры. Термин, которым часто обозначают всю «тяжесть», - металл - пришел из словосочетания heavy metal. Его применил Уильям Берроуз в романе «Naked Lunch» (1959). Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку. А еще раньше, во время Второй мировой войне, на американском солдатском жаргоне heavy metal обозначал артиллерийскую канонаду.

Сегодня тяжелая музыка распространена. Ее особенностью является насыщенный музыкальный пласт, характерный для «перегруженного» звучания. История тяжелой музыки - это в первую очередь история «грязного» звука.

Металлисты - это поклонники тяжелого металлического рока (хэви метал рок), черного металлического рока (блэк метал рок), скоростного металлического рока (спид метал рок).

Некоторые металлисты исповедуют культ сатаны, поэтому называют себя сатанистами. Современное поколение металлистов любит свободную жизнь в свое удовольствие. Они считают, что ничем не обязаны другим людям, ходят на концерты, на которых могут распивать спиртные напитки, а после устраивать потасовки. Движение металла можно разделить на 2 группы: радикальное и более спокойное. К радикальному относятся металлисты-сатанисты и особо агрессивные группы. К ним часто примыкают панки, так как им импонирует культ насилия, дух бунтарства и отрицания, а также возможность поиздеваться над слабыми.

Старшие и более опытные металлисты (35-40 лет) представляют собой более спокойное течение.

Внешний вид металлиста вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью «сатана» на английском языке. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки, или «козаки», кожаные куртки с косой молнией - «косухи», «косовороты», серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.). Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Металлисты, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.

Моды. У модов нет корней, нет традиций, культуры, нет музыкальных предпочтений, нет увлечения ездой и любви к мотоциклам. Моды отличаются безразличием, вплоть до полного игнорирования какой-либо музыки. Они никого не идеализируют, и если им нужно куда-то уехать, они пользуются услугами автобусов и скутеров.

Моды отличаются в общении страшными звуками отрывистой одержимой речи, сумасшедшим смехом и пристальным взглядом.

Первые моды появились в Великобритании (от слова «модернизм», англ. Mods или modism). В конце 1950-х гг. они вышли из среды лондонской мелкой буржуазии. Моды пришли на смену тедди-боям, а позже из них сформировалась группа скинхедов. В качестве транспорта моды выбирали себе мотороллеры. На этой почве имели нередко столкновения с байкерами (обладателями мотоциклов).

Во второй половине 60-х гг. XX-го века движение модов пошло на убыль, а в конце 70-х гг. их стиль был взят на вооружение некоторыми панк-группами.

Моды носили тяжелые ботинки со стальными носками, отбеленные джинсы с красными подтяжками, они стали инициаторами ношения одежды защитного цвета. Старшее поколение модов предпочитает мохеровый голубой костюм и поэтому получило название «костюмы». Эта группа модов считается самой радикальной. Они носят очки в роговой оправе, коротко остриженные волосы, почти под «ноль», что дает представление об их обладателе как об «интеллектуале». Однако язык «костюмов» крайне ограничен.

В среде костюмов распространено употребление наркотиков и темного пива. Музыкальные вкусы: блу-бит, рэгги, рокстеди и ска. Принадлежность к модам определяется не только по внешнему виду, но и потому, как он топает ботинками под вышеупомянутые музыкальные ритмы.

Панки (от англ. punk) - неопытный юнец, простофиля, никчемный человек, плохой. Панки внешне неприглядны. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем: непристойное поведение, грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Многие панки употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Первые панки появились в Великобритании в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие в бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Они занимались тем, что пили «индейский самогон» - хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был «черный джаз», исполнявшийся неграми. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и социума.

Растаманы (растафари). Возникли в 20-е гг. XX в. на Ямайке. Внешний облик: майки с листом каннабиса, береты, вязаные балахоны и самодельные шапки, расцвеченные красно-желто-зелеными цветами флага Эфиопии.

Идеологом движения стал Маркус Мосайя Г арви, высланный из США. Вернувшись в Эфиопию, он активно стал проповедовать идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия бога из Африки. 2 ноября 1930 г. принц Тафари Мако-нен (или Рас Тафари - отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.

Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка - это рай на Земле, где живут растафари. Идеалами растафари являются определенные нормы поведения, такие как: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным.

Рэйверы. «Рейв» (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка» (a wild party), танцы. Рейверы в основном берут модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни рейвера - ночной. Их внешность и поведение пропагандируют отход человека от природы. Рэйв - не только музыка, но и яркие синтетические одежды, крашеные волосы (часто экзотически окрашенные в квадраты, круги), особые серьги, феньки, танец. Их жизнь представляет собой сплошное развлечение. Однако развлечение - не только дискотеки, наркотики и прочие удовольствия, но и кинематограф, живопись, реже - театр. Идеология рэйверов базируется на развлечениях и невмешательстве. Они не считают, что деньги им должны обязательно давать родители. Согласны подработать, но ровно столько, чтобы добыть на пропитание. Однако согласны работать за большие деньги в солидной, престижной фирме.

Стиль рэйверов - один из дорогих стилей жизни и достаточно распространен среди молодежи. Рейверов сегодня называют «тусовщиками». Также к рэйверам примыкают «кислотники». Они тоже носят экзотически яркие одежды и прически, смысл жизни видят в развлечениях.

Рэперы. «Рэп» от англ. rap, что означает легкий удар, стук. Рэперы практикуют музыкальный стиль в пении - «чтение», сопровождающееся музыкальным оформлением.

Рэперы практикуют не только исполнение песен, но и танца -брейк-данс. Это одна из форм танца, где важна пластика тела. Особенностью брэйк-данса является соприкосновение с танцполом не только ног, но и спины, головы, плеч танцующего.

Группы рэперов достаточно демократичны, собираются на улице, часто во дворах - поют, танцуют. Носят рэперы широкую, на несколько размеров больше одежду. Спортивны. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле рэп, но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению Гангста.

Фурри, иначе фёрри (от англ. furry) - это объединения людей, так или иначе интересующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, анимации, художественной литературе и дизайне. Антропоморфными животными являются сказочные животные, то есть вымышленные существа, сочетающие в себе качества человека и животного как в анатомическом, так и поведенческом плане. Иными словами, фурри - это изображения животных, ведущих себя как люди. Особенностью групп является стремление её представителей к воплощению образа антропоморфного животного в творчестве или в себе посредством идентификации с ним.

Фурри - это художники, предпочитающие рисовать антропоморфных животных и отождествлять себя с ними. Поэтому фурри может рисовать антропоморфных волков, воплощать в себе антропоморфного волка и любить рисунки (или мультфильмы), изображающие антропоморфных волков. Если у человека выражено хотя бы одно из перечисленных качеств, то скорее всего его можно отнести к группе furry.

Футбольные болельщики. Сообщества футбольных фанатов -одно из наиболее распространенных групповых объединений, имеющих давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским и футболисты находились в среде своих болельщиков. Позже, по мере профессионализации футбола, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.

Специфика активности этих групп требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Для групп болельщиков значима не сама игра, а возможность общей эмоциональной разрядки, возможность «оторваться», проявить свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Основное средство отличия фанатов - шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи. В группах болельщиков сочетаются разные установки и стили жизни. Например, группа спартаковских болельщиков - «Г ладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Члены групп хорошо развиты физически, избегают драк, но защищают «маленьких» - самую юную часть фанатов, новичков.

Болельщики других футбольных групп более агрессивны. Выезды в другие города связаны у них с драками - нередко уже на вокзальной площади. Поэтому действия некоторых групп болельщиков носят прямо криминальный характер.

Многие болельщики идут в фанатские группы не с целью поддержки любимой команды, а за возможностью «оторваться» - орать, кричать, ездить на автомобилях по городу после победы своей команды и т. д. Вызывающее поведение болельщиков на стадионе - их крики, шум музыкальных инструментов, подпрыгивания - есть своеобразная форма поведения, помогающая, с одной стороны, идентифицироваться с группой, с другой - реализовать свои агрессивные устремления.

Хакеры и кракеры. Это сообщество, состоящее из опытных программистов и сетевых чародеев. Хакеры создали интернет, сделали операционную систему Unix тем, чем она является сегодня. Хакеры обеспечивают работу многих операционных систем - World Wide Web. Хакерский взгляд на мир не ограничивается лишь программистами. Есть люди, применяющие хакерский подход и к другим вещам, вроде электроники или музыки. Таким образом, хакеры - это те, кто создает вещи, акракеры их ломают.

Люди, преимущественно молодые, которым достаётся за взлом компьютерных и телефонных систем, называются кракерами. Настоящие хакеры не хотят иметь ничего общего с кракерами и в большинстве своём считают кракеров ленивыми, безответственными и не особо умными людьми. То, что человек способен взломать систему безопасности, не делает его хакером, точно так же, как умение угонять тачки не делает человека автомобильным мастером.

Группировки кракеров начали объединяться вокруг неформальных лидеров в 1992-1993 годах. Лидерами становились лица, уже имеющие определенную поддержку, в том числе и финансовую, в крупных криминальных структурах. Это привело к созданию на рубеже 1995 года ряда неформальных организаций хакеров.

Основными направлениями деятельности таких организаций являются создание и распространение вредоносных программ. Действуют такие группы как по заказу, так и в инициативном порядке. Также они заняты хищениями массивов данных в государственных и муниципальных органах, крупных коммерческих фирмах с целью их последующего тиражирования и сбыта.

В группах кракеров присутствует четко сформированная иерархия и жесткое разделение обязанностей. Направленность их деятельности на совершение тяжких преступлений дает основание утверждать, что указанные структуры являются преступными организациями. В настоящее время они предпринимают попытки максимально принудить к подчинению мелкие кракерские группы и отдельных кракеров-индивидуалов, обладающих высокой квалификацией.

Хиппи. Это организация, которая имеет свои правила поведения, свою философию. Группы хиппи объединяются в систему. Это своего рода клуб, в который принимают не каждого. Система делится на группы (тусовки), где есть два слоя: «пионеры» и «олдовые» (они же «мамонты»). Пионеры - подростки, олдовые - старые члены системы. Олдовые составляют костяк хиппи, серьезно занимающихся проблемами религии, мистики, художественного творчества.

Хиппи - романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Хотят быть независимыми от общественных условностей. Для раскрепощения сознания и ощущения свободы в среде хиппи распространено курение гашиша. Увлекаются философией Востока. Из музыкальных течений предпочитают мягкий рок, этническую музыку разных народов.

Все хиппи носят длинные распущенные волосы (хайр), обычно расчесывая их на пробор. Лоб и затылок охватывает тонкая повязка (хайратник). Обычны джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее - ксивник (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - феньки (от англ. thing - вещь), т. е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

Многие мужчины отпускают бороду. Причины, по которым они носят длинные волосы, следующие: это более естественно, ближе к природе; Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают; длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь своего рода антеннами.

Идеология хиппи: человек должен быть свободен прежде всего внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуется пацифизм. Например, хиппи призывают не отвечать на насилие насилием и выступают против службы в армии. Верят в высшую реальность, существующую наряду с обыденной. Выйти к этой реальности можно через изменение сознания посредством искусства. Отсюда интерес к религии, творческой деятельности. Стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных, целенаправленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения.

Ключевые слова: Группа, Субкультура
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Групповая динамика геймеров
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Группы байкеров
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Перцептивный уровень взаимодействия в малой группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Факторы групповой динамики
Руденский Е.В., Социальная психология
Содержание детской субкультуры: краткое изложение
Абраменкова В.В., Социальная психология детства
Структура психологии большой социальной группы
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Группомыслие: феномен «огруппления мышления»
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий