Функционализм культуры

В 1920-х годах в антропологии появилось направление, в котором все культурные феномены объяснялись через функции, выполняемые ими в социокультурной системе. Теория функционализма - это теория культуры как социальной функции общества. Представителей этого направления не интересовали вопросы, связанные с исторической динамикой культуры, все исследования сосредоточены на выявлении механизмов действия социокультурных структур. Общество -это система, состоящая из структурных элементов, которые взаимосвязаны между собой и выполняют определенные функции по отношению к обществу. Основными представителями направления были: британский антрополог польского происхождения Б. Малиновский; британский социальный антрополог А. Радклифф-Браун, английский социальный антрополог Э. Эванс-Причард, американский социолог Т. Парсонс и др. Важнейшим методом функуионализма является разложение культуры на составные части, т.е. составление морфологии культуры, и выявление зависимости между этими частями. Главные теоретико-методологические положения функционализма: признание тезиса эволюционистов о биологическом и психическом единстве человека; функциональная основа культуры - это процесс удовлетворения потребностей и интересов человека; положение о функциональности культурных институтов как средства удовлетворения потребностей в рамках модели «потребности-функции-культурные институты»; представление о культуре как регуляторе социально-функционального взаимодействия. Представители функционализма строили свои теории, не сидя за письменным столом, а реально погружаясь в жизнь народов. Они изучали жизнь аборигенов Австралии, Океании, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной и Центральной Африки.

Бронислав Каспер Малиновский - английский этнограф и социолог польского происхождения. Увлекаться антропологией он стал после знакомства с книгой «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера. Его перестает удовлетворять и эволюционистский подход к изучению культуры, и диффузионизм, и он приходит к выводу о необходимости нового подхода к интерпретации фактов культуры. Он считал, что в изучении культуры должны использоваться методы различных дисциплин: социологии, психологии, фольклористики, лингвистики и др. По мнению ученого культуры -это единое поле для представителей всех дисциплин. С работ Б. Малиновского начинается новый отсчет времени не только в антропологии, но и во всех тех областях научного знания, для которых значимо понятие культуры. Ему удалось изменить взгляд на природу культуры, увидеть в ней систему, соответствующую фундаментальным потребностям человека. Б. Малиновский - блестящий этнограф, который проводил полевые исследования (например, изучал жизнь племен Тробрианских островов) и блестящий теоретик. Его теория построена на фактах. Он считал, что теория имеет смысл, когда может объяснить необходимость фактов для функционирования культуры. Б. Малиновский является новатором в вопросе о соотношении мифа и ритуала, о роли мифа в культуре. Увязав миф с магией и обрядом, он поставив вопрос о социально-психологической функции мифа в исторических обществах. Изучение культуры жителей Тробрианских островов он проводит с использованием последних методов погружения в жизнь, знание языка, проверки выводов на конкретных примерах из их жизни. Функционализм сформировался в начале ХХ века в ситуации кризиса эволюционизма и диффузионизма. Функционалисты подчеркивали, что история традиционных культур чаще всего не доступна для проверки опытным путем, т.е. для научного анализа. Для функционалистов характерен антиисторизм. Они сместили акцент с исследования явления в движении и во времени на исследование вне исторической динамики - явление существует только здесь и сейчас. Основные принципы функционизма: 

  1. культура рассматривалась как целостное образование, как система, состоящая из элементов и связей между ними; 
  2. изучение культуры для функционистов означало ее разложение на составные части, выявление зависимости между ними и функций каждой из частей в рамках целого, рассмотрение явлений культуры только в «в настоящем»;
  3. для функционалистов важно выяснить, какую роль определенное явление выполняло в прошлом, и какую это же явление выполняет сейчас;
  4. функционализм перенес акцент с диахронического анализа изменения культуры во времени на синхронический анализ взаимодействия составных частей культуры.

Функционализм исследует природу явлений культуры: какова культурная значимость брака и семьи, политической ситуации, хозяйственного предприятия или юридической процедуры. Его интересует некая универсальная схема, применяемая ко всем культурам, которая могла бы служить путеводной звездой для полевого исследователя и системой координат в сравнительном анализе. Культурный процесс всегда включает в себя людей, находящихся в определенных отношениях друг к другу, а это значит, что они определенным образом организованы, используют артефакты и общаются друг с другом при помощи речи или иных символических средств. Функция и форма связаны. Функция супружеских отношений и родительства - это определенный культурный процесс продолжения рода. Их формы - это способы осуществления процесса, которые различаются техникой акушерства, наличием или отсутствием ритуала и приемов, с помощью которых растят ребенка. Ученый считает, что к понятию функция нужно подойти через понятие вещи и отношения. Например: плод и коренья собираются, рыба ловится, животные добываются на охоте - это пополнение кладовой человека. Обработка продуктов ведет к трапезе. Функционалист добавит, что основное побуждение - голод. Обобщающей функцией является удовлетворение первичной биологической потребности в питании. Функциональное объяснение искусства и публичных церемониалов могло бы аппелировать к прямым физическим реакциям организма на ритм, звук, цвет, очертание, форму. В декоративных искусствах функциональный подход учел бы навыки ручной работы и установил связь с религией и мистикой. Теория культуры должна исходить из органических потребностей человека. К биологическим предпосылкам культуры Б. Малиновский относит саму природу человека. Термин «природа человека» он определяет через констатацию того факта, что все люди должны есть, спать, размножаться вне зависимости от места проживания и принадлежности к тому или ином типу цивилизации. Б. Малиновский различает два вида культурных потребностей:

  1. базовые потребности, к которым относятся продолжение рода, здоровье и др.
  2. культурные ответы: родство (ухаживание, брак, дети, воспитание наследников), гигиена и др.

Как мы уже сказали, Малиновский исследовал жизнь аборигенов Тробрианских островов. В 1922 году он издал книгу «Аргонавты западной части Тихого Океана», которая посвящена жизни туземцев этих островов. Сюжет книги строится на повествовании обряда церемониального обмена, под названием «кула». Одним видом обмена является «мва-ли» - это браслеты из полированных раковин, второй вид «сула-ва» - ожерелья из туго завитых красных раковин. Каждый вид обмена движется в своём направлении: мвали с запада на восток, сулава с востока на запад. Эти дары совершают круговое вращение и вполне могут вернуться когда-либо к своему владельцу. Владение таким даром приносит известность и позволяет возвыситься в своем кругу. Кула может осуществляться между племенами и внутри племени. Церемония обряда осуществляется в благородной манере, бескорыстно, скромно, носит магический характер и отличается от экономического обмена товарами. По мнению Малиновского в обряде кулы отражаются ценности данного общества. Стремлением к приобретательству и обладанию можно объяснить нормы и традиции людей, только для туземца «обладать» означает «отдавать». От человека, который обладает чем-то, ожидают, что он этим поделится с другими. Малиновский делает вывод, для жителей Тробрианских островов главным признаком могущества является богатство, главным признаком богатства является щедрость, скупость - это презираемый порок. Такая форма экономического обмена - кулы - воплощает в себе особенности культуры данных народов. Малиновский отмечает, что такой образ туземца не соответствовал представлениям европейских ученых, автор призывает отказаться от лживого образа дикаря. Он меняет взгляд ученых на товарную форму обмена у примитивных народов, показывая её сложные формы: система обмена имеет товарную и нетоварную формы. Малиновский развенчал миф о дикаре-лентяе - туземец может много трудиться. Мотивация у них иная: показать, что он хороший работник, получить соответствующий этому титул - токвайбагула. Им руководит не только желание удовлетворить свои потребности, но и требование традиции, долга, честолюбие. Он даже от урожая не имеет большой выгоды, так как по обычаю значительную часть урожая он отдает родственникам своей жены. Тробрианец способен много и хорошо трудиться при наличии определенных культурных стимулов: престиж, традиция, обычаи племени. Вследствие того, что прибыль не является для него главной целью, он плохо работает под руководством миссионеров. Малиновский делает важный вывод: «Если вы вырвете человека из его социальной среды, то тем самым вы лишите его почти всех стимулов моральной устойчивости, экономической производительности, лишив его даже интереса к жизни» (сейчас подобное явление называется культурным или модернизационным шоком). Важнейшей культурной особенностью исследуемых обществ является постоянный процесс получения и отдавания, сопровождающий всякую церемонию и являющийся «одним из основных инструментов социальной организации, власти вождя и связей родства и свойства». Магия служит для принесения удачи, но, при несоблюдении традиций, удача может уйти. Труд Малиновского направлен на исследование системы взаимоотношений жителей Тробрианских островов, а феномен кулы рассматривается как инструмент, осуществляющий коммуникацию между людьми, он скрепляет узы общности и служит сохранению традиций. Исследования Малиновского радикально изменили понимание экономических отношений в традиционном обществе. Представители функционализма применяли свои теоретические конструкции к локальным культурным объектам. В рамках функционализма были сделаны следующие выводы:

  1. культура - это интегрированная система, в которой каждый элемент отвечает определенной потребности;
  2. функциональность культуры состоит в том, что она прямо или косвенно удовлетворяет потребности человека;
  3. функциональность культуры состоит в том, что она обеспечивает социальное наследование и передачу социального опыта от поколения к поколению.
Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Материалы по теме
Формирование культуры как объекта социально-гуманитарного знания
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Концепция культуры у И. Канта
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура и этнос
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Основные парадигмы (теоретические подходы) политических культур современности
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Особенности раннего этапа первобытной культуры. Тотемизм, магизм, анимизм
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Проблемы современной культуры в трактовке У. Эко и Й. Хейзинги
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Художественная культура и искусство
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Формирование и поддержание организационной культуры
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий