Философия Исаака Ньютона

Исаак Ньютон (1643—1727 гг.) — выдающийся английский физик, математик, механик, астроном, оптик — родился в семье небогатого фермера. Его отец умер незадолго до рождения сына.

Исаак Ньютон учился в колледже при Кембриджском университете и закончил его со степенью бакалавра, а после окончания университета в 1668 году ему была присуждена магистерская степень. Обладал выдающимися способностями, о чем свидетельствует то, что его учитель по университету, признавая за Ньютоном интеллектуальное превосходство в науке, сам принял решение уступить ему университетскую кафедру и сделал это в 1669 году, когда И. Ньютону было немногим более 25 лет. Исаак Ньютон возглавлял эту кафедру более 30 лет — до 1701 года. Был членом Британского Парламента от Кембриджа. Затем был назначен на высокий пост Управляющего монетным двором Британского королевства.

В 1703 году Исаак Ньютон возглавил английскую Академию Royal Society, и если называть этот пост современным языком, то И. Ньютон стал Президентом Академии. На этот пост он переизбирался ежегодно вплоть до его кончины.

И. Ньютон был исключительно скромным, трудолюбивым человеком, посвятил свою жизнь без остатка любимому делу — науке. На могильной плите после перечисления его заслуг в науке написаны слова: «Пусть смертные радуются тому, что в их среде жило такое украшение человеческого рода». Основное произведение — «Математические начала натуральной философии».

Конечно, И. Ньютон — выдающийся представитель естествознания. У него нет работ, специально посвященных проблемам философии. Более того, И. Ньютон был религиозным человеком, практикующим верующим. Философия была для него занятием, в котором он находил удовлетворение своих религиозных потребностей. Однако внимательное прочтение его трудов позволяет увидеть глубокое понимание им многих проблем, относящихся к философии. Он был стихийным материалистом в естествознании и одновременно антиматериалистом, неоплатоником по мировоззрению. Именно И. Ньютон блестяще демонстрирует новую закономерность взаимоотношения естествознания и философии. Если раньше философскими знаниями занимались философы, то теперь философией начали заниматься представители частных наук, формулирующие на основе частнонаучного знания философские обобщения.

Так И. Ньютон преодолел в практике научных исследований известное противоречие между эмпиризмом и рационализмом. Его наука опиралась на факты и опыт, как этого требовали представители эмпиризма, но, одновременно, И. Ньютон широко использовал в исследованиях математические методы, а, следовательно, дедуктивный метод, к чему призывали представители рационализма.

И. Ньютон распространил открытый им закон всемирного тяготения на движение планет, спутников Юпитера, обосновал его действием явление приливов и отливов, движение комет, демонстрируя глубокое понимание диалектики единичного, общего, особенного и всеобщего. Он размышлял о месте и роли в научном познании индукции и дедукции, причины и следствия. Не всегда эти идеи сформулированы И. Ньютоном в явном виде, но их можно обнаружить при внимательном изучении его наследия. Стихийный материализм И. Ньютона не остался незамеченным классиком субъективного идеализма Дж. Беркли, который одну из работ — «Аналитик, или рассуждение, адресованное неверующему математику» — посвятил критике ньютоновского исчисления бесконечно малых.

Эти обстоятельства позволили нам включить краткий анализ достижений великого ученого в раздел, посвященный анализу философии Нового времени.

Место Исаака Ньютона в европейской науке нового времени — это место великого посредника между философией и естествознанием. Он необычайно гармонично совмещал в себе талант теоретика и экспериментатора; ученого, сделавшего величайшие открытия в науке, и одновременно кропотливого и вдумчивого систематизатора того, что было сделано другими. Среди его великих творений каждое достаточно для того, чтобы имя ученого было золотыми буквами вписано в историю мировой науки: это и сформулированные им законы механики, и открытое (независимо от Лейбница, который сделал это же открытие) исчисление бесконечно малых и многое другое.

И. Ньютон был последователем Г. Галилея: его наука опиралась на факты как этого требовали эмпирики, но она была наукой теоретической и опиралась в доказательствах на математику, на дедукцию, как этого требовали рационалисты. Широкое использование И. Ньютоном математики способствовало открытию им фундаментальных закономерностей природы. На примере И. Ньютона, равно как и других выдающихся представителей науки XVII века, можно увидеть еще одну закономерность: если раньше философы занимались проблемами частных наук, то теперь специалисты частных наук обратились более внимательно к философии.

Наука, считал И. Ньютон, должна опираться на опыт. «Гипотез не придумываю, — писал И. Ньютон и продолжал: — Все, что не следует из явлений, есть гипотеза, гипотезы же метафизические или физикальные, механические или касающиеся скрытых качеств — не должны быть допустимы в физике экспериментальной» [13, II, с. 85].

Вот еще одно пространное рассуждение И. Ньютона, связанное с предыдущим, характеризующие стиль его научной деятельности: «До сих пор я уяснял небесные явления и приливы морей на основании силы тяготения, но я не указывал причины самого тяготения. Эта сила происходит от некоторой причины, которая проникает до центра Солнца и планет без уменьшения своей способности и которая действует пропорционально величине поверхности частиц, на которые она распространяется повсюду на огромные расстояния, убывая пропорционально квадратам расстояний... Причины этих свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю. Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезой, гипотезам метафизическим., скрытым свойствам не место в экспериментальной философии. В такой философии предложения выводятся из явлений и обогащаются при помощи наведения (индукции). Так были изучены непроницаемость, подвижность и напор тел, законы движения и тяготения. Довольно того, что тяготение на самом деле существует и действует согласно изложенным законам и вполне достаточно для объяснения всех движений небесных тел и моря [35, с. 404].

Хотя в приведенных цитатах заметны расхождения, для нас важно другое. Естествознание Нового времени стремится к достоверному, истинному знанию о природных явлениях, оно является рациональным, опирается на доказательства. Конечно, и И. Ньютон пользовался гипотезами как особой формой научного познания, например гипотезами об абсолютном времени, абсолютном пространстве и др.

Открытый им закон всемирного тяготения опирался на простую мысль (для Ньютона), что Луну удерживает на орбите та же сила, что заставляет известное яблоко Ньютона падать с яблони на землю. Ньютон не останавливается на констатации этой мысли, он доказывает, что центростремительная сила, которая действует на Луну, может быть рассчитана в соответствии с открытым им законом: «Всякое тело, падающее на Землю, притягивается ею с силой, обратно-пропорциональной квадрату расстояния от этого тела до центра Земли, и прямо пропорционально произведению масс этих тел». Эту закономерность И. Ньютон распространил и на движение планет и спутников Юпитера, на явления приливов и отливов и т. п.

Ньютон является автором научных книг в области математики: «Рассуждения о квадратуре кривых», «Метод флюксий (производных) и бесконечных рядов с приложением его к геометрии кривых» и др.

Труды И. Ньютона по частным наукам, по математике и естествознанию содержат жемчужины философских размышлений и «приглашают» читателя к глубоким размышлениям вслед за мыслями автора.

От Ньютона начался подлинный расцвет математики и основанного на математических методах естествознания. Известно, что взаимоотношения философии и частных наук, начиная от Аристотеля и завершаясь в немецкой классической философии, могут быть охарактеризованы как доминирование философии над частными науками. У Ньютона эти отношения уже претерпели изменения: философия и наука о природе взаимодействуют, оказывая благотворное влияние друг на друга.

Ключевые слова: Философия, Новое время
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
XX в. и развитие философии: экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Утопическая философия Томаса Мора
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Томмазо Кампанелла
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Фрэнсиса Бэкона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Рене Декарта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Томаса Гоббса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Бенедикта Спинозы
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Джона Локка
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий