Это группы образа жизни со своим складом культурных особенностей, отличных от общепринятых в конкретном обществе, стране. Это собственно неформальные молодежные объединения, такие как панки, хиппи, рокеры, металлисты, байкеры и т. д.
Данные неформальные группы имеют специфические социально-психологические черты, они следующие:
- преобладают межличностные связи горизонтального характера. В неформальной группе ее члены равны, поэтому ролевые отношения не выражены и не структурированы по важности. Вместе с тем деление на высокий и низкий статусы встречается преимущественно в антисоциальных группах;
- приверженность социальному творчеству. Склонность к поиску новых форм выражения своей индивидуальности, позволяющих быть оригинальными и неповторимыми;
- стремление к самоуправлению. Ориентация на коллективное руководство. Демократизм в межличностных отношениях;
- стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни и взаимоотношений. Формирование внутренней структуры группы под воздействием личностных связей;
- отсутствие жестких ограничений на сотрудничество с другими группами, в том числе с официальными;
- высокая специфическая идейность каждой группы при свободе отправления личностью этих идеологических норм;
- свобода внешнего выражения (в словах, одежде, прическе) при соблюдении норм и правил, отличающих неформальные группы друг от друга.
В большинстве молодежных групп возникают своеобразные родоплеменные отношения. В каком-то смысле объединения панков, байкеров, скинхедов или хиппи - это община со своими специфическими межличностными отношениями, предметной магией, харизматическими лидерами. Символику, присущую каждой группе, следует рассматривать как способ выживания и самоорганизации людей в группе. Также символика служит целям идентификации членов группы. В частности, по внешним атрибутам в одежде, прическе, по сленгу неформальные группы идентифицируют членство человека и характер к нему обращения.
Можно с определенной долей уверенности констатировать, что значительное количество молодежи, идущей в неформальные группы, мотивировано выраженным интересом к игровым элементам времяпрепровождения. Это видно по современным предпочтениям молодежи. Так, ушли в прошлое панки, хиппи, готы, эмо... Остались группы, ориентированные на технику, на времяпрепровождение с техникой - рокеры, байкеры. Появились в большом количестве представители групп, занятых в компьютерных играх, -игроманы, геймеры, киберпанки.
Последние стали типичным велением времени, выросшим из классических панков. Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать другие неформальные молодежные группы. Они стали использовать технику для установления связи искусства, науки, литературы и промышленности.