Конструкционистские теории социальных проблем

Новейшим направлением в исследованиях социальных проблем стали кон-струкционистские теории. Это направление возникло в конце 1970-х годов в американской социологии. Теоретико-методологическими предпосылками его формирования являются: ценностный подход (Р. Фуллер и Р. Майерс); теория вторичной девиации (Э. Лемерт) и теория наклеивания ярлыков (Г. Беккер); феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер и Т.Лукман), в которой обращено внимание на объективно-субъективный процесс конструирования реальности. Общим для всех указанных подходов является интерес к тому, как люди наделяют смыслом окружающий их мир. Рост внимания социологов к социальным проблемам в 1970-е годы обусловлен спадом интереса к девиантному поведению (ввиду отсутствия оригинальных теоретических достижений) и переориентацией исследователей на изучение общественных движений и различных форм публичной активности, чему способствовала деятельность студенческих, антивоенных движений, движений за гражданские права и т.д. Наиболее явно указанный сдвиг проявляется в работе А. Мосса «Социальные проблемы как общественные движения» (1971).

Значительный вклад в осмысление субъективного компонента социальных проблем внесла работа Г. Блумера «Социальные проблемы как коллективное поведение» (1972), в которой высказывается ряд критических замечаний в адрес существовавшей на тот момент теории социальных проблем. Ученый обратил внимание исследователей на то, что социология сама по себе не способна установить или идентифицировать социальную проблему и социологи распознают социальные проблемы только после их признания в обществе. Кроме того, ярлык «социальная проблема» наклеивается на разные явления, между которыми мало общего. При этом понимание одного социального явления мало способствует пониманию других социальных феноменов.

Однако основной вклад в становление и развитие конструкционист-ского подхода к социальным проблемам внесли М. Спектор и Дж. Китсьюз, обобщив свои идеи в книге «Конструирование социальных проблем» (1977). Они сместили фокус внимания исследователей с объективных обстоятельств на процессы определения этих обстоятельств как социальных проблем. Под социальной проблемой ученые понимали деятельность индивидов и групп, выражающих недовольство и выдвигающих утверждения требовательного характера (claims-making activity) относительно некоторых предполагаемых условий. Выдвижение утверждений-требований — это форма взаимодействия, т. е. требование одной стороны от другой, чтобы что-то было сделано в отношении предполагаемого условия. Обстоятельства и ситуации становятся социальной проблемой, когда кто-то преуспел в выдвижении соответствующего утверждения-требования. Использование термина «предполагаемое условие» указывает на то, что вопрос о верности или ошибочности утверждения-требования остается в стороне. Таким образом, проблема угрозы НЛО и проблема роста преступности имеют одинаковый онтологический статус. Центральной задачей для теории социальных проблем в данном случае становится объяснение возникновения и поддержания деятельности по выдвижению утверждений-требований и ответной реакции на нее.

В рамках конструкционистского подхода проводится принципиальное различие между объективным условием и определением его в качестве социальной проблемы. Вместо абстрактного понятия «общество» анализируются конкретные организации, социальные группы, индивиды, занимающие определенные позиции в отношении тех или иных проблем, — например, государство, некоммерческие общественные организации, СМИ, наука, бизнес и т. д. В фокусе внимания исследователей оказывается несколько аспектов.

Во-первых, это процесс выдвижения утверждений-требований. Спектор и Китсьюз указывают на ряд источников выдвижения утверждений-требований — ответы на вопросы анкет, подача жалоб, предъявление судебных исков, созыв пресс-конференций, написание писем протеста, принятие резолюций, выступление с публичными разоблачениями, публикация материалов в СМИ, проведение пикетов и бойкотов и т. д. Значительное внимание уделяется словарю и риторике, которые используются для описания и классификации условия как сторонниками, так и противниками признания данного условия в качестве проблемы. Различные группы соперничают за контроль над определением проблемы. Изменение терминологии, создание новых терминов или наполнение новым смыслом существующих — сигнал того, что в отношении социальной проблемы произошло нечто важное. Дж. Бест выделяет первичные, вторичные и третичные утверждения-требования. Основанием для первичных утверждений-требований является четко выраженная политическая и социальная идеология активистов или профессиональное экспертное знание. Вторичные утверждения-требования — это первичные утверждения-требования, трансформированные средствами медиа в более простые, идеологически менее нагруженные. Осмысление данной риторики обывателями приводит к возникновению третичных утверждений-требований — еще более сжатых и упрощенных, принимающих форму анекдотов, городских легенд.

Во-вторых, ученых интересуют субъекты выдвижения утверждений-требований. Так, выделяют причастных к ситуации, среди которых имеются жертвы и носители социальной проблемы, и вовлеченных в проблему («третьих лиц»), которые в силу сочувствия либо профессии/занятости осуществляют социально-проблемную деятельность.

В-третьих, в фокусе внимания исследователей оказывается «карьера» социальной проблемы. Социальная проблема выступает не как статичный феномен, а как динамичный процесс становления и развития. В рамках конструкционизма были разработаны многочисленные концепции стадий социальной проблемы. Нужно отметить, что в 1980-1990-х годах в американской социологии было проведено колоссальное количество кейс-стади, посвященных конкретным социальным проблемам — экологическим, проблемам подростковой преступности, алкоголизма и т. д.

В 1985 г. конструкционизм был подвергнут жесткой критике и обвинен в «онтологических подтасовках» британскими учеными Д. Полач и С. Вул-гаром. Как результат реакции на критику возникли три формы конструкционизма.

Фалъсификационный конструкционизм — это подход, в рамках которого термин «конструирование» является синонимом неискренности, лжи, ошибки выдвигающего утверждения-требования. Когда социологи говорят, что проблема конструируется, они предполагают, что реальное положение дел отличается от того, как оно представляется в СМИ, активистами и т. д. Типичной схемой анализа в рамках фальсификационного конструкционизма является сравнение репрезентации социальной проблемы в СМИ и «реального» положения дел, а типичным выводом — констатация ошибочности подобного отражения реальности и необходимости исследования реальных, т. е. объективных, причин проблемы. В данном случае термин «конструкционизм» используется лишь на словах, а на деле исследователь действует в рамках объективистского представления.

Контекстуальный конструкционизм — подход, предполагающий, что социологи сосредотачиваются на исследовании утверждений-требований, однако признают возможным существование допущений о социальных условиях, что позволяет поместить утверждения-требования в социальный контекст.

Строгий конструкционизм — подход, основывающийся на утверждении, что нельзя объяснять один набор утверждений-требований другим и сосредотачиваться только на анализе риторики, избегая каких-либо предположений об объективных условиях. Наиболее удачной для анализа и исследования социальных проблем явилась концепция С. Хилгартнера и Ч. Л. Боска, представленная в их работе «Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен» (1988). Социологи сосредотачивают свое внимание на изучении публичных арен, на которых развиваются определения социальных проблем, а также воздействия этих сфер как на эволюцию самих проблем, так и на действующих лиц, выдвигающих утверждения о них. Публичные арены служат средой, в которой происходит коллективное определение проблем. Под социальной проблемой ученые понимают предполагаемое условие или предполагаемую ситуацию, на которые «наклеивается ярлык» проблемы на аренах публичного дискурса и действия.

В качестве публичных арен рассматриваются исполнительная и законодательная ветви власти, суды, кино, СМИ, научные сообщества, религиозные организации, организации, занимающиеся проведением политических кампаний, книги, касающиеся социальных вопросов, профессиональные сообщества и т. д. Концепция основывается на следующей предпосылке: общественное внимание является дефицитным ресурсом, распределяемым посредством конкуренции в системе публичных арен. Социальные проблемы конкурируют между собой за общественное внимание на двух уровнях:

  • конкуренция между различными вариантами определения ситуации как проблемной, стремящимися к тому, чтобы быть принятыми в качестве авторитетной версии реальности;
  • конкуренция различных социальных проблем между собой за общественное внимание.

Несмотря на имеющиеся ограничения конструкционистский анализ остается одной из наиболее влиятельных концепций изучения социальных проблем в мировой социологии.

Все рассмотренные концепции социальных проблем можно разделить на три группы — объективистскую, субъективистскую и диалектическую, в которой предлагается объединить идеи объективистов и субъективистов.

Сторонники концепций, принадлежащих к первой группе, делают акцент на анализе условий возникновения социальных проблем. Это теоретики условий. Приверженцы концепций, относящихся ко второй группе, сосредотачиваются на изучении субъективного фактора, взаимодействия сознаний. И в первой, и во второй группе концепций неизбежно возникают односторонности. Преодолеть их можно на основе третьей группы концепций, в которых совмещаются анализ объективных условий и субъективной деятельности

Ключевые слова: Социальность
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Определение социального стереотипа и предрассудка
Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный...
Проблема социального прогресса
Хмелевская С.А., Социальная философия и социология
Социально психологический анализ общества
Деркача А.А., Социальная психология
Личность и социальные роли
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Социальная философия
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Как формируется социальный институт?
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Социальные группы и общности
Ритерман Т.П., Социология
Социальный контроль и девиантное поведение
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий