Виды социального взаимодействия

Виды социального взаимодействия участников групповой работы могут быть разными и влиять на облегчение или затруднение выполнения поставленной перед группой задачи. Зачастую этот процесс зависит от состава участников группы.

Специалисты считают, что для группового решения задачи лучше составлять гетерогенную группу, включающую людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы, чем гомогенную, т.е. группу, в которой все члены имеют между собой много общего: возраст, пол, знания, подходы к проблемам и пр., что для поиска и принятия решений не всегда полезно. Как только группа приступает к выполнению своих задач, она предпринимает последовательность шагов, включающих: формулировку проблемы как вопроса о фактах, ценностях или политики (это зависит от цели); анализ проблемы; поиск вариантов решений; их оценку; выбор и принятие решения; разработку его под проект реализации.

Поведение людей при совместной работе может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процессами. При групповой работе необходимо поддерживающее поведение лидера для снятия излишней напряженности. Вместе с тем доминирование поддерживающего поведения может помешать принятию эффективного решения.

Функции поддержки отношений

  • Умение слышать, наблюдать.
  • Умение увлечь, заинтересовать.
  • Учет чувств людей.
  • Разрядка напряжения.
  • Умение вселять веру, вдохновлять.
  • Умение достигать компромисса(признавать
  • свои ошибки, принимать позицию другого,
  • делать шаг навстречу).
  • Умение подчинять личные амбиции общей
  • цели.
  • Признание заслуг.

Функции, направленные на решение задачи

  • Постановка цели и задач.
  • Инициация процесса решения.
  • Выяснение мнений, точек зрения.
  • Сбор (запрос) информации.
  • Определение главной проблемы.
  • Передача информации участникам.
  • Организация взаимодействия.
  • Координация и распределение ролей, связывание всех элементов совместной работы.
  • Выяснение всех ресурсов.
  • Подведение итогов.
  • Умение как бы со стороны наблюдать за всем

В групповой работе функции могут распределяться между участниками по-разному. Так, эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные — решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы зачастую происходит спонтанно. Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений.

Ролевое поведение личности в группе

Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию.

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи. Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение задачи, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации или мнений. Среди них:

  • ищущий информацию — часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает других участников группового взаимодействия к принятию решений;
  • инициатор — чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания;
  • последователь — подхватывает новую идею, инициативу, расширяет и углубляет ее, помогает довести до решения;
  • оценивающий — оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги.

Поддерживающие роли. Помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мнений. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, должны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них:

  • поощряющий — мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молчащих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невербальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»);
  • гармонизатор — поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, используя улыбку, остроумные реплики;
  • снимающий напряжение — старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты;
  • блюститель правил — напоминает членам группы о провозглашенных нормах и правилах взаимодействия, обращает внимание на их соблюдение;
  • «переводчик» — умело использует знания о различиях в социальной, культурной, национальной и тендерной ориентации членов группы, чтобы помочь им понять друг друга.

Процедурные роли. Они помогают группе при решении проблем. Среди них:

  • диспетчер — способствует правильному «разделению труда» в группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный результат, следит за регламентом, наблюдает за продвижением группы к поставленной перед ней задаче;
  • протоколист — старается записать все, что группа наработала, как бы ведет протокол по процедуре принятия решения;
  • хранитель — следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы и на их основе предлагает выступить тому или иному члену группы.

Эгоцентрические роли. Эти роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы. Среди них:

  • агрессор — противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус окружающих. Когда личные цели противоречат групповым, отдает предпочтение первым;
  • ищущий признания — независимо от того, что происходит в группе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих заслугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы;
  • монополист — непрерывно разговаривает, часто мешает другим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, навязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участниками;
  • отсутствующий — избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конфликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы;
  • шутник — дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе.

Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие позиции. С этой точки зрения межличностное взаимодействие предполагает:

  • выбор позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочности;
  • оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

В психологической литературе различают три типа пристройки к партнеру.

Пристройка сверху — может выглядеть как поучения, осуждения, порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные — на «ты», «детка» или невербальные — похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр.

Пристройка снизу — означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраивается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.

Позиция равенства сторон — предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать критические замечания в свой адрес.

Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера к видам социального взаимодействия можно отнести также разнообразные эффекты:

  • эффект контраста — способность к быстрой смене психологический позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важный показатель мастерства общения;
  • эффект ассимиляции (от лат. — уподобление, сопоставление) — использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Обычно такой негибкий тип ролевого поведения используется человеком амбициозным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего;
  • техника поведенческих подкреплений — партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невербальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками.
Ключевые слова: Социальность
Источник: Панфилова А.П., Теория и практика общения
Материалы по теме
Система социальной психологии
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Социально психологический подход
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Социальный контроль: типы и системы
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Организация социальной жизни
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Асоциальные неформальные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Шкала социальной желательности (Д.Кроун, Д. Марлоу)
...
Концепции социальной патологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальные функции культуры и социокультурный процесс
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Оставить комментарий