Головная боль является весьма частым симптомом при неврозах. По нашим данным, на головную боль жалуются 58 % больных неврозами, в частности, 60,2 % лиц, страдающих неврастенией, и 64,3 % — истерией. В качестве основной жалобы головная боль выступает у 10 % больных неврастенией и 7 % истерией. Относительно реже этот симптом отмечается при неврозе навязчивых состояний.
По образному выражению W. Schulte (1955), «каждый больной страдает собственной головной болью». Если это справедливо для головных болей вообще, то тем более верно в случаях невротических цефалгий, сложность дифференциальной диагностики которых обусловлена многообразием их патофизиологических механизмов.
Нами для клинико-терапевтических целей предложена следующая классификация невротических головных болей:
- головная боль с преимущественным участием нервно-мышечных механизмов;
- головная боль с преимущественным участием нервно-сосудистых механизмов;
- головная боль без значительно выраженных нервно-мышечных и нервно-сосудистых нарушений (типа психалгии).
Основанием для этой классификации явились данные, полученные при многостороннем обследовании 450 больных, находившихся на лечении в клинике неврозов по поводу упорного цефалгического синдрома.
В клинике неврозов чаще встречаются больные, страдающие головной болью с преимущественным участием нервно-мышечных и нервно-сосудистых механизмов. При различных формах неврозов наблюдаются все три типа головной боли. Можно лишь отметить, что мышечная и сосудистая головная боль относительно чаще встречается у больных неврастенией, а типа психалгии — у больных истерией.
Невротическая головная боль с преимущественным участием нервно-мышечных механизмов. Этот тип головной боли проявляется ощущением внешнего давления, стягивания, натяжения («каска», «шапка», «шлем», «обруч» на голове, шея в «корсете»). Эти яркие описания боли всегда отражают основной ее характер. В качестве примера приводим высказывания больных: «На голову надета тугая резиновая шапка»; «Голова сдавлена, мозгу тесно в черепной коробке, хочется сорвать ее и освободить мозг» и т.д. В 2 случаях при наличии типичной, мышечной боли пациенты испытывали ощущение вбитого в затылок гвоздя. Типичны жалобы на болезненность кожи головы, ощущение онемения и др.: «Голова мерзнет, ощущение такое, как будто на темя и затылок положили лед».
Боль бывает постоянная с периодическими усилениями. В большинстве случаев она начинается с утра, к середине дня несколько уменьшается и вновь усиливается к концу дня. Локализация ее различна: односторонняя, двусторонняя, в какой-либо части головы, но чаще в области затылка и шеи (у 53 из 75 больных). Нередко боль воспринимается как глубокая. Головной боли иногда сопутствуют головокружение, тошнота и рвота.
Характерным является сочетание указанных выше болезненных ощущений и эмоциональных расстройств — тревоги и страха. Последний нередко приобретает конкретную фабулу. Чаще всего это страх сумасшествия, инсульта.
Обычно наблюдается отчетливая связь между обострением боли и возникновением или усилением страха; боль усиливается при эмоциональном напряжении, например, в связи с беседами, в которых затрагиваются психотравмирующие обстоятельства, при охлаждении головы. Поэтому больные остерегаются переохлаждения, в связи с чем почти в любое время года носят шапку, теплый платок.
Дифференцировать нервно-мышечную головную боль при неврозах следует прежде всего от вторичной цефалгии при заболеваниях глаз, придаточных пазух носа, шейных позвонков, состояния после травм головы и т.д. При этих формах головной боли отсутствует столь типичная для неврозов яркость описания боли, а также частота сочетания с эмоциональными расстройствами.
Невротическая головная боль с преимущественным участием нервно-сосудистых механизмов. Для больных неврозами с головной болью этого типа характерны пульсирующие боли («в голове пульсирует», «стучит в висках» и др.). Так, например, одна больная во время приступа головной боли дрожала, плакала, кричала, что у нее «напрягается височный сосуд» и что «он сейчас лопнет». Другой больной со страхом рассказывал, что испытывает ощущение пульсации; в один из моментов ему показалось, как в виске что-то лопнуло, и он решил, «что это височная артерия», и вызвал врача. Красочное, крайне утрированное описание головной боли характерно в основном для больных истерией. Иногда у больных с рассматриваемым типом головной боли встречается так называемый симптом истерического гвоздя. Это ощущение непостоянно, оно возникает в момент обострения боли, локализация его нередко соответствует определенным сосудистым бассейнам — височной, затылочной артерий и др. Одна больная во время обострения боли лежала совершенно неподвижно, не могла повернуть голову, а затем тихим голосом рассказала, что в голове у нее «пульсирует, все напряжено, мозг пронизывает острая стрела, как будто в затылок введен гвоздь».
Невротическая головная боль с преимущественным участием нервно-сосудистых механизмов, как правило, возникает не сразу, а спустя несколько недель или даже месяцев после развития невроза. Выявляется очевидная зависимость боли от динамики психотравмирующих обстоятельств. Резкое усиление головной боли совпадает с обострением конфликтной ситуации. Ощущение пульсации особенно выражено во время усиления головной боли. Боль чаще постоянная, реже приступообразная. Боль локализуется в височных областях с обеих сторон либо только с одной стороны, реже в затылочной, лобной областях или же воспринимается как диффузная. Нередко пальпаторно удается определить усиление пульсации височных артерий. Иногда головная боль сопровождается вегетативными нарушениями (тошнотой, головокружением). Нет зависимости между возникновением головной боли и временем суток.
Необходимо дифференцировать головную боль нервно-сосудистого типа при неврозах от мигрени, особенно ее атипичных вариантов. При неврозах всегда выявляется психогенная обусловленность как заболевания в целом, так и симптома головной боли. Психогенные факторы часто способствуют возникновению и мигренозных приступов, но все же постоянной связи здесь нет. При классических формах мигрени обычно не возникает особых трудностей в распознавании заболевания. Более того, очень часто больные и не обращаются к врачу, так как приступы головной боли, как правило, бывают не столь частыми, а между приступами эти люди чувствуют себя совершенно здоровыми. Наличие семейного предрасположения к мигрени, начало приступов в молодом возрасте, предвестники головной боли (аура, тошнота, рвота и др.), нередкая локализация боли в правой или левой половине головы служат в таких случаях достаточно основательными дифференциально-диагностическими критериями.
Однако значительные трудности могут возникать при диагностике некоторых атипично протекающих утяжеленных вариантов мигрени. Для таких больных характерна постоянная, нередко весьма интенсивная головная боль, локализующаяся преимущественно в височных и затылочных областях. На этом фоне возникают частые, иногда до нескольких раз в неделю приступы головной боли, сопровождающейся тошнотой и рвотой, которые и сами больные, а в ряде случаев и врачи не связывают с имевшейся ранее мигренью.
Диагностические трудности усугубляются и тем, что длительная постоянная головная боль приводит к вторичной невротизации больных, в связи с чем они предъявляют массу других невротических жалоб (бессонница, раздражительность, плаксивость, снижение умственной работоспособности и др.).
Отмеченные утяжеленные атипичные варианты мигрени чаще всего наблюдаются в следующих случаях:
- когда к мигрени присоединяется психогения;
- у женщин в предклимактерическом и климактерическом периодах;
- у больных мигренью после травм головы, в особенности после повторных травм.
Клинически у этих больных выявляются признаки выраженной вегетососудистой дистонии, прежде всего в виде колебаний артериального давления в сторону как повышения, так и понижения. В дальнейшем у многих больных с наклонностью к артериальной гипертензии возникает гипертоническая болезнь, а у больных с наклонностью к артериальной гипотензии — выраженные гипотонические состояния, особенно тяжело протекающие при наличии регионарных церебральных сосудистых нарушений. Последние устанавливаются на основании значительного повышения или понижения ретинального давления.
Течение заболевания принимает особенно неблагоприятный характер под влиянием продолжающихся длительное время психотравмирующих ситуаций (семейно-бытовых, сексуальных, производственных). При поверхностном подходе в этих случаях диагностируются самые различные виды патологии — от истерии до опухоли головного мозга. Только тщательное обследование больных и глубокий анализ клинико-лабораторных данных помогают уточнению диагноза и подбору адекватного лечения.
Невротическая головная боль типа психалгии. Больные испытывают затруднения при описании характера головной боли, часто не могут ее точно локализовать, отсутствуют значительная динамика и прогредиентность. Как и вообще при невротических болях, здесь особенно ярко проявляется ситуационная обусловленность симптома. Интенсивность боли не изменяется при приеме различных анальгетиков и даже наркотиков.
Некоторые авторы считают, что подлинная психогенная головная боль (психалгия) скорее носит характер иллюзии, галлюцинации, беспокоит больного только «умственно», физической же боли он не испытывает и что действительно психогенная головная боль встречается у психически больных и значительно реже — при неврозах.
Своеобразный вариант психогенной головной боли, связанной с напряжением внимания, описывает J. Nick (1959). Он наблюдал ее у детей, юношей и взрослых. Во всех случаях головная боль возникает в связи с напряжением внимания и проходит через некоторое время после прекращения интеллектуального усилия. Боль чаще умеренная, но трудно переносимая, так как лишает больного трудоспособности. Она не связана со зрительным напряжением и может наблюдаться у слепых. Боль не зависит от умственного переутомления, так как возникает и в самом начале умственной работы, например при чтении. Уровень интеллекта также не имеет значения. Чаще всего боль возникает в тех случаях, когда интеллектуальное усилие направлено на важную для больного деятельность (например, работа над дипломом). Иногда головная боль возникает только при изучении нелюбимого предмета, например математики. Любопытно замечание автора, что у лентяев имеется стойкий иммунитет к головной боли, связанной с напряжением внимания. Автор рассматривает эту головную боль как симптом психоаффективного напряжения. Однако в связи с тем, что никаких объективных изменений, сопутствующих боли, установить при этом не удается, по его мнению, симптом является чисто субъективным.
Как лечить то?