Кросс-культурная психология

Предметом кросс-культурной психологии является поведение человека в контексте культуры. Это первоначальное определение акцентирует наше внимание на двух основных аспектах: описании разнообразия человеческого поведения в мире и попытке связать индивидуальное поведение с культурным окружением, в котором оно проявляется. Оно относительно простое и понятное. Множество других определений открывают некие новые грани и указывают на определенные сложности:
1. «Кросс-культурное исследование в психологии является точным, систематическим сравнением психологических переменных в различных культурных условиях, с целью определить причины и условия разнообразного поведения».
2. «Кросс-культурная психология сосредоточивается на эмпирическом исследовании представителей разнообразных культурных групп, обладающих различным опытом, который приводит к предсказуемым и важным различиям в поведении. В большинстве таких исследований изучаемые группы говорят на разных языках и принадлежат к различным политическим системам».
3. «Целью культурной психологии, прежде всего, является сравнительное изучение того, как культура и психика дополняют друг друга».
4.«Культурная психология — это изучение роли культуры в духовной жизни людей».

Во всех этих определениях присутствует термин «культура». На данный момент, мы можем обозначить культуру как «способ жизни, общий для группы людей» (позже, в главе 9, мы более тщательно рассмотрим значение этого термина). Несмотря на общность в определениях, в каждом из них выделен определенный аспект. В первом — ключевой идеей является выяснение причин и последствий взаимоотношений культуры и поведения; второе — больше относится к особенностям культурного познания («говорят на разных языках»), что может быть фактором, который способствует разнообразию человеческого поведения. В третьем и четвертом определениях прилагательное «кросс-культурный» изменено на «культурный», и это единственное изменение предвещает более широкий круг идей, которые будут также тщательно рассмотрены в гл. 9 и 12. Однако, в сущности, центральный предмет дискуссии заключается в следующем: различаются ли «культура» и «поведение», и является ли первая условием или причиной последнего. При «культурном» подходе к этой области выделяются взаимные, интерактивные отношения между культурными и поведенческими явлениями. По нашему мнению, область кросс-культурной психологии включает и «культурно-сравнительные», и «культурные» точки зрения, которые представлены в этих определениях. Эта точка зрения будет рассмотрена и обоснована в гл. 12.

В приведенном наборе определений мало внимания уделяется некоторым другим аспектам. Например, кросс-культурная психология касается не только разнообразия, но также и единообразия: что может быть общим или универсальным в психологическом отношении для всех людей6? Кроме того, есть другие виды контекстуальных изменений (которые не обязательно включаются в концепцию культуры). Они также считаются частью кросс-культурного подхода. К ним относятся такие биологические переменные, как питание, генетическая наследственность и гормональные процессы, которые могут отличаться в зависимости от культуры (см. гл. 10), а также экологические переменные7, основанные на предположении, что популяции людей находятся в процессе адаптации к окружающей среде, включающей такие факторы, как экономическая деятельность (охота, собирательство, сельское хозяйство и т. д.) и плотность населения. Это представление характерно для большей части данной книги.

Кроме того, в этих определениях отсутствует любое упоминание термина «кросс-национальный». Так, Фрийда и Джахода указывали: несмотря на то, что кросс-национальные сравнения могут быть такими же, как и в кросс-культурной психологии, этот термин относится скорее к исследованиям, которые выполнены в двух, близко связанных культурно популяциях (например, шотландско-ирландские или французско-испанские сравнения). Более важным оказался другой вид исследования: изучение различных этнокультурных групп в пределах мононационального государства, которые взаимодействуют и изменяются по мере адаптации к совместному проживанию. Оправданием для подобного включения этнической психологии (Berry, 1985) в состав кросс-культурной служит тот факт, что большинство групп демонстрируют постоянство культуры во времени. Некоторые долго существующие группы продолжают проявлять свои оригинальные культуры (например, туземцы, африканцы и испаноязычные народы, проживающие на обоих континентах Америки), в то время как другие, более поздние группы иммигрантов, сохраняют свою специфику культуры в течение ряда поколений после миграции. Особая сосредоточенность на межкультурном различии поведения в кросс-культурной психологии подчеркивается в определении термина «изменение» (как результата контакта между культурами). Этот аспект более подробно рассматривается в гл. 13.

Наконец, мы имеем возможность предложить общее определение кросс-культурной психологии, которое используется в этой книге:

Кросс-культурная психология — это наука о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных.

Источник: 
Берри Джон В., Пуртинга Айп X., Сигалл Маршалл X., Кросс-культурная психология
Темы: