Мышление и личность

Продолжая традицию, сложившуюся в изучении предыдущих познавательных процессов, мы должны подчеркнуть: мыслит не мышление, а человек, поэтому процесс и результат мышления оказываются зависимыми от особенностей личности, ее эмоциональных состояний, интеллектуального опыта, мотивов деятельности, в составе которой осуществляется мышление.

В одном источнике можно прочитать, что способность сдерживать свои эмоции позволила пилоту осуществить посадку в аварийной ситуации. Из другого можно узнать, что именно состояние ярости помогло солдату выполнить боевое задание. Существуют ли какие-нибудь обобщения относительно влияния эмоций на мышление? Таким обобщением может считаться закон Йеркса—Додсона. Максимальная эффективность в решении задачи достигается при средних значениях эмоционального возбуждения. Отсюда понятно, что умеренное волнение в ситуации экзамена оказывает положительное влияние на его результат. Чрезмерное волнение снижает его, как и очень слабое возбуждение, граничащее с равнодушием.

К этому можно добавить, что по указанному закону пик максимальной продуктивности в решении задач смещается в сторону повышения возбуждения — при решении легких в чисто интеллектуальном плане задач (пример с солдатом) и в противоположную сторону — при решении трудных (пример с пилотом).

Влияние мотивов на мышление проиллюстрируем простым примером. Предположим, что два ученика решают одни и те же задачи. Один из них решает их с удовольствием, ему нравится переходить от незнания к знанию. В его работе доминирует познавательный мотив. Другой — лучше бы эти задачи не видел, но тоже решает, потому что отец сказал: «Пока задачи не решишь, гулять не пойдешь». Тут действует прежде всего утилитарный мотив, мотив избегания неприятностей. Различные мотивы мышления повлекут за собой разные микровклады в его развитие, как и в развитие личности в целом.

В своих зрелых формах мышление рефлексивно. Мысль направляется личностью на собственную мысль, на собственные решения, на собственные побуждения и их оценку: «Похоже, я нашел ошибку в своем решении, я неправильно думал, что...»; «Мне кажется, что я инертен и несообразителен в ситуациях, требующих быстрых решений, поэтому люблю, когда меня не торопят. Тогда я основательно вхожу в проблему». Термин «рефлексия» используется и в тех случаях, когда человек вдумывается в мысли и состояния другого человека.

Люди, чья деятельность непосредственно связана с влиянием на других людей (педагоги, психологи, менеджеры и др.) заинтересованы в развитии своей рефлексии как профессионально важного качества. В связи с этим студенты-педагоги могут в период педагогической практики выполнять задания, специально предназначенные для развития рефлексии.

В зависимости от природных особенностей личности, условий жизни, опыта обнаружения и решения им различных задач его мышление приобретает индивидуальные особенности. Есть некоторые «параметры» мышления, с помощью которых эти особенности могут характеризоваться. Обычно речь идет о качествах ума. К их числу относят широту ума (склонность к многостороннему анализу жизненных ситуаций, учебного материала, профессиональных задач и др.), его глубину (устремленность личности к познанию сущности явлений, успешность в ее раскрытии), подвижность (скорость мыслительных процессов), гибкость (стремление и умение посмотреть на предмет с новой, необычной точки зрения), наконец, критичность (склонность к самоанализу, рефлексии, способность объективно, непредвзято оценить процесс и результат собственного мышления). Фактически получается, что мышление одного человека отличается большей широтой и подвижностью, другой думает медленно, но устремлен к сущности явлений, для третьего характерны остроумие и оригинальность мыслей вследствие большой гибкости ума и т.д. Разумеется, надо учитывать, что индивидуальность мышления проявляется и в других отношениях.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология