Состояние тревоги

Тревога определяется в отечественной литературе как отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом и проявляющееся в «ожидании неблагополучного развития событий» (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1998). Тревога — это эмоция, направленная в будущее, связанная с ожиданием неудач. Думая о будущем, человек в состоянии тревоги предвидит, прогнозирует, предвосхищает возможные неудачи. Он формирует соответствующие прогнозу ожидания и установки, ведет себя в соответствии с ними и тем самым часто навлекает именно те события, которых боится. Поэтому можно сказать, что в состоянии тревоги происходит как бы своеобразное программирование неудачи.

Как эмоция, направленная в будущее, функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на выявление угрожающего объекта. Так, по мнению Ф. Б. Березина (1988), тревога

«представляет собой не столько форму психической адаптации, сколько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении и активирующий адаптивные механизмы». Таким образом, по мнению автора, тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли: «С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов ин-трапсихической адаптации; причем уменьшение интенсивности тревоги воспринимается как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения, как восстановление ранее нарушенной адаптации».

Центральный элемент тревоги — ощущение угрозы.

«Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда» (Спилбергер Ч., 1983).

Тревога есть «ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказыванию», «чувство диффузного опасения и тревожного ожидания» (Poldinger W., 1970), «неопределенное беспокойство» (Kepinski А., 1977), «результат возникновения или ожидания фрустрации и наиболее интимный (и облигатный) механизм психического стресса» (Березин Ф. Б., 1988).

Аналогичные определения состояния тревоги даются и другими отечественными исследователями:

«Тревога — устойчивое психическое состояние, которое характеризуется обратимостью при нормализации соматического состояния и социальных условий и определяется как устойчивое состояние неопределенной угрозы, характер и направленность которой неизвестны» (Соколов Е. И., Белова Е. В., 1983).

Состояние тревоги облегчает формирование целого ряда других негативных эмоций и обеспечивает, по мнению авторов, яркое проявление этих отрицательных эмоций, их значительную интенсивность в ответ на незначительные эмоциогенные раздражители. Тревога как «субъективное чувство опасения и надвигающейся опасности» обычно негативно окрашена, она направлена в будущее, в противоположность таким эмоциям, как сожаление и чувство вины (Хорнблоу Эндрю Р., 1983).

Страх и тревога изменяют течение познавательных психических процессов. Интенсивное переживание тревоги, паники, ужаса приводит к дезорганизации интеллектуально-мнестической деятельности. Этот феномен, обозначаемый как «аффективная загруженность», характеризует, в частности, особенности познавательной деятельности больных пограничными нервно-психическими расстройствами, пациентов с хроническими соматическими заболеваниями. У больных неврозами при тестировании может наблюдаться снижение интеллектуального коэффициента, обусловленное не интеллектуальной недостаточностью, а, скорее, эмоциональной загруженностью: переживанием проблем, конфликтных взаимоотношений, разнообразных жизненных сложностей.

При тревоге могут наблюдаться повышение или снижение чувствительности, нарушение перцептивной деятельности. При незначительно выраженной тревоге более характерно повышение концентрации внимания с ростом эффективности аналитико-синтетической деятельности мышления (эффект мобилизации), при интенсивной тревоге — панике, ужасе — ослабление концентрации внимания, нарушение оперативной памяти, понижение уровня аналитико-синтетической деятельности (эффект дезорганизации). Нарушения продуктивности мышления могут сопровождаться растерянностью, снижением волевой деятельности.

Источник: 
Соловьева С.Л., Психотерапия
Материалы по теме
Когнитивная модель тревожных расстройств
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Психологическая помощь людям, пережившим травматический...
Генерализованное тревожное расстройство, критерии диагностики, психотерапия
...
Как побороть тревогу
Руслан Жуковец, Как укротить эмоции
Тревожность в школьном возрасте
...
Воодушевление, сомнение и тревога в творческом процессе
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Тревога и страх
Юрьева Л.Н., Кризисные состояния
Генерализованное тревожное расстройство по МКБ-10
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Тревожность и страхи у детей
Раншбург Йене, Поппер Петер - Секреты личности
Оставить комментарий