Инновационный менеджмент

Инновация (от англ. innovation) буквально переводится как «введение новаций, новшеств». Русское словосочетание «нововведение» означает процесс использования новшества.

Из сущности понятия «инновация» вытекает объективная необходимость инновационного менеджмента. Особенно важен инновационный компонент корпоративного управления в условиях конкуренции и переходной экономики России.

Инновационный менеджмент — сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. В современных условиях хозяйствования, когда компании имеют юридическую и экономическую самостоятельность, радикально изменилась сущность инновационной деятельности.

Инновационная деятельность — вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт (технологический процесс), используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. Инновации следует рассматривать как результат творческого процесса по созданию (внедрению) новых потребительских стоимостей, предполагающий изменение использующими их лицами (организациями) привычных стереотипов деятельности. При этом важнейшим признаком инновации является новизна потребительских свойств товара. Понятие «инновация» распространяется на новый продукт или услугу, способ производства в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах.

Из вышеизложенного следует, что инновационный менеджмент — это процесс управления инновационной деятельностью с целью ее коммерциализации (превращения инноваций в источники дохода), осуществляемый в интересах заказчика: физического лица, предприятия, отрасли, органов местного или федерального управления, государства.

Процесс формирования конкурентного успеха компании при выведении на рынок нового продукта определяется маркетинговыми и научно-техническими решениями. Соответственно при подготовке инновации должны быть учтены:
- маркетинговые характеристики рынка;
- конкурентный статус компании в НИОКР, производстве, управлении;
- конкурентная позиция компании;
- предполагаемые действия основных конкурентов;
- социально-экономическая и политическая обстановка в государстве.

Процесс разработки и вывода товара на рынок включает этапы от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В это время компания создает потенциальные варианты, изучает представления потребителей о будущем товаре, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке.

Для инвестора восприятие инноваций происходит через призму инвестиционного проекта, который является организационно-финансовым планом продвижения инноваций.

Важное значение для инновационной деятельности имеет стимулирование применения инноваций.

Государство одновременно разрабатывает принципы, на которых базируется политика в науке и инновационной сфере, и механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Государственная инновационная политика ориентирована на стимулирование создания благоприятного климата для инновационных процессов и является связующим звеном между сферой научно-технической деятельности (НТД) и производством.

К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка конкуренции в сферах науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие международного научного сотрудничества.

Источник: 
Корпоративный менеджмент