Перечень основных методов инновационного менеджмента

Сначала сформулируем понятие «метод». В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей пли общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.).

Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).

В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов. Методы анализа:

  • методы сравнения;
  • индексный метод;
  • балансовый метод;
  • метод цепных подстановок;
  • метод элиминирования;
  • графический метод;
  • функционально-стоимостный анализ;
  • факторный анализ;
  • SWOT-анализ;
  • системный анализ и др.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Идея SWOT-анализа заключается в следующем:

  • применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу;
  • развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий:

  • анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией;
  • анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов;
  • анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом;
  • анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами.

Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа:

  • сводки и группировки;
  • абсолютных и относительных величин;
  • средних и средневзвешенных величин;
  • динамических рядов;
  • сплошных и выборочных наблюдений;
  • детализации и обобщения и др. Методы прогнозирования:
  • нормативный;
  • экспериментальный:
  • параметрические;
  • экстраполяции;
  • индексный;
  • экспертные;
  • экономико-математические и др.

Методы исследования операций (или оптимизации):

  • методы линейного программирования:
  • симплексный метод;
  • двойственная задача;
  • транспортная задача;
  • целочисленное программирование;
  • теория игр и др.;
  • методы (модели) нелинейного программирования:
  • метод множителей Лагранжа;
  • модели выпуклого программирования;
  • модели динамического программирования;
  • специальные модели исследования операций;
  • модели сетевого планирования и управления;
  • теория массового обслуживания;
  • модели управления запасами и др.

Методы стратегического маркетинга:

  • прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства;
  • анализ и оценка;
  • моделирование;
  • уточнение потребностей и ценностей;
  • стратегическая сегментация рынка;
  • нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках:
  • нормирование параметров стратегии организации. Методы (функции) тактического маркетинга:
  • тактическая сегментация рынка;
  • изучение потребностей потребителей;
  • реализация в нормативно-методических документах маркетингового подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя;
  • изучение маркетинговой среды и конкурентов;
  • уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации;
  • участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок;
  • ценообразование;
  • выбор каналов распределения и сбыта;
  • реклама;
  • связь с общественностью (паблик рилейшнз); 
  • стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж. Методы ценообразования:
  • с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;
  • с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров — своего и конкурентов;
  • с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке;
  • на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;
  • на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.

Инструменты анализа (повышения) качества продукции:

  • диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами;
  • логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя;
  • диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;
  • корреляционные поля;
  • гистограммы;
  • контрольный листок;
  • контрольная карта и др.

Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида:

  • методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;
  • методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;
  • методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития.

Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности:

  • высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;
  • необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;
  • постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — стиль жизни, движущая сила развития;
  • положительное отношение к новому;
  • высокая адаптивность к ситуациям;
  • новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;
  • широкий диапазон психологических характеристик личности;
  • высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
  • неопределенность параметров организации труда;
  • большая текучесть кадров;
  • возможность получения большого дохода;
  • возможность реализации потребностей высшего уровня: социальных потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.
Источник: 
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
Оставить комментарий