Перечень основных методов инновационного менеджмента

Сначала сформулируем понятие «метод». В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей пли общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.).

Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).

В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов. Методы анализа:

  • методы сравнения;
  • индексный метод;
  • балансовый метод;
  • метод цепных подстановок;
  • метод элиминирования;
  • графический метод;
  • функционально-стоимостный анализ;
  • факторный анализ;
  • SWOT-анализ;
  • системный анализ и др.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Идея SWOT-анализа заключается в следующем:

  • применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу;
  • развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий:

  • анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией;
  • анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов;
  • анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом;
  • анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами.

Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа:

  • сводки и группировки;
  • абсолютных и относительных величин;
  • средних и средневзвешенных величин;
  • динамических рядов;
  • сплошных и выборочных наблюдений;
  • детализации и обобщения и др. Методы прогнозирования:
  • нормативный;
  • экспериментальный:
  • параметрические;
  • экстраполяции;
  • индексный;
  • экспертные;
  • экономико-математические и др.

Методы исследования операций (или оптимизации):

  • методы линейного программирования:
  • симплексный метод;
  • двойственная задача;
  • транспортная задача;
  • целочисленное программирование;
  • теория игр и др.;
  • методы (модели) нелинейного программирования:
  • метод множителей Лагранжа;
  • модели выпуклого программирования;
  • модели динамического программирования;
  • специальные модели исследования операций;
  • модели сетевого планирования и управления;
  • теория массового обслуживания;
  • модели управления запасами и др.

Методы стратегического маркетинга:

  • прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства;
  • анализ и оценка;
  • моделирование;
  • уточнение потребностей и ценностей;
  • стратегическая сегментация рынка;
  • нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках:
  • нормирование параметров стратегии организации. Методы (функции) тактического маркетинга:
  • тактическая сегментация рынка;
  • изучение потребностей потребителей;
  • реализация в нормативно-методических документах маркетингового подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя;
  • изучение маркетинговой среды и конкурентов;
  • уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации;
  • участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок;
  • ценообразование;
  • выбор каналов распределения и сбыта;
  • реклама;
  • связь с общественностью (паблик рилейшнз); 
  • стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж. Методы ценообразования:
  • с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;
  • с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров — своего и конкурентов;
  • с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке;
  • на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;
  • на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.

Инструменты анализа (повышения) качества продукции:

  • диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами;
  • логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя;
  • диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;
  • корреляционные поля;
  • гистограммы;
  • контрольный листок;
  • контрольная карта и др.

Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида:

  • методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;
  • методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;
  • методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития.

Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности:

  • высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;
  • необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;
  • постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — стиль жизни, движущая сила развития;
  • положительное отношение к новому;
  • высокая адаптивность к ситуациям;
  • новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;
  • широкий диапазон психологических характеристик личности;
  • высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
  • неопределенность параметров организации труда;
  • большая текучесть кадров;
  • возможность получения большого дохода;
  • возможность реализации потребностей высшего уровня: социальных потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.
Ключевые слова: Управление, Инновации
Источник: Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
Материалы по теме
Управление инновационными процессами
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007
Сущность и принципы инновационного менеджмента
Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент
Инновационный менеджмент
Корпоративный менеджмент
Что такое управление?
Голубкова Л.Г., Философия управления
Методы выработки управленческих решений
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
История развития управленческой мысли
Корпоративный менеджмент
Управленческий процесс и его элементы
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Основные стили управленческой деятельности
...
Оставить комментарий