Сущность и принципы инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – это одно из направлений стратегического менеджмента, которое осуществляется высшим руководством и определяет основные направления в научно-технической и производственной деятельности предприятия, в области разработки и внедрения новой продукции, совершенствования уже существующей и снятия с производства и реализации устаревшей. Инновационный менеджмент как часть стратегического менеджмента основывается на маркетинговых исследованиях, финансовом анализе, анализе структуры персонала, а также внутренней культуре и имидже фирмы.

Впоследствии эти данные систематизируются и выявляются приоритетные направления деятельности на рынке, создаются новации . На данной основе с помощью научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) разрабатываются новые виды деятельности или товары (технологии) – инновации . После этого они оцениваются с точки зрения экономической эффективности и при положительном результате начинается процесс создания нового продукта или внедрения технологии. После этого данный товар (технология) выводится на узкий сегмент рынка с целью его тестирования . По результатам тестирования принимается решение о внедрении данного продукта в массовое производство. Данный процесс должен быть непрерывным, т. к. НТП не стоит на мести, требования потребителей постоянно повышаются. От слаженности работы данных этапов зависит оперативность внедрения инноваций, а следовательно, и эффективность работы предприятия в изменяющихся условиях.

Необходимость инновационной деятельности привела к изменениям в структуре управления, в которой был выделен самостоятельный отдел по инновационной деятельности. Данная деятельность привела к модификации коммуникаций как по вертикали, так и по горизонтали. Вследствие этого управление деятельностью фирмы стало более гибким.

Существует также тринадцать принципов, на которых базируется данный раздел менеджмента. При этом все они дополняют друг друга и не повторяются.
1. Системный подход предполагает, что все подразделения предприятия рассматриваются как система и результаты деятельности одного отдела служат исходным материалом для другого. При этом предприятие вплотную взаимодействует с внешней средой.
2. Маркетинговый подход предполагает ориентацию деятельности предприятия на потребителя, его предъявляемые и предполагаемые требования.
3. Функциональный подход рассматривает продукт как совокупность функций, которые удовлетворяют потребности покупателей. В результате выяснения функций товара, требующих усовершенствования, выбирается наименее затратный и далее уже идет его разработка.
4. Воспроизводственный подход предполагает регулярное возобновление производства товаров, удовлетворяющего потребности определенного рынка с меньшими затратами производства на единицу продукции. В соответствии с данным подходом работа предприятия основывается на опережающей базе сравнения по качеству продукции, технологиям, ресурсоемкости и т. д.
5. Нормативный подход заключается в нормировании всех направлений менеджмента.
6. Комплексный подход учитывает все направления менеджмента в их взаимосвязи, начиная от организационно-правовых и заканчивая экологическими.
7. Интеграционный подход направлен на исследование и укрепление взаимосвязей между структурными подразделениями управления инновационным менеджментом и стадиями управления жизненным циклом продукции.
8. Динамический подход рассматривает предприятие на основе анализа прошлых данных аналогичных объектов, постоянном их развитии, иерархии и изучении причинно-следственных связей.
9. Процессный подход опирается на взаимосвязь функций менеджмента.
10. Количественный подход заключается в переносе внимания от качественных характеристик к количественным. Значительное внимание в рамках данного подхода уделяется прогнозированию управленческой деятельности.
11. Административный подход предполагает жесткую регламентацию всей деятельности фирмы.
12. Поведенческий подход основывается на применении принципов школы человеческих отношений. В соответствии с принципами данной школы во главу угла ставится человеческий фактор, который предполагает особо внимательное отношение к персоналу предприятия.
13. Ситуационный подход сосредоточивает свое внимание на возможности применения определенного управленческого решения в зависимости от ситуации.

К сожалению, теория менеджмента еще недостаточно адаптирована в нашей стране, в связи с чем российские предприятия в значительной мере отстают от зарубежных конкурентов.

Источник: 
Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент