Сущность и принципы инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – это одно из направлений стратегического менеджмента, которое осуществляется высшим руководством и определяет основные направления в научно-технической и производственной деятельности предприятия, в области разработки и внедрения новой продукции, совершенствования уже существующей и снятия с производства и реализации устаревшей. Инновационный менеджмент как часть стратегического менеджмента основывается на маркетинговых исследованиях, финансовом анализе, анализе структуры персонала, а также внутренней культуре и имидже фирмы.

Впоследствии эти данные систематизируются и выявляются приоритетные направления деятельности на рынке, создаются новации  . На данной основе с помощью научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) разрабатываются новые виды деятельности или товары (технологии) – инновации  . После этого они оцениваются с точки зрения экономической эффективности и при положительном результате начинается процесс создания  нового продукта или внедрения технологии. После этого данный товар (технология) выводится на узкий сегмент рынка с целью его тестирования  . По результатам тестирования принимается решение о внедрении данного продукта в массовое производство. Данный процесс должен быть непрерывным, т. к. НТП не стоит на мести, требования потребителей постоянно повышаются. От слаженности работы данных этапов зависит оперативность внедрения инноваций, а следовательно, и эффективность работы предприятия в изменяющихся условиях.

Необходимость инновационной деятельности привела к изменениям в структуре управления, в которой был выделен самостоятельный отдел по инновационной деятельности. Данная деятельность привела к модификации коммуникаций как по вертикали, так и по горизонтали. Вследствие этого управление деятельностью фирмы стало более гибким.

Существует также тринадцать принципов, на которых базируется данный раздел менеджмента. При этом все они дополняют друг друга и не повторяются.

  1. Системный подход предполагает, что все подразделения предприятия рассматриваются как система и результаты деятельности одного отдела служат исходным материалом для другого. При этом предприятие вплотную взаимодействует с внешней средой.
  2. Маркетинговый подход предполагает ориентацию деятельности предприятия на потребителя, его предъявляемые и предполагаемые требования.
  3. Функциональный подход рассматривает продукт как совокупность функций, которые удовлетворяют потребности покупателей. В результате выяснения функций товара, требующих усовершенствования, выбирается наименее затратный и далее уже идет его разработка.
  4. Воспроизводственный подход предполагает регулярное возобновление производства товаров, удовлетворяющего потребности определенного рынка с меньшими затратами производства на единицу продукции. В соответствии с данным подходом работа предприятия основывается на опережающей базе сравнения по качеству продукции, технологиям, ресурсоемкости и т. д.
  5. Нормативный подход заключается в нормировании всех направлений менеджмента.
  6. Комплексный подход учитывает все направления менеджмента в их взаимосвязи, начиная от организационно-правовых и заканчивая экологическими.
  7. Интеграционный подход направлен на исследование и укрепление взаимосвязей между структурными подразделениями управления инновационным менеджментом и стадиями управления жизненным циклом продукции.
  8. Динамический подход рассматривает предприятие на основе анализа прошлых данных аналогичных объектов, постоянном их развитии, иерархии и изучении причинно-следственных связей.
  9. Процессный подход опирается на взаимосвязь функций менеджмента.
  10. Количественный подход заключается в переносе внимания от качественных характеристик к количественным. Значительное внимание в рамках данного подхода уделяется прогнозированию управленческой деятельности.
  11. Административный подход предполагает жесткую регламентацию всей деятельности фирмы.
  12. Поведенческий подход основывается на применении принципов школы человеческих отношений. В соответствии с принципами данной школы во главу угла ставится человеческий фактор, который предполагает особо внимательное отношение к персоналу предприятия.
  13. Ситуационный подход сосредоточивает свое внимание на возможности применения определенного управленческого решения в зависимости от ситуации.

К сожалению, теория менеджмента еще недостаточно адаптирована в нашей стране, в связи с чем российские предприятия в значительной мере отстают от зарубежных конкурентов.

 

Ключевые слова: Инновации, Управление
Источник: Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент
Материалы по теме
Инновационный менеджмент
Корпоративный менеджмент
Управление инновационными процессами
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007
Перечень основных методов инновационного менеджмента
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Электронное правительство и теория управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Государственное управление: сущность, специфика, функции
Бурганова Л.А. - Теория управления (Высшее образование) - 2009
Принципы менеджмента
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление денежным оборотом
К.К.Жуйриков, С.Р.Раимов., Корпоративные финансы
Концепции управления маркетингом
Маркетинг. Учебное пособие
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий