Выразительность речи и ее виды

С композицией тесно связана категория «выразительность речи». Под выразительностью речи понимают способность речи привлекать к себе внимание, а также способность запоминаться. Во избежание путаницы отметим, что в литературоведении выразительность понимают как выражение авторских чувств. Однако мы понимаем выразительность по-иному. Речь может быть что называется серой, незапоминающейся, ускользающей от внимания. Такую речь мы и называем невыразительной. В то же время яркую речь, привлекающую к себе внимание, быстро схватываемую и запоминаемую, мы называем выразительной.

Выразительность — это очень важное качество речи. А дело в том, что она представляет собой средство управления вниманием, причем такое средство, которое является наиболее эффективным из тех, которые находятся в распоряжении оратора. И одновременно это средство, которое в целом остается незамеченным (в отличие от намеренно вводимых в речь выражений вроде «обратим внимание на то, что...», «самое же главное состоит в том, что...» и т. д.)

Очевидно, есть какие-то качества, за счет которых речь приобретает искомую выразительность, существуют приемы, с помощью которых можно невыразительную, серую речь превратить в выразительную. Следовательно, выразительность связана не только с содержанием речи и не является постоянной величиной. Можно говорить об усилении выразительности за счет использования тех или иных приемов, тех или иных языковых средств. Когда на школьника, изучающего спряжение, сваливаются одиннадцать глаголов-исключений, он испытывает трудность в запоминании их. Поколения школьников выработали против этого защиту, зарифмовав исключения: «гнать, держать, бежать, обидеть, слышать, видеть и вертеть, и дышать, и ненавидеть, и зависеть, и терпеть». В таком виде список слов оказался более выразительным. Кстати, этот список приобретает и какой-то дополнительный (вполне жизненный) смысл: не зря ведь периодически возникающий на страницах книги Саша Соколов взял его в качестве эпиграфа к своему первому роману «Школа для дураков». По-видимому, это является прекрасным доказательством того, что это небольшое стихотворение достаточно выразительно.

Принято выделять два основных вида выразительности: внутреннюю выразительность и контекстно-обусловленную выразительность.

Внутренняя выразительность — это выразительность, создаваемая при помощи любых слов и выражений, которые экспрессивны, то есть выразительны и изобразительны, изначально; это свойство характеризует их как единицы языка. Сюда следует отнести любые слова и выражения, использование которых по каким-то причинам оказывается менее вероятным, а потому и отмеченным с точки зрения качеств текста. Если мы сравним пару высказываний:

  • Давай деньги!
  • Гони бабки!,

то без труда увидим, что первое высказывание воспринимается как обычное, нейтральное, тогда как воздействующий потенциал второго заметно выше. А создается этот эффект благодаря замене нейтральных по своему значению слов словами экспрессивно окрашенными.

Естественно, речь идет не только о грубых словах и выражениях. Помимо них существуют также высокие выражения. Следовательно, мы имеем дело со своего рода континуумом, на одном конце которого находятся высокие слова и выражения, на другом — грубые; нейтральная лексика находится посредине: лик — лицо — морда, харя, рожа.

Другими словами, средства усиления выразительности этой разновидности добавляют выразительность высказыванию в любом случае, независимо от условий их использования.

Контекстно-обусловленная выразительность возникает в силу того, что слова и выражения, которые могут и не обладать внутренней выразительностью, помещаются в специальный контекст, придающий им дополнительную выразительность. Контекстно-обусловленная выразительность в целом более важна, чем выразительность внутренняя, поскольку для ее создания могут использоваться практически любые языковые средства.

При помощи каких средств создается контекстно-обусловленная выразительность?

  1. Прежде всего, это разнообразные тропы, в первую очередь развернутые, то есть метафоры, метонимии, сравнения. Здесь же можно упомянуть и перифразисы (разные представления одного и того же объекта, ср. «верблюд» и «корабль пустыни»): если один и тот же объект представлять при помощи разных выражений, текст будет восприниматься как более живой и менее монотонный, однообразный. В следующем разделе учебника, где все эти средства рассматриваются более подробно, больше внимания уделяется их способности увеличивать изобразительность текста — его способность представлять реальные факты и мысли. Здесь же необходимо отметить, что эти же средства играют очень важную роль при повышении выразительности, делают текст выделенным, более заметным, ярким, бросающимся в глаза.
  2. Кроме того, это фигуры речи, в которых какой-то операции подвергается обычное достаточно распространенное выражение. Это могут быть или фигуры убавления, в которых какая-то часть выражения опускается, или фигуры прибавления, в которых один и тот же элемент повторяется.

Этот обзор, естественно, является поверхностным и вряд ли будет информативным для человека, который в этом вопросе является абсолютным новичком. Для того чтобы овладеть средствами контекстного усиления выразительности, необходимы знания, которые традиционно относятся к третьему разделу риторики — инвенции, особому этапу речи, на котором оратор обращается к языковому воплощению речи. Именно к нему мы и переходим.

Ключевые слова: Речь
Источник: Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. - Риторика (Учебники, учебные пособия)- 2004
Материалы по теме
Функции языка и их реализация в речи
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Риторика как учение о речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи
...
Избыточность речи
Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б....
Моторные нарушения речи
Ильин Е.П., Психология воли
Говорение как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Культура речи педагога
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Науки, изучающие речь
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий