Речь, как психический познавательный процесс

Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Как психический познавательный процесс речь представляет человеку возможность:
- взаимодействовать с другими людьми, что необходимо ему для ориентации в проблемах повседневной жизни;
- получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна для ощущения (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики);
- изучать историю жизни на планете;
- обогащать свои знания опытом предыдущих поколений;
- обмениваться информацией с другими людьми.

Коммуникативная. Заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо или к кому-либо.

Познавательная. Обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений.

Психодиагностическая. Состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Психотерапевтическая. Выражается в речевой поддержке индивидуально нуждающегося в психологической помощи. Как гласит народная поговорка: «Слово лечит, слово - калечит».

К речи предъявляется ряд требований:
- хорошо поставленный голос;
- сбапансированность по темпу;
- богатый словарный запас;
- сбалансированность длины предложений;
- уровень синтаксической сложности речи;
- насыщенность речи абстрактными выражениями, иностранными н специальными терминами;
- правильное употребление слов (переставьте слова в выражении «кровь с молоком»);
- словарный состав речи (должен соответствовать знаниям слуша-N [ей и социальным установкам);
- язык выступающего должен быть в известной мере близок языку иудитории;
- относительная простота языка;
- разумное применение штампов и стереотипов;
- краткость речи, длинная фраза плохо воздействует на слух аудитории и дыхание оратора. «Величайшее достоинство оратора не только i казать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно» (Цицерон);
- точность выражений;
- образность речи;
- конкретность речи;
- поэтичность речи;
- прямое обращение, использование личных местоимений.

Источник: 
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010