Речь, как психический познавательный процесс

Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Как психический познавательный процесс речь представляет человеку возможность:

  • взаимодействовать с другими людьми, что необходимо ему для ориентации в проблемах повседневной жизни;
  • получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна для ощущения (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики);
  • изучать историю жизни на планете;
  • обогащать свои знания опытом предыдущих поколений;
  • обмениваться информацией с другими людьми.

Коммуникативная. Заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо или к кому-либо.

Познавательная. Обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений.

Психодиагностическая. Состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Психотерапевтическая. Выражается в речевой поддержке индивидуально нуждающегося в психологической помощи. Как гласит народная поговорка: «Слово лечит, слово - калечит».

К речи предъявляется ряд требований:

  • хорошо поставленный голос;
  • сбапансированность по темпу;
  • богатый словарный запас;
  • сбалансированность длины предложений;
  • уровень синтаксической сложности речи;
  • насыщенность речи абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами;
  • правильное употребление слов (переставьте слова в выражении «кровь с молоком»);
  • словарный состав речи (должен соответствовать знаниям слушаней и социальным установкам);
  • язык выступающего должен быть в известной мере близок языку аудитории;
  • относительная простота языка;
  • разумное применение штампов и стереотипов;
  • краткость речи, длинная фраза плохо воздействует на слух аудитории и дыхание оратора. «Величайшее достоинство оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно» (Цицерон);
  • точность выражений;
  • образность речи;
  • конкретность речи;
  • поэтичность речи;
  • прямое обращение, использование личных местоимений.
Ключевые слова: Речь, Познание
Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Подготовка учебной речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Речь и личность
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными процессами
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Слово в диалоге
Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии
Аспекты развития личности. Познавательное развитие
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Нарушения речи
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания
Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 94 с.
Предложение и высказывание
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий