Речь, как психический познавательный процесс

Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Как психический познавательный процесс речь представляет человеку возможность:

  • взаимодействовать с другими людьми, что необходимо ему для ориентации в проблемах повседневной жизни;
  • получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна для ощущения (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики);
  • изучать историю жизни на планете;
  • обогащать свои знания опытом предыдущих поколений;
  • обмениваться информацией с другими людьми.

Коммуникативная. Заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо или к кому-либо.

Познавательная. Обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений.

Психодиагностическая. Состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Психотерапевтическая. Выражается в речевой поддержке индивидуально нуждающегося в психологической помощи. Как гласит народная поговорка: «Слово лечит, слово - калечит».

К речи предъявляется ряд требований:

  • хорошо поставленный голос;
  • сбапансированность по темпу;
  • богатый словарный запас;
  • сбалансированность длины предложений;
  • уровень синтаксической сложности речи;
  • насыщенность речи абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами;
  • правильное употребление слов (переставьте слова в выражении «кровь с молоком»);
  • словарный состав речи (должен соответствовать знаниям слушаней и социальным установкам);
  • язык выступающего должен быть в известной мере близок языку аудитории;
  • относительная простота языка;
  • разумное применение штампов и стереотипов;
  • краткость речи, длинная фраза плохо воздействует на слух аудитории и дыхание оратора. «Величайшее достоинство оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно» (Цицерон);
  • точность выражений;
  • образность речи;
  • конкретность речи;
  • поэтичность речи;
  • прямое обращение, использование личных местоимений.
Источник: 
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Чувственная и рациональная стороны познания, формы и взаимосвязь. Критика сенсуализма, рационализма и иррационализма
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Слово в диалоге
Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии
Эмоции и познавательные процессы
Хомская Е.Д., Мозг и эмоции
Нарушения речи
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Изучение строения познавательных функций в когнитивной психологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Предложение и высказывание
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Мотивация речи
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Заикание у детей
...
Оставить комментарий