Встроенность административных реформ в систему государственной службы

Важность административных реформ подчеркивается не только инициативностью бюрократического аппарата, вынужденного доказывать свою эффективность и результативность в системе выполнения общественных задач и соответствия ценностей, но и демонстрировать свою способность решать новые задачи. Правда, само сопротивление бюрократического аппарата реформам и неспособность контролировать качественное исполнение управленческих решений, а порой из-за отсутствия лояльности исполнителей, способно затормозить движение всей реформы административно-исполнительной системы.

Инициированная президентом РФ после соответствующих поручений Концепция реформирования государственной службы от 20 ноября 2000 г. была продолжена в соответствующей федеральной Программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 гг.)» и продленной до 2007 г., которая реализовывалась сразу пятью министерствами гражданского и военного направлений - Минэкономразвития, Минтруда, Минфин России и МВД, Минобороны.

За этот период в ГУ-ВШЭ были подготовлены фундаментальные доклады по исследованию и оценке критериев, технологий выявления избыточных функций государства, примерному обоснованию и расчету цены государственной услуги. Таким образом, были проведены первые методологические работы по реинжинирингу бизнес-процессов в аппарате государственного управления, апробированы первые подходы к реализации административной реформы в таких пилотных регионах, как Самарская область, Республика Чувашия, Красноярский край.

В 2004 г. были реализованы такие приоритеты административной реформы, как оценка результативности и деятельности и стимулирование служащих государственного аппарата управления, анализ государственных функций, бюджетирование, ориентированное на результат. Одновременно с этим в правительстве активно начались работы по апробации ряда новых инструментов управления по результатам, в частности запустили ДРОНД - доклады о результатах по основным направлениям деятельности для региональных органов исполнительной власти. Были предприняты активные действия по перестройке бюджетного процесса, определению приоритетов бюджетного процесса, формированию трёхлетних планов бюджетного процесса.

В 2004 г. в рамках исполнения Указа Президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» был реализован ряд важных решений по формированию новых типов органов исполнительной власти. Разделение ряда управленческих функций, вывод контрольно-надзорных функций, привели к снижению организационного и человеческого капитала государственного аппарата управления, была проведена оптимизация ряда министерств и ведомств и значительно сокращён кадровый состав аппарата.

Но к результатам 2006 г. показатель воспроизводства бюрократического аппарата и его потенциал был восстановлен, и если в 2003 г. численность госслужащих составила - 984,8 тыс. чел., то в 2006 -1462 тыс. чел.

Сложности с выбором траекторий реализации административных реформ выразились в следующих особенностях:

  • снижение потенциала организационных реформ государственного аппарата управления, асинхронность проведения темпов административных реформ и реформ государственной службы;
  • снижение темпов и согласованности организационных процессов административных процессов в контексте реформ, регламентация процессов и стандартов государственных услуг при реализации консервативных подходов планирования штатной численности и бюджетной обеспеченности органов государственной власти;
  • отсутствие мотивации служащих государственных органов при проведении реформ, при внедрении таких инструментов, как технологии управления по результатам без соответствующего стимулирования результативности деятельности служащих, без институционального закрепления и оформления систем оплаты и стимулирования труда служащих по результатам.

Сама концепция административной реформы как внедрение инновационных практик в систему государственного механизма управления во многом вызывала определённое сопротивление бюрократического аппарата, в результате чего ряд важных инструментов ДРОНД, бюджетирование, ориентированное на результат, были реализованы формально.

Темпы активного продвижения реформ не были снижены и на протяжении следующих лет. Так, были поддержаны реформы административных органов власти из федерального бюджета: в 2007 г. - в 46 субъектах Российской Федерации 21 проект реформ, в 2008 г. - 21 проект реформ в 48 субъектах Федерации.

Если в 2006 г. приоритетами административной реформы были выбраны административные регламенты, то в 2007 г. активно реализовывались инициативы по внедрению антикоррупционных программ и инициатив, в 2008 г. был запущен самый сложный и важный механизм многофункциональных центров (МФЦ) на региональном уровне.

Важный итог первой части реформ административно-исполнительных органов власти - вовлечённость институтов гражданского общества, экспертное участие в обсуждении и реализации части проектов, создание рабочих групп при большинстве структур власти.

Нельзя не отметить, что проведение реформ позволило российскому бизнесу, столь неоднородному по своему корпоративному потенциалу, кооперироваться в бизнес-коалиции для лоббирования интересов. Здесь выявились противоречия между крупным бизнесом корпораций, не заинтересованным в административных реформах, открывающих демократические каналы коммуникации для мелкого и среднего бизнеса, и частью теневого бизнеса, напрямую заинтересованного в пролонгации коррупционных схем.

Тем не менее, анализ начальных этапов административных реформ позволяет сказать, что были проведены масштабные мероприятия по кардинальному и безвозвратному изменению механизма государственного управления, так как успешность государства зависит напрямую от эффективности государственных институтов.

Впервые в новейшей истории России был проведён организационный аудит всех функций государственных органов власти, разработаны показатели оценки избыточности и необходимости государственных функций управления (например, в 2003-2004 гг. были подвергнуты оценке 5634 функций управления, признаны избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменений - 868).

Были выявлены основные типы функций государственного управления (см. Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004гю «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), соотнесены по типам федеральных органов исполнительной власти, создана трехуровневая организационная модель государственного управления.

В аппарате правительства РФ была создана рабочая группа по сокращению функций, преследующая своей целью сокращение бюджетных расходов, мониторинг внедрения административных регламентов и государственных функций.

Важной составляющей административной реформы является совершенствование системы государственной службы, в части - должностей по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, категорий должностей государственной службы, перечня должностей, иерархии должностей государственной гражданской службы и их последующего соотнесения с должностями в правоохранительной и военной службе, предъявляемых профессиональных квалификационных требований к должностям, замещению вакантных должностей государственной гражданкой службы, соответствия служащего замещаемой должности на основе регулярной аттестации.

В результате комплекса организационных мероприятий наблюдается омоложение государственного аппарата управления, устойчивость гендерного состава государственных служащих (70 % женщин и 30 % мужчин), произошли существенные изменения в оплате труда - увеличение разрыва в оплате труда между младшими и старшими должностями руководителей, рост привлекательности профессии государственного служащего на рынке труда.

Темы: Государственная служба, Административная политика
Источник: Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Система государственной службы США
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Административные системы арабских стран Ближнего Востока
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Система государственной службы Великобритании и Франции
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Административные системы африканских государств
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Система государственной службы Германии
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Административные системы стран Центральной и Восточной Европы
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Система государственной службы Японии и Швеции
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Административные системы стран СНГ
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Оставить комментарий