Концепция административной реформы в Российской Федерации: идеология и методология

В большинстве стран мира западной Европы и России с различным устройством и типом политического режима все активней ведутся дискуссии относительно идеологии и государственной политики по отношению к административным реформам. Содержание административных реформ, как отмечают исследователи, касается в первую очередь организации на законных основаниях институциональных преобразований административных органов исполнительной власти. Во всех странах развитых демократий основная методологическая проблема - состояние целевых изменений качества и потенциала аппарата исполнительной власти. Качество власти - это потенциал аппарата органов государственной власти изменять в интересах общества законодательно закреплённые ресурсы общества. Административные преобразования государственного аппарата управления в России - это попытка придать легитимность новым институтам демократических преобразований (приватизации, федерализации, регионализации и пр.). Административные реформы государственного аппарата управления реализуются как попытки самореформирования, где объектом реформирования является сама власть.

Основная задача административных преобразований - это разработка регламентов и стандартов услуг, регулирующих деятельность на основе оптимизации кадрового состава аппарата управления.

Особенность административных реформ заключается в стремлении повысить качество и эффективность управленческих процессов. Практически все последние реформы, проводимые в РФ, были вписаны в идеологический контекст западного опыта реформирования. Россия выбрала идеологию реформирования - «public administration» переходит в более актуальный формат перезагрузки «new public management», где более активно в практику государственного и муниципального управления привносится стандарты эффективности и результативности, приемы бизнес-менеджмента и бизнес-администрирования. Изначально идеология реформирования основывалась на основе реализации принципа приватизации власти, основанной на передаче относительно независимым агентствам определённой свободы по использованию бюджетных и экономических ресурсов государства. Данный подход по приватизации государства активно использовался странами Западной Европы в 90-е годы.

Технологии и принципы нового государственного менеджмента активно используются в системе государственной службы при подборе, и оценке кадрового состава, при внедрении методов электронного управления и использовании качественных показателей результативности государственного управления. Принципы либеральной идеологии административных реформ государственного управления следующие: полномочия и часть компетенций высших органов государственного управления передаются агентствам, последние получают бюджетные ресурсы государства в масштабе переданных полномочий, результаты деятельности агентств основываются на формальных стандартах услуги государственного и муниципального органа.

Зачинателем административных реформ в Западной Европе была Великобритания. Правительство М. Тэтчер использовало инструменты оптимизации государственного аппарата и государственных функций, бюджетирования для приближения управленческих решений к населению как получателю государственных услуг. Было создано 140 агентств подотчётных парламенту, в среднем до 75 % государственных служащих переведено в независимые агентства.

Российские условия значительно изменили границы административных реформ, были привнесены новые компоненты бизнес-менеджмента в деятельность государственного аппарата, практика административных реформ включает в себя следующие методологические компоненты:

  • трансформации места исполнительной власти в системе аппарата государственного управления и децентрализации власти,
  • трансформации структуры государственного аппарата управления и иерархии аппарата в соотношении федеральной и региональной вертикали власти,
  • перераспределение властного ресурса, предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти,
  • стандартизацию государственных услуг, их дальнейшую регламентацию и повышение качества.

Использование инструмента разграничения полномочий как управленческой технологии на основе принципа субсидиарности максимально приближает ресурсы и полномочия к тому уровню, который наиболее соответствует качеству исполнения данных полномочий.

В России административные реформы государственного управления в основном свелись к укреплению исполнительной ветви власти, снижению роли представительных органов государственной власти.

Следствием административных реформ является продолжение бюджетного реформирования. Идеология нового государственного менеджмента позиционирует государство как корпорацию, и соответственно идеология бОр (бюджетирования, ориентированного на результат), позволила сконцентрировать идеологию государства на стандартизации услуг.

Административная и бюджетная реформа в таком контексте призвана в едином ключе воздействовать на потребителя государственных и муниципальных услуг, повышение его качества и результативности.

Здесь важно отметить, что хотя бюджетная реформа встраивается в логику административной, но последняя подразумевает более широкое использование форм, метолов и инструментов, нововведений в сами институты власти.

На первом этапе российских административных реформ прошла регламентация процессов внутриаппаратных отношений, были приняты первые акты, постановление Правительства РФ № 452 от 28.07.2005 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов ...» и № 30 от 19.01.2005 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти». Разрабатывались федеральные законы об административных стандартах государственных услугах и регламенты деятельности органов исполнительной власти, были инициированы и реализованы инструменты процедурной упорядоченности функционирования процессов государственного аппарата.

На последующем этапе административных реформ реализуется позиция ограничения вмешательства в хозяйственную и экономическую деятельность бизнеса, сокращения избыточности государства в экономике, снижение административных процессов.

Проведение административных реформ позволило достичь следующих задач: внедрение механизма управления по результатам, реализация стандартов государственных и муниципальных услуг, внедрение и закрепление в деятельности аппарата управления административных регламентов, оптимизация функций органов исполнительной власти и внедрение антикоррупционных механизмов, повышение качества общественного консенсуса и взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, внедрение методологии «электронного правительства» и информационного обеспечения органов власти.

Базовой целью административных реформ также являлось ликвидация избыточных функций государства, оптимизация функций управления государственного аппарата, внедрение аутсорсинга административных процессов и развитие механизма взаимодействия государственных органов управления и гражданского общества.

В середине 2000-2010 гг. была продолжена работа по организационно-функциональным преобразованиям государственного аппарата, активизировались усилия по оптимизации функций государственного надзора и контроля, по передаче части функций региональным органам управления от федеративных институтов, от регионов на уровень институтов местного самоуправления, задействовании потенциала самоорганизации бизнеса в эффективном осуществлении части государственных функций.

В идеологию административных реформ также вписывается расширение не только функций аутсорсинга, но и использование механизма государственных закупок как важнейшей составляющей реформ органов государственной власти и стремления последних к открытости и гласности.

Темы: Административная политика
Источник: Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Политическая и административная система Китая
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы стран Латинской Америки
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы арабских стран Ближнего Востока
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы африканских государств
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы стран Центральной и Восточной Европы
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы стран СНГ
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные реформы в Восточной Европе
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
История государственно-административных идей в России
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Оставить комментарий