Общие причины реформирования систем государственной службы

При рассмотрении государственной службы как одного из важнейших элементов системы государственного управления необходимо выявить ряд факторов, которые оказали в последние десятилетия существенное влияние на ее развитие и функционирование как в развитых странах, имеющих давние традиции, так и в странах, переживающих период политической и социально-экономической трансформации:

  • стремление самых различных стран реформировать свои системы государственной службы, внесение в принципы их деятельности элементов административного менеджмента;
  • новые требования к государственной службе европейских государств ЕЭС предъявило принятие решения о создании Европейского союза (Маастрихтские соглашения);
  • новая политическая ситуация на континенте вследствие выхода на общеевропейскую политическую арену государств Восточной Европы и бывших республик СССР, что также предъявило новые требования к государствам и их администрациям;
  • резкое изменение экологической обстановки в мире, появление новых опасных болезней и возвращение многих старых потребовало образования новой сферы межгосударственного сотрудничества и новой сферы деятельности государственных чиновников.

В течение последних десятилетий практически во всех странах наблюдается стремление к проведению административных реформ, которое связано с изменением представлений о роли государства и его органов управления, выражающемся в возникновении концепции «административного менеджмента» (подробнее см. п. 1.2.1.).

Попытки реализации концепций административного менеджмента делаются во многих странах. Основные направления этих усилий в основном можно свести к следующим:

  1. сокращение функций, выполняемых государством, передача этих функций частным структурам или так называемому третьему сектору (сектору услуг), концентрация деятельности государственной службы только на особо важных задачах;
  2. стремление к демократизации, предоставлению гражданам возможности участия в процессе принятия решений органами управления, возможно большее приближение их деятельности к каждому гражданину;
  3. снижение степени бюрократизации органов управления, уменьшение потока распоряжений и регулирующих решений;
  4. реорганизация государственной службы путем создания более четких организационных структур, предоставления ряду органов самостоятельности (создание так называемых агентств), децентрализации, рационализации самого административного процесса;
  5. улучшение финансового регулирования с помощью выделения средств под конкретные результативные программы, выделения средств органам управления в виде глобальных бюджетов, стремления к гибкой бюджетной политике, внутреннему учету, использованию рыночных механизмов;
  6. интенсивное ориентирование персонала государственной службы на конечный результат его деятельности (учет опыта частного сектора, определение уровня оплаты труда в зависимости от его результатов, другие стимулирующие моменты, гибкое использование персонала и его развитие).

В отличие от «идеальной модели» бюрократии по Веберу, современная модель административно-государственной деятельности включает очень сложные характеристики. Выделим наиболее существенные из них:

  • применение современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики, идентификации и распознавание образов, агрегирования информации и ее компьютерной обработки (с использованием методов математического моделирования социальных процессов при выработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровне);
  • прогнозирование и учет в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общественных явлений, разработка мероприятий по локализации недостатков, определение потребности в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации;
  • анализ, обобщение и интерпретация социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны;
  • организация и проведение исследований по изучению социально-политических, и социально-экономических процессов в районе (области, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;
  • прогнозирование развития социально-политических, социально-экономических и организационных процессов в объектах управления, проектирование программ нововведений и их осуществление;
  • применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической, экономической и научной информации;
  • кроме того, в отличие от времени создания веберовской идеальной модели бюрократии, сегодня государственный чиновник работает в условиях демократического, а не авторитарного государства, что накладывает на его деятельность дополнительную специфику;
  • в демократическом обществе обыкновенные граждане и законодатели активно и открыто критикуют государственную администрацию, зачастую призывают к созданию различного рода комиссий по расследованию ее деятельности в том или ином направлении, в результате чего высокопоставленные чиновники вынуждены прислушиваться к общественным настроениям и мнениям партий. Поэтому даже стиль деятельности государственного чиновника сегодня существенно отличается от идеального «веберовского»;
  • государственные чиновники обладают собственной психологией и стремлением «пустить пыль в глаза», они действуют далеко не в тех стерильных условиях, которые подразумевал М. Вебер;
  • кроме того, с конца 70-х гг. стала возрастать политическая роль государственных чиновников, особенно занимающих высшие административные должности, что существенно принизило тезис об обязательной политической нейтральности государственного служащего.

При наличии указанных тенденций во всех европейских странах всё большее значение придается высокой квалификации и мотивации всех занятых в государственной службе. Связаны эти повышенные требования и с процессами дальнейшей интеграции в рамках ЕЭС, и с развитием новых форм сотрудничества с бывшими социалистическими странами, что вызвано необходимостью совместной работы при столкновении различных административных культур, особенности которых не должны, тем не менее, мешать достижению консенсуса.

Все большую роль играет экологический аспект. Именно государственная служба может и должна особенно эффективно противостоять разрушению окружающей среды, именно государство своей властью призвано сохранить среду обитания своих граждан. Однако этот аспект деятельности государственной службы, как никакой другой предполагает ее взаимодействие с общественными организациями и отдельными гражданами, что еще прочнее включает государственного служащего в общую систему функционирования общества, которому он должен служить.

Ключевые слова: Государственная служба
Источник: Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Государственная гражданская служба как социальный и политический институт
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Понятие «государственная служба»
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Историческое развитие государственной службы
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Система государственной службы США
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Система государственной службы Великобритании и Франции
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Система государственной службы Германии
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Система государственной службы Японии и Швеции
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Структура и принципы организации государственной службы
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Оставить комментарий