Административное ведомство

Под административным ведомством следует понимать систему органов управления специальной компетенции и руководимых ими организаций, организационно подчиненных одному центру.

Наряду с административными существуют и иные государственные (например прокуратура Российской Федерации) и негосударственные (например ВОС Российской Федерации) ведомства. Особенностью первых является то, что ими руководят исполнительно-распорядительные органы, их управленческие подсистемы - составная часть аппарата государственного управления.

Каковы основные признаки ведомства и его аппарата управления?

  • Во-первых, каждое ведомство имеет определенные, нормативно закрепленные цели. Они устанавливаются вышестоящими государственными органами. Выполнение поставленной перед системой задачи (охранять, оказывать услуги) - это и есть главная производственная функция, ради которой она образована. Но, кроме того, любая система осуществляет и такие общие задачи, как рациональное использование выделенных ресурсов, охрана природы, совершенствование внутренних социальных связей, удовлетворение потребностей своих работников. Иными словами, каждое ведомство одновременно выполняет несколько задач: социальную производственную, экономико-экологическую и социальную. В соответствии с ними формулируются и нормативно регулируются функции соответствующих органов управления.
  • Во-вторых, административное ведомство представляет собой четко обособленную сложную систему, состоящую из самостоятельных организаций, подчиненных одной из них, которая является ее центром.
  • В-третьих, каждое ведомство построено иерархично, по линейному принципу, нижестоящие организации организационно (административно) подчинены вышестоящим, а последние несут ответственность за их деятельность.
  • В-четвертых, ведомство представляет собой экономико-правовую общность. У него во владении есть обособленная собственность, которая состоит из имущества организаций и централизованных фондов (резервов), принадлежащих системе в целом.

Ведомство является адресатом многих нормативных и плановых актов. Внутри его действуют акты руководящего системой органа. Административное ведомство моноцентрично, у него единый субъект управления, который вне системы действует от ее имени, распоряжается ее фондами и резервами, осуществляет значительную по объему внутриорганизационную деятельность.

Определенной обособленностью и устойчивостью характеризуется и субстанциональная (предметная) структура ведомства. Внутри системы создается и используется определенная информация, складывается специфическая организация документооборота, взаимоотношений ее компонентов. Внутриведомственные связи отличаются активностью и устойчивостью. Каждое ведомство имеет свое название. Будучи сложной самоуправляемой системой оно, как правило, состоит из трех групп элементов:

  • организаций, непосредственно выполняющих его основную производственную задачу;
  • организаций, обслуживающих его внутренние потребности;
  • органов управления.

Можно сказать иначе: каждое ведомство состоит из трех блоков: производственного; обслуживающего; управленческого.

В последнем блоке необходимо различать уровни (звенья) управления. Минимальное их количество - два: центр и администрация ведомственной организации. В случае необходимости создаются одно, два и даже более промежуточных звеньев. При одном промежуточном звене ведомственный аппарат управления становится трехуровневым, при двух - четырехуровневым и т. д.

Группировка административных ведомств может быть произведена по многим признакам, представляющим интерес для науки государственного управления. Прежде всего среди них выделяются хозяйственные, социально-культурные и административно-политические ведомства.

В законодательстве и научных работах различают системы министерств, государственных комитетов и специальных ведомств (федеральных агентств, служб, инспекций). По объему полномочий они бывают отраслевыми, функциональными и смешанными.

В отраслевых организационная деятельность субъектов управления замыкается рамками ведомства, их главная задача состоит в непосредственном обеспечении потребностей общества в продукции и услугах.

Для функциональных ведомств (например Госсанэпиднадзора) главное - внешняя организационная деятельность, управленческое воздействие на другие ведомства, не подчиненные линейно объекты.

В некоторых ведомствах одновременно осуществляется и выпуск, обработка определенной продукции, оказание услуг и внешнее управленческое воздействие на системы иных ведомств.

Темы: Административная политика
Источник: Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Административные реформы в царской и советской России
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные реформы в современной России (1990-1999 гг.)
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные реформы последних десятилетий
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Концепция административной реформы в Российской Федерации: идеология и методология
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Административные системы «наполеоновских» стран
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Встроенность административных реформ в систему государственной службы
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Административные системы «германских» стран
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Административные системы стран Северной Европы
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Оставить комментарий