Под административным ведомством следует понимать систему органов управления специальной компетенции и руководимых ими организаций, организационно подчиненных одному центру.
Наряду с административными существуют и иные государственные (например прокуратура Российской Федерации) и негосударственные (например ВОС Российской Федерации) ведомства. Особенностью первых является то, что ими руководят исполнительно-распорядительные органы, их управленческие подсистемы - составная часть аппарата государственного управления.
Каковы основные признаки ведомства и его аппарата управления?
- Во-первых, каждое ведомство имеет определенные, нормативно закрепленные цели. Они устанавливаются вышестоящими государственными органами. Выполнение поставленной перед системой задачи (охранять, оказывать услуги) - это и есть главная производственная функция, ради которой она образована. Но, кроме того, любая система осуществляет и такие общие задачи, как рациональное использование выделенных ресурсов, охрана природы, совершенствование внутренних социальных связей, удовлетворение потребностей своих работников. Иными словами, каждое ведомство одновременно выполняет несколько задач: социальную производственную, экономико-экологическую и социальную. В соответствии с ними формулируются и нормативно регулируются функции соответствующих органов управления.
- Во-вторых, административное ведомство представляет собой четко обособленную сложную систему, состоящую из самостоятельных организаций, подчиненных одной из них, которая является ее центром.
- В-третьих, каждое ведомство построено иерархично, по линейному принципу, нижестоящие организации организационно (административно) подчинены вышестоящим, а последние несут ответственность за их деятельность.
- В-четвертых, ведомство представляет собой экономико-правовую общность. У него во владении есть обособленная собственность, которая состоит из имущества организаций и централизованных фондов (резервов), принадлежащих системе в целом.
Ведомство является адресатом многих нормативных и плановых актов. Внутри его действуют акты руководящего системой органа. Административное ведомство моноцентрично, у него единый субъект управления, который вне системы действует от ее имени, распоряжается ее фондами и резервами, осуществляет значительную по объему внутриорганизационную деятельность.
Определенной обособленностью и устойчивостью характеризуется и субстанциональная (предметная) структура ведомства. Внутри системы создается и используется определенная информация, складывается специфическая организация документооборота, взаимоотношений ее компонентов. Внутриведомственные связи отличаются активностью и устойчивостью. Каждое ведомство имеет свое название. Будучи сложной самоуправляемой системой оно, как правило, состоит из трех групп элементов:
- организаций, непосредственно выполняющих его основную производственную задачу;
- организаций, обслуживающих его внутренние потребности;
- органов управления.
Можно сказать иначе: каждое ведомство состоит из трех блоков: производственного; обслуживающего; управленческого.
В последнем блоке необходимо различать уровни (звенья) управления. Минимальное их количество - два: центр и администрация ведомственной организации. В случае необходимости создаются одно, два и даже более промежуточных звеньев. При одном промежуточном звене ведомственный аппарат управления становится трехуровневым, при двух - четырехуровневым и т. д.
Группировка административных ведомств может быть произведена по многим признакам, представляющим интерес для науки государственного управления. Прежде всего среди них выделяются хозяйственные, социально-культурные и административно-политические ведомства.
В законодательстве и научных работах различают системы министерств, государственных комитетов и специальных ведомств (федеральных агентств, служб, инспекций). По объему полномочий они бывают отраслевыми, функциональными и смешанными.
В отраслевых организационная деятельность субъектов управления замыкается рамками ведомства, их главная задача состоит в непосредственном обеспечении потребностей общества в продукции и услугах.
Для функциональных ведомств (например Госсанэпиднадзора) главное - внешняя организационная деятельность, управленческое воздействие на другие ведомства, не подчиненные линейно объекты.
В некоторых ведомствах одновременно осуществляется и выпуск, обработка определенной продукции, оказание услуг и внешнее управленческое воздействие на системы иных ведомств.