Виды экстремальных состояний

А. Б. Леонова и В. И. Медведев (1981) выделяют реакции организма на экстремальные ситуации двух типов: адекватные формы реакции и реакции тревоги. Отличительным признаком, позволяющим отнести реакцию к тому или иному типу, авторы считают направленность реакции (Леонова А. Б., Медведев В. И., 1981).

Важно отметить, что любая реакция на экстремальную ситуацию включает тревогу. Указанные авторы, однако, ставят акцент не на наличие или отсутствие тревоги, а на специфике психической деятельности в экстремальной ситуации.

Особенность адекватных форм ответа заключается в том, что реакции организма специфичны, осознанны и непосредственно направлены на преодоление возникающих экстремальных факторов. Целенаправленность данных реакций проявляется в наличии плана действий на основе анализа всей ситуации. Мотивация деятельности до возникновения и после воздействия экстремального фактора практически не изменяется.

Характерной особенностью адекватной формы ответа является ее целенаправленность, связанная с формированием плана действий на устранение или минимизацию воздействий экстремальных условий. Такая целенаправленная организация определяет и симптоматику типичных проявлений этого состояния.

Б. А. Смирнов, Е. В. Долгополова (2007), описывая в своей работе психологические функции и их работу, указывают на их диссоциацию, к примеру повышение порогов чувствительности анализаторов, которые непосредственно не участвуют в выполнении деятельности. Повышение концентрации внимания снижает чувствительность порогов анализаторов и при воздействии экстремальных факторов сопровождается игнорированием всех второстепенных сигналов, не связанных с непосредственной деятельностью. Избирательность работы памяти заключается в запоминании только того материала, который необходим, имеет значение. Мышление характеризуется увеличением продуктивности, скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации, гибкости (Смирнов Б. А., Долгополова Е. В., 2007).

В поведении человека стереотипные реакции дополняются реакциями, учитывающими и саму ситуацию, и поведение становится более гибким. Поиск выхода из ситуации не может не сопровождаться ошибками, как и поиск нового алгоритма действия. В мотивационной сфере ярко выраженными становятся одни мотивы и подавляются другие. Усиливается роль волевых качеств человека.

Особенность форм ответа, связанных с тревогой, заключается в том, что реакции организма малоспецифичны и направлены в первую очередь на сохранение функционирования организма. При такой форме ответа сознательный контроль над реакциями ослаблен. Мотивация деятельности после воздействия экстремального фактора снижается (или изменяется).

Тревога (англ. anxiety) — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Отличается от страха, являющегося реакцией на конкретную, реальную опасность.

Реакция тревоги возникает для сохранения функционирования организма и (только в меньшей степени) для сохранения структуры деятельности. В тревоге сознательный контроль ослаблен, а в тяжелых случаях может развиваться и паника.

Выделяют три основные формы ответа в условиях реакции тревоги: малая, средняя и крайняя степени. Малая степень психологически может быть описана в стремлении проанализировать внешний раздражитель (сопровождается изменением внимания, в частности его концентрации, памяти, в особенности оперативной). На поведенческом уровне проявляется в замедлении темпа работы. В целом же появление реакции тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных сдвигов. Не меняются также общая направленность и соотношение мотивов деятельности.

При возрастании экстремальности развивается реакция тревоги средней степени. Данная степень характеризуется значительным повышением порогов сенсорных систем: происходят трансформация объемов для всех видов памяти и ухудшение выполнения задач, которые требуют определенной устойчивости и соответствующей концентрации внимания. Описываемые нарушения памяти и внимания приводят к увеличению количества ошибок в определенной сфере деятельности. Кроме того, существенно изменяется структура продуктивных и репродуктивных интеллектуальных операций. На поведенческом уровне наиболее существенным признаком является изменение мотивов деятельности, поскольку на первый план выходят мотивы переживания страха и ухода из возникшей экстремальной ситуации, что приводит к появлению ярко выраженного эмоционального напряжения.

А. Б. Леонова (1981) выделила две формы состояния тревоги крайней степени — пассивную и активную. При этом в обоих случаях происходит утрата контроля над поведением. В пассивной форме характерными признаками будут оцепенелость, выполнение действий без их осмысленности. Человек в таком состоянии может не понять обращенную к нему речь, контакт может быть крайне затруднен.

В активной форме проявляется стремление человека уйти из сложившейся ситуации (это могут быть и бегство, и лихорадочная деятельность). При этом отдельные беспорядочные действия не складываются в завершенную деятельность, логичное поведение. Люди в данном состоянии весьма внушаемы, хотя звучащие инструкции могут вызвать не только адекватную реакцию, но и продолжение хаотических действий (противоположных от выполняемых).

Ф. Б. Березин (1988) выделяет следующие последовательные стадии в формировании переживаний тревоги (тревожный ряд):

  1. ощущение внутренней напряженности, которое еще не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, а служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
  2. гиперстезические реакции, когда на фоне нарастающей тревоги ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, раздражительность повышается;
  3. собственно тревога, которая является центральным элементом ряда. Появляется ощущение неопределенной угрозы с невозможностью предсказать время возникновения угрозы, определить ее характер; при этом неадекватная логическая переработка из-за недостатка информации может привести к неправильному выводу;
  4. страх-тревога, концентрированная на объекте, когда у субъекта создается впечатление, что тревогу можно устранить определенными действиями;
  5. ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы на фоне дальнейшего нарастания интенсивности тревожных расстройств;
  6. тревожно-боязливое возбуждение, когда психическая дезорганизация достигает своего максимума и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

«Стресс (англ. stress) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах...» (Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П.Зинченко. М., 2003).

Понятие «напряжение» тесно связано с понятием «стресс». Стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия, который захватывает изменения организма на разных уровнях — биохимическом, физиологическом, психологическом, социальном.

Г. Селье, известный ученый, создавший теорию стресса (теорию «общего адаптационного синдрома»), отмечает адаптивные функции стресса. Неспецифическая реакция адаптации включает три фазы: 

  1. реакцию тревоги, 
  2. стадию резистентности,
  3. стадию истощения.

Ресурсы организма, которые помогали человеку первое время, Г. Селье назвал «адаптационной энергией».

Важно отметить, что выраженность стресса будет зависеть от субъективной оценки самих людей в стрессовой ситуации. Изменив оценку, можно снизить или увеличить интенсивность стрессовой реакции.

Стресс как состояние затрагивает всю психику и влияет на характер и уровень психической активности в целом, а также на отдельные психические функции. Как указывают М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко, в состоянии стресса нарушаются прежде всего сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относительно большей устойчивостью. Отрицательное влияние стресса выражается в ухудшении понимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений. Положительные эффекты стресса проявляются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т. д. (Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А., 1985).

Степень стрессового воздействия зависит от следующих переменных: 1) характер индивидуального опыта субъекта, который может и затруднять, и облегчать приспособление; 2) значимость для индивидуума происходящего события; 3) стабильность психофизиологических и функциональных возможностей организма.

Аффект
«Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние. связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов»

Под аффектом понимается состояние, противоположное нормальному, обычному, спокойному. Данное состояние возникает под влиянием сильных, внезапных впечатлений. Аффект не позволяет человеку быть рассудительным и проявлять волю.

В зависимости от способа нарушения душевного спокойствия человека аффекты подразделяются на эксцитирующие (т. е. возбуждающие), в частности гнев, месть, радость, и угнетающие, например скорбь, печаль и т. д.

Весьма сильным аффектам могут сопутствовать потеря памяти и сознания. Аффект сопровождается яркими внешними проявлениями (мимикой, пантомимикой), речью, действиями.

Аффективные вспышки могут возникать и при сильных положительных эмоциях («не помнит себя от радости», «потерял голову от восторга»).

Обычно в состоянии аффекта человек не способен себя контролировать. Прежде всего аффектам подвержены люди со слабым самоконтролем, неразвитыми волевыми и моральными качествами (развитие последних предполагает самообладание).

Ослабить или предупредить аффект может отвлечение и переключение внимания. Об этом говорит и житейская мудрость: вспыльчивым людям в момент возбуждения рекомендуется сосчитать до ста или заняться каким-либо делом: копать, клеить, мыть, убирать и т. п.

В таком случае сознание освобождается от эмоционального «захвата», и человек начинает отдавать себе отчет о своем состоянии и поведении, управлять ими (Сластенин В.А., Каширин В. П., 2001).

Фрустрация
«Фрустрация (от лат. frustratio— обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания» (Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П.Зинченко. М., 2003).

Состояние фрустрации, т. е. нарастающего внутреннего психического напряжения, может возникать в экстремальных условиях. Для появления фрустрации необходимо наличие следующих двух условий:

  1. сильная мотивация для достижения цели (удовлетворения потребности);
  2. преграды, непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности на пути к достижению цели.

Степень переживания фрустрации зависит от силы препятствия, от привычных форм реагирования на него, от опыта, умений, от устойчивости к препятствиям (фру-страционной толерантности).

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты).

Т. Дембо разделяла преграды на внешние и внутренние. Внутренние — те, что препятствуют достижению цели, а внешние — те, что не дают выйти из ситуации.

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия; в) агрессия и деструкция; г) стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия — понимаемая либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения» ( Василюк Ф. Е., 1984). Н. Майер важной характеристикой фрустрации считает поведение без цели, т. е. утрату целевой ориентации.

Страх и паника
Весьма характерными экстремальными состояниями являются также страх и паника.

«Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, С. возникает при их предвосхищении» (Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. М., 1998).

«Паника (от греч. panikon — безотчетный ужас; от имени древнегреческого божества Пана, который, согласно мифу, своим безобразным обликом внушал людям неодолимый страх) — групповая реакция страха перед лицом реальной или воображаемой опасности, нарастающая в процессе взаимного психического заражения. Характеризуется общим упадком морально-психического состояния, утратой способности рационально оценивать обстановку, временной деформацией социальных мотивов, активным действием механизмов подражания, беспорядочной подвижностью» (Популярная психологическая энциклопедия / сост. С. С. Степанов. М., 2005).

Страх — это психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и т. п.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.). Существуют различные формы страха: испуг, опасение, ужас, боязнь и др. Самый сильный вид страха — аффективный страх.

Состояние страха характеризуется крайне негативным эмоциональным фоном, дезадаптацией, множеством отрицательных последствий для психики и организма. Можно отметить, что, испытывая страх, человек не способен воспринимать все стимулы среды, мышление становится замедленным, инертным, ригидным.

Индивидуальная паника в отличие от страха характеризуется большей неадекватностью реакции реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения — стремление человека к самоспасению. По мнению В. М. Бехтерева, инстинкт самосохранения одинаково проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня. Защитные эмоции, выходя на первый план, снижают уровень самоконтроля, делают приоритетным физическое избегание опасности. Такое состояние человека, когда ему важно спасти самого себя, может сопровождаться тем, что человек обрекает прочих на гибель. Другими проявлениями паники могут быть беспомощность, неспособность рассуждать, спокойно принимать решения и взаимодействовать продуктивно с остальными. Весьма велика вероятность безрассудного подражания.

От индивидуальной паники следует отличать панику массовую, коллективную, которая превращает людей в неуправляемую толпу (об этом подробнее в параграфе 13.5). Психологически такой вид паники характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью. Особенность массового страха в том, что он только нарастает от взаимодействия с другими, еще больше блокирует способность рационально мыслить и принимать решения отдельного человека. В толпе легко происходит внушение, которое может возникнуть от любого слова, резкого звука, внезапного движения. Данное явление связано с перевозбуждением психики.

Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности. В итоге наблюдается неадекватность мышления, неадекватная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности («у страха глаза велики»), резкое повышение внушаемости (Семенова И. А., 2012).

Классифицируя панику по масштабу, можно выделить индивидуальную, групповую (от 2-3 до нескольких сотен человек) и массовую панику (людей больше тысячи или паника в замкнутом пространстве, например на корабле).

Классифицируя панику по глубине заражения осознания, можно выделить легкую (сохраняется самообладание, критичность, например при задержке транспорта), среднюю (снижение критичности, возрастание страха, подверженность внешним воздействиям, например при пожаре, стихийных бедствиях) и полную невменяемость.

Если внешне легкая паника может выражаться как тревожное удивление, то полная паника сопровождается отключением сознания. Человек теряет контроль за поведением, это могут быть бессмысленные движения, хаотичные действия, иногда вызывающие усугубление ситуации, а не ее разрешение.

Классифицируя панику по длительности, можно выделить кратковременную (секунды, несколько минут), длительную (десятки минут, часы), пролонгированную (несколько дней, недель).

Кратковременная паника — это, например, паника в автобусе, потерявшем управление. Достаточно длительной бывает паника при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных. Пролонгированная паника — это паника во время длительных боевых операций, например блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на ЧАЭС.

Возникновение паники связано с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, а также накоплением состояния напряжения, когда катализатором может стать любой фактор (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение). Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, возвещающая начало воздушной тревоги). Частым поводом для паники являются пугающие слухи.

Проявление паники колеблется от случаев истерического поведения до подавленного, апатичного, отрешенного; имеются случаи игнорирования опасности (иногда показного).

Ключевые слова: Страх, Паника, Фрустрация, Аффект, тревога
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Панический страх и паника
Психология страха: Ильин Е.П.; Санкт-Петербург; 2017
Смешанные (биполярные) аффективные синдромы
...
Теория фрустрации С. Розенцвейга
Дементий Л.И. , Фрустрация. Понятие и диагностика
Фрустрация социальных групп
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Толерантность и резистентность личности к фрустрациям
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Страхи детей в младшем школьном возрасте
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Определение и классификация синдромов аффективных расстройств
...
Стресс и фрустрация
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Оставить комментарий