Невроз страха

Невроз страха, как форма невроза, впервые описана 3. Фрейдом в 1892 г., проявляется чувством тревоги или страха самого различного содержания. Однако и до настоящего времени в детской и общей психиатрии существуют противоречивые точки зрения на целесообразность выделения данного вида общего невроза. Большинство отечественных и зарубежных психиатров выделяют невроз страха как самостоятельную форму психического заболевания (Г. Е. Сухарева,1959; А. М. Свядощ, 1971,1982; В. В. Ковалев, 1974, 1979; К. Джаспер, 1946; Л. Каннер,19бб). В то же время С. Н. Доденко (1953), Г. К. Ушаков (1973) отрицают самостоятельность невроза страха, считая его простым, неразвернутым вариантом невроза навязчивых состояний или проявлением неврастенического, ипохондрического и других видов неврозов.


Этот вопрос довольно сложный не только в плане нозологической самостоятельности, но и в отличии страха вообще от болезни. Известно, что каждый человек на протяжении жизни, в том числе и в детском возрасте, испытывает страх, как чувство болезни, опасения различных предметов, явлений и действий, которые могут принести вред здоровью. Это фактически реакция защиты организма от опасности, которая требует срочного принятия конкретного решения. Обычно с исчезновением причины опасности вскоре проходит и чувство страха. Применительно к неврозу страха последний рассматривается как беспредметная (беспричинная) отрицательно окрашенная эмоция, сопровождающаяся напряженностью, чувством непосредственной опасности для жизни и разнообразным вегетативными нарушениями.

У детей, особенно раннего и дошкольного возраста, страх нередко связан с испугом. В этой связи в рамках невроза страха Г. Е. Сухарева (1959) выделяла, как разновидность, «невроз испуга».

Установлено, что клинические проявления невроза страха имеют некоторые возрастные особенности. По данным А. М. Свядоща у взрослых невроз страха носит некондиционный характер, т.е. он не зависит от какой-либо ситуации или представлений в прошлом (в том числе причины, вызвавшей страх, если она устанавливается), является немотивированным, бессодержательным. Он как бы «свободно витающий». Для наглядности А. М. Свядощ приводил описание страхов по рассказам наблюдаемых им больных. «Состояние страха меня все время не покидает. Я испытываю весь день то чувство неопределенной тревоги, то страха. При этом чего я боюсь, чего я жду — сама не знаю». Это может быть чувство неопределенной опасности, несчастья, которое должно или может случиться. Иногда чувство страха охватывает все действия больного. Например, он боится взять в руки нож, чтобы не ударить кого-то другого, боится выйти на балкон, а вдруг выбросится с него, опасается включить газовую плиту, а вдруг забудет ее зажечь или выключить и т.д.

Причиной невроза страха в детском возрасте могут быть шоковая и подострая психотравмы, вызывающие испуг; факторы эмоциональной депривации (особенно длительная разлука с родителями), тяжелые заболевания близких людей, неправильное воспитание типа гиперопеки.

Содержание страхов, их внешние проявления у детей различных возрастных групп, как пишет В. В. Ковалев (1979), обычно связаны с характером психотравмирующей ситуации. Так, в первые 6 лет жизни преобладают страхи животных, персонажей телепередач, кинофильмов, от «страшных» сказок или запугивания ребенка событиями, чтобы вызвать послушание. Нередко пугают детей доктором, который сделает укол, бабой-ягой, милиционером или «вредным дядькой», который заберет непослушного ребенка. А если затем приходится обращаться к врачу, может быть истерика. В дошкольном и младшем школьном возрасте часто бывает страх темноты, разлуки с близкими, одиночества. Нередко приходится видеть, как ребенок раннего и дошкольного возраста не отпускает от себя мать, держась руками за подол ее юбки, и ходит всюду за ней следом. А как часто слышат мамы от детей такого возраста, особенно от девочек, «мама, ты не умрешь?». Причиной тому может быть состояние матери, когда ей было плохо то ли от невроза, то ли от органической болезни, и она принимала лекарства.

В период полового созревания содержание неврозов страха часто касается представлений о болезни и смерти.

Течение невроза страха может быть как кратковременным — несколько недель — 2—3 месяца, так и затяжным — несколько лет. В случае затяжного течения возможны периодически наступающие обострения. Длительное течение невроза страха часто обусловлено особенностями преморбидного развития личности в виде тревожности, мнительности, ипохондричности и различных видов астенизации.

В подростковом возрасте постепенно теряется связь невроза страха с тематикой психотравмирующей ситуации, т.е. его проявления приближаются к таким, которые наблюдаются у взрослых.

Возникший в детстве невроз страха может продолжаться многие годы и перейти в невротическое развитие личности. Отмечено также, что невроз страха у детей и подростков, в отличие от навязчивых страхов, не сопровождается признанием их необычности и чуждости, отсутствует также стремление к их преодолению.

В зарубежной (западной) литературе в рамках невроза страха выделяется особая форма — «школьный невроз». Суть его заключается в том, что дети, особенно начальных классов, боятся посещать школу из-за страха перед ней: строгость, дисциплина, требовательность учителей. В связи с этим ребенок ищет повод чтобы не пойти в школу, ссылаясь на болезнь или другие причины. Это может быть и категорический отказ ребенка, невротическая рвота, возможен уход из школы и даже из дому, возникновение системных неврозов, например недержание мочи и кала.

Отказ от посещения школы может быть обусловлен не только необычностью требований к ребенку, который воспитывался по принципу вседозволенности, но также и боязнью разлуки с матерью.

В русскоязычной литературе прошлых лет, да и настоящего времени не выделяется школьный невроз как разновидность невроза страха. О нем не упоминается ни в БМЭ, ни в Энциклопедическом словаре медицинских терминов. В. В. Ковалев (1979) писал «об относительной редкости страхов школы у детей в нашей стране, что, очевидно, связано, во-первых, с иными, более благоприятными социальными условиями, а во-вторых, с широким распространением в нашей стране общественного дошкольного воспитания детей, которое способствует преодолению эгоистических установок и боязни разлуки с родителями».

Конечно, эту форму или разновидность невроза страха можно выделять или не выделять. Дело в другом. Встречаются ли подобные состояния в нашей действительности? Встречаются, но довольно редко, в том числе и по типу межличностных конфликтов. Ведь учителя, как и учащиеся, подвержены различным заболеваниям, в том числе и неврозам. А если у учителя есть невроз, а к нему в первый класс поступило 30—40 человек, из которых у 4—5 повышенная невротичность, т.е. сформировавшаяся склонность к неврозу, то от встречи невротика с невротиком можно ожидать всего. Один другого будут индуцировать. Мне приходилось видеть таких детей, в том числе недавно был один характерный случай.

Девочка 9 лет категорически отказалась ходить в школу из-за того, что учительница (пенсионного возраста) упорно не называет ребенка ни по имени, ни по фамилии, а просто «телка». Смотрел эту девочку. Не такая уж она полная для такой клички, хотя и «не совсем худая». Странно, что родители ребенка не могли найти управу на данного педагога. Девочку перевели в другую школу, и все стало на свои места.

Ключевые слова: Невроз, Страх
Источник: Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Материалы по теме
Неврастения
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Страх смерти у детей
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Истерический невроз (истерия)
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для...
Что такое невроз?
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Невротические (неврозоподобные) и психопатические (психопатоподобные) состояния
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Тревога и страх
Юрьева Л.Н., Кризисные состояния
Религия как невроз
...
Неврозы и неврозоподобные состояния
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для...
Оставить комментарий