Уровни проекции

Мы считаем, что процесс проецирования собственных черт и намерений другому не всегда протекает одинаков и не всегда приводит к одинаковым последствиям. Мы считаем необходимым выделить два уровня (и, по существу, два соответствующих типа) проекции.

Проекция первого уровня: человек А проецирует свою черту (х) или мотив (м) другому индивиду (В), но продолжает видеть, чувствовать их присутствие и у себя, не отказывается от них. Психо-логика подобной проекции следующая: «Да, я имею неприятную черту х, но другой (другие) тоже ее имеют». Это все еще более или менее реалистическая проекция, поскольку признает присутствие у себя неприятной черты. В таком случае самообвинение может сочетаться с обвинением других, причем обвинение других имеет характер самооправдания.

Проекция второго уровня: индивид А проецирует определенную свою черту (х) другому человеку (В) и приходит к выводу, что у себя этой черты нет. Психо-логика подобной проекции такова: «Да, В имеет недостаток В». Причем вопрос об этой черте относительно собственной личности вообще не обсуждается, во всяком случае по собственной инициативе. В таких случаях другой (В) обвиняется и дискредитируется, а самообвинение или самодискредитация отсутствует.

Здесь есть одна тонкость, которая позволяет предположить существование еще одного, промежуточного уровня проекции. Обвиняя другого индивида в том, что он является носителем неприятной психической черты х, А может сказать: «А вот у меня этой черты нет!». Такое суждение может свидетельствовать о некотором сомнении относительно своей личности, ведь А все-таки соотносит х со своей личностью. Другое дело, когда категорически не допускает даже мысли о том, что сам может иметь отношение к черте х. Для него х является нерелевантным человеческим признаком.

Проекция второго уровня, по нашему мнению, является уже патологическим защитным механизмом. Мы полагаем, что об уровне патологизированности личности во многих случаях можно судить по тому, какой уровень проективных процессов у нее преобладает. Когда человек видит недостатки и пороки других, но, являясь носителем таких же пороков, начисто отрицает их наличие в структуре собственной личности, то это уже патология.

Дальнейшему исследованию психо-логики проекции помогут установленные психоаналитиками относительно чувства любви правила преобразования. Психоаналитики считают, что бессознательное желание любить или ненавидеть свою личность может, при участии проекции, подвергаться следующим преобразованиям:

  1. Я хочу любить - Он хочет любить меня;
  2. Я хочу любить себя - Он хочет быть любим мною;
  3. Я хочу любить себя - Он хочет любить кого-то другого;
  4. Я хочу любить себя - Он хочет быть любим кем-то другим.

Перед нами переходы от одной психо-логики другой, в которых в роли оператора функционирует механизм проекции.

Мы полагаем, что идея о том, что каждый защитный механизм является психо-логическим оператором, может играть определенную роль в развитии не только теорию психологической защиты, но и теорию психо-логики.

Ключевые слова: Проекция
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Перенос и другие защитные механизмы
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Рационализация и проекция
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Предыстория проективной диагностики
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Проекция как психологический феномен
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Общая характеристика проекции
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Проективная гипотеза и методики, их виды
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Экспериментальное исследование проекции
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Роль стимула в проективных методиках
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий