Об онтогенезе проекции

Когда и каким образом возникает проекция в процессе индивидуального психического развития (психологического онтогенеза) каждого человека? Об этом имеется, по крайней мере, одно достойное внимание предположение: ребенок, приписывая другим вину за собственные неудачи и недозволенные действия, добивается того, что уходит от наказания. Здесь мы видим «момент» возникновения более фундаментального психического механизма - атрибуции, особой разновидностью которой, как мы знаем, является проекция.

Итак, первые проекции закрепляются в психике ребенка в связи с тем, что оказываются полезными и адаптивными. В результате они превращаются в устойчивые формы мышления и поведения. Эту идею высказали и другие авторы.

Правильно также и то, что когда мы интернализуем социальные нормы, то проекции указанного выше типа защищают наше «Я» от низкой оценки, хотя подобная самозащита отнимает много сил и времени.

Однако при более пристальном внимании к проблемы мы видим, что предложенное выше объяснение показывает, скорее всего, не то, как возникает проекция, а то, как она закрепляется в качестве способа поведения и средства адаптации. Каким образом впервые возникает проекция у ребенка? каким образом ребенок догадывается, что можно изобретать подобный способ поведения? Он, конечно, может учиться проецированию у других, перенимать данный способ самозащиты. Но мы полагаем, что каждый здоровый ребенок обладает потенциальной способностью создания проекций (как и других защитных механизмов), поэтому различные конкретные воплощения этого механизма в виде суждений и умозаключений приобретаются ребенком как путем научения (подражания и т. п.), так и собственного творчества. Эти два пути приобретения проекций еще предстоит исследовать в психологии самозащиты и психологии возрастного развития.

Как бы то ни было, остается непреложным тот факт, что проекция существует уже у детей дошкольного возраста. Например, 5-летний мальчик устраивает драку со сверстником, и когда взрослые наказывают его, он защищается с помощью очень знакомого аргумента: «Он первым ударил меня». В итоге ребенок может даже поверить в то, что утверждает, в результате чего как в его самовосприятии, так и в восприятии им других, появляются искажения.

Отметим, что как атрибуция, так и проекция являются механизмами не только индивидуальной, но и групповой, в том числе этнической, самозащиты. Поэтому предстоит исследовать их генезис также на групповом уровне. Должны существовать семейные и этнические проекции, которые участвуют как в развитии этнического самосознания, так и стереотипов характера и поведения.

Анимизм и архаическая проекция

Нередко объектами проекции являются не люди, а рок, судьба, часто - «проклятая судьба», и даже неодушевленные предметы. Наши наблюдения показывают, что в поведении детей проекции нередко связываются с анимистическими представлениями.

Например, после неудачи в каком-либо деле ребенок начинает избивать свою куклу, обращаясь с ней так, как будто это живое существо. Сходное явление мы нередко видим и в поведении взрослых людей. Например, играя в нарды, проигравший нередко переносит свой гнев на игральные кости так, как будто они обладают душой и намеренно способствовали тому, чтобы игрок проиграл. Здесь мы видим, как проекция действует совместно с механизмами перенесения и агрессивной самозащиты.

Нетрудно видеть также, что на основе анимистических представлений у человека появляются специфические механизмы самозащиты и их комплексы. Поскольку анимизм в жизни всех народов был этапом психического развития и до сих пор еще сохраняется, вполне закономерно искать связанные с ним защитные механизмы и комплексы в мифах, сказках и представлениях современных детей.

Ключевые слова: Проекция
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Перенос и другие защитные механизмы
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Рационализация и проекция
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Предыстория проективной диагностики
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Проекция как психологический феномен
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Общая характеристика проекции
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Проективная гипотеза и методики, их виды
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Экспериментальное исследование проекции
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Роль стимула в проективных методиках
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий