Топос «свидетельство» и «пример» в риторике

Топос «свидетельство». Одним из самых распространенных и удобных способов развития речи, подкрепления своего мнения или доказываемой истины является приведение слов авторитетного лица (знаменитого человека, писателя, политика, ученого). Это может быть цитата из известной книги, народная мудрость, чей-то удачный афоризм, который может быть оценен вашими слушателями. Этот прием распространения речи называется «свидетельством», поскольку вся речь или ее часть может быть построена, отталкиваясь от ссылки на авторитетное лицо: «N. (некто) свидетельствует, что...»

Имеется множество советов как в классических риториках, так и в современных разработках начинать речь от понравившейся цитаты, афоризма, краткой мысли-сентенции, а затем ее развивать в дальнейшем рассуждении (см., например, характерное название пособия, посвещянного построению речи только на основе данного топоса: «Как раскрываются афоризмы?».

Примеры использования топоса свидетельство:

«Как сказано в Библии, чти отца и матерь твою, и благо ти (тебе) будет, и долголетен будеши на земли».
Или: «Тургенев писал: “Берегите наш язык, этот дар, это достояние, переданное нам нашими потомками...”».
Или: «Как говаривала бабушка моего друга: “Глаза боятся, а руки делают”».

Польза топоса свидетельство состоит в том, что ссылка на авторитетное лицо позволяет опереться на мнение авторитетного источника, которому можно доверять. «Свидетельство» показывает и самого оратора с выгодной стороны, поскольку являет его эрудицию и образованность. Для ораторского образования или в помощь ораторам и писателям традиционно создавались сборники афоризмов и крылатых выражений. Имеются они и сейчас: всякому оратору и писателю рекомендуется находить, записывать, запоминать и вовремя употреблять афористические высказывания, пословицы, мудрые мысли.

Топос «примера. Важнейшим способом добиться яркого воздействия на аудиторию, объяснить непонятное и пробудить угасающее внимание является пример. Пример привлекает прежде всего своей яркой конкретикой; кроме того, слушатель по аналогии будет предпринимать те же самые действия, которые внушаются ему силой примера. Современные СМИ, очевидно, даже злоупотребляют в рекламе примерами, герои которых становятся популярными на какой-то период времени (ср. Леня Голубков, «тетя Ася» и проч.). Однако всякий ритор должен иметь в запасе ряд выразительных примеров в подкрепление своих положений, поскольку именно примеры запоминаются и позволяют развернуть оригинальные и выразительные доказательства.

Пример является обязательным топосом в научном рассуждении. Иногда примерами злоупотребляют, когда хотят показать бесконечность и убедительность доказываемого положения.

Примеры делятся на литературные (взятые из художественной литературы), фактические (жизненные факты), авторитетные (из жизни великих или известных людей).

Классический пример из старинного учебника:

Ученье и труд преодолевают все препятствия. Так Демосфен, родившись косноязычным, победил природную скованность и стал лучшим оратором Греции .

Любопытно, что пример может не только последовать тезису, но нередко начинать речь. Американские риторики часто советуют начинать речь с примера. Впрочем, количество конкретных примеров, которые любят приводить некоторые западные разработки, что называется, «зашкаливает» за необходимую норму, становясь как бы свидетельством возможной бесконечности примеров в силу данного аргумента.

Пример является самым выразительным топосом в учебном диалоге. Ведь пример используется в том случае, когда объяснение затруднено по тем или иным обстоятельствам. Вот почему каждый ритор-преподаватель должен уметь живо ориентироваться в учебной ситуации и находить подходящие примеры для своей аудитории. Такие примеры могут продумываться в домашней подготовке, а затем откладываться в копилку преподавательской памяти, но извлекаются примеры всякий раз в новой обстановке, поэтому существует требование сиюминутной импровизации заготовленного примера (или примера, хранящегося в памяти), когда действует правило К.С. Станиславского: «каждый раз — как в первый раз».

Ключевые слова: Топос, Риторика
Источник: Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание, стереотип. — М. : ФЛИНТА , 2016. — 296 с.
Материалы по теме
Общие места (топосы, источники изобретения) в риторике
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Топос определение в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Топос целое — части в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Топос род — вид и свойства — качества — характеристика в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Топос сравнение в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Топос противоположность (антитеза) в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Топос имя в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Топосы причина — следствие, условие и отступление в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Оставить комментарий