Одним из ярких способов развить мысль о предмете является сопоставление (сравнение) его с другим предметом. Существуют три принципиальные возможности сопоставления (сравнения) и соответственно три топа:
- уподобление (сходство, сравнение одинаковых свойств);
- противопоставление;
- количество (большее или меньшее).
Терминология сравнения и сопоставления подчас находит различные объяснения. А.К. Михальская в смысловой модели сопоставление выделяет топы сравнение и противопоставление. Она называет сравнение (аналогию) механизмом познания, вскрывающим природу предмета или явления. При этом «одно познается через другое, демонстрируется посредством другого, если имеет с ним нечто общее». А.А. Волков родовой категорией называет сравнение (как и все данные топы «сравнительными»), относя сравнение к общему «ходу мысли», который состоит в определении «сходства или различия двух или нескольких предметов». Видами сравнительных топосов являются, по А.А. Волкову, большее — меньшее, подобие, противное, правило справедливости, обратимость, транзитивность.
Таким образом, сравнение может иметь два принципиальных толкования: строго говоря, риторический термин сравнение включает черты и сходства, и различия, но в обычной практике речи сравнением называют предметы сходные и похожие. Именно таково объяснение топосов сравнение — подобие — противноеу Н.Ф. Кошанского. Сравнением он называет «сличение двух предметов, двух действий одного рода», а подобием — «уподобление одного действия другому иного рода». Топос противное, по Н.Ф. Кошанскому, будет «мыслью совершенно противоположною»
Топос сравнения осуществляется в тексте через поиск общего и противоположного в предметах и явлениях. Поиск общего приводит к уподоблению, поиск противоположного приводит к противопоставлению. Как показывают наблюдения, нередко такой поиск подсознательно задан риторической задачей, которую подчас имеет перед собой создатель речи.
Логическо-мыслительная операция сравнения состоит в том, чтобы выделить некоторые сходные черты двух объектов и либо уподобить их, либо противопоставить, либо сказать о большем / меньшем по какому-либо признаку. Творческая задача в операции сравнения состоит в том, чтобы найти сходные, похожие черты объектов. В принципе такая задача выполнима и сравнивать можно «все со всем». Например, человек может быть уподоблен большинству предметов внешнего мира и ограничением в данном случае может быть лишь некоторая уместная мера фантазии и воображения.
Самый простой способ сопоставления (сравнения) предметов или явлений — нахождение сходства по какому-то признаку, и это сходство обнаруживается прежде всего в предметах одного рода (человека сравнивают с человеком, сегодняшний день — с днем вчерашним и т.д.) — таково, по Н.Ф. Кошанскому, сравнение. Следующий ход мысли — уподобление предмета или явления другому иного рода: с кем или с чем можно сравнить человека (вообще или конкретную личность)? С цветком, с животным, с птицей, с машиной, с материалом (он — «вода», «огонь», «железо», «сталь») — потенциально человека можно уподобить чему-угодно... Таково, по Н.Ф. Кошанскому, подобие.
Риторическое сравнение требует (как и в предыдущих топо-сах) не только правильности и истинности, но и новизны, оригинальности, своеобразия, неожиданности. Эти требования различны в разных видах словесности. В художественной литературе (особенно в поэзии) сравнение-уподобление выступает как один из ярких выразительных приемов распространения текста, причем нередко он, так же как в случае с определениями, тяготеет к бесконечности:
Мне тебя сравнить бы надо
С песней соловьиною,
С тихим утром,
С майским садом,
С гибкою рябиною,
С вишнею, черемухой,
Даль мою туманную,
Самую далекую,
Самую желанную.
(А. Фатьянов)
Дальнейшая задача автора — продолжать сравнения, одинаково начиная и заканчивая каждую строфу (анафора и эпифора). Объем текста ограничивается мерою вкуса и законами художественной гармонии, например, для песни обычно достаточно три куплета (строфы) с неожиданными образами-сравнениями. Подобным образом выстроены многие классические произведения русской поэзии:
Я твердо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному Творцом.
Нос — это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним рассыпались, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.
Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа Все тайны духа выдают.
Открытый лоб — как свод небесный,
И кудри — облака над ним,
Их, верно, с робостью прелестной Касался нежный серафим,
И тут же, у подножья древа,
Уста — как некий райский цвет,
Из-за какого матерь
Ева Благой нарушила завет.
Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И этой жизни труд печальный
Благословеньем божьим стал,
(Гумилев)
Впрочем, черты сходства / несходства могут выявляться и так называемыми противоположными сравнениями. В ироническом стихотворении современного поэта, отрицающего свою принадлежность к «аристократам», образ поэта выражен в следующей самооценке:
Я похож на дворянина
Как ружье на пианино,
Как журавль на слона...
Сравнивая, мы можем говорить и о том, что некий предмет нашей речи может оцениваться по количеству или в сопоставлении с другим аналогичным предметом. Например, об уме говорят: «ум — хорошо, а два — лучше»; «не имей сто рублей, а имей сто друзей».