Каждая высказанная мысль требует объяснения, обоснования. Развивая и доказывая ту или иную мысль, ищите ответа на вопрос «почему?». Ничто не бывает без причины. Поэтому в поисках продолжения ваших мыслей необходимо спрашивать или отвечать на вопрос: «Почему данное положение справедливо?»
Топос причины присутствует, в сущности, во всякой речи, поскольку выдвижение любого тезиса требует его обоснования. Некоторые области деятельности строятся целиком на топосах причина — следствие. Так, само выяснение обстоятельств судебного дела или преступления неслучайно называется «следствием». Это значит, что выясняются причины происшедшего. Хорошим «следователем» считается тот, кто способен найти, вскрыть причины преступления, которые скрыты от непрофессионального взгляда.
Поэтому с таким интересом читаются рассказы Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе, который неожиданно для слушателей называет сразу выводы-следствия: «этот человек левша, хромает на левую ногу, носит в кармане тупой перочинный нож». Холмс видит причины событий: «потерпевший получил удар по голове с левой стороны, следы на земле от левой ноги более глубокие, а конец сигары отрезан неровно...»
Риторика причинно-следственного объяснения предполагает и оригинальность вопроса, и необычайность ответа, из которого добывается для слушателя новое знание.
Топос условие. Топос условие применяется для того, чтобы показать, при каких условиях данное утверждение верно. Вопрос «при каком условии?» как бы мысленно задается во время подготовки речи. Ритор словно отвечает на вопрос: при каком условии данное утверждение верно?
Пример:
«Учеба приносит радость (при каком условии?), если учиться старательно и видеть результаты своих трудов»;
«Мир вокруг вас будет изменяться к лучшему (при каком условии?), если вы начнете это изменение с самого себя».
Топое условие в старинных учебниках назывался основанием вашему утверждению. Он может употребляться не только в высоких текстах, но и в самых обыденных ситуациях:
«Завтра пойдем на экскурсию, если будет хорошая погода».
Или в поздравительной речи:
«Вы будете счастливы и благополучны, если будете любить друг друга и прощать мелкие обиды».
Топос условие может стать основой для развития какой-либо новой ситуации, в известном смысле фантастической. В то же время именно новое условие становится эдаким мысленным побудителем к созданию новой действительности:
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир (...)
Топос уступление. Ярким средством, оттеняющим основное утверждение, является так называемое уступление, или уступка. Дело в том, что всякое положение вовсе не обязательно утверждать прямо и безапелляционно. Напротив, доказываемое положение засверкает ярче, если оно будет показано в разнообразных, противоборствующих красках, а ритор сам укажет на то, что может мешать его утверждению. Так, произнося похвалу знанию, делающему человека счастливым, он добавляет: «хотя знания добываются тяжким трудом». Всякое поздравление становится более живым и естественным, если показывая положительные свойства именинника, на него наводится шутливая критика: «несмотря на то что именинник обладает многими недостатками...» (далее недостатки шутливо перечисляются — и через это более выпуклыми выглядят достоинства).
Таким образом, утверждение действует сильнее, если показываются причины или условия, мешающие его осуществлению: «Труд приносит много радости, хотя любой труд требует терпения и усилий воли»; «Весна — мое любимое время года, несмотря на то что весной и слякотно, и грязно. Но весной светит солнце, а вместе с солнцем расцветает природа и распускается, как цветок, душа».
Итак, создавая то или иное положение, оратору лучше самому назвать обстоятельства, мешающие или противоречащие положению, которое он отстаивает. Тогда его утверждение звучит и более честно, и более выпукло, и более разнообразно.