Каждый предмет может быть определен как целое и рассмотрен в его частях. Рассмотрение предмета по частям — возможный прием построения многих текстов: как научных рассуждений, деловых описаний, так и художественных рассказов.
Топос определения целостного предмета нередко переходит в описание частей предмета или явления. Поэтому переход к составным частям — один из наиболее простых приемов продолжения повествования. Требования при этом: привлекать для характеристики сущностные качества предмета, исчерпать основные свойства.
Вдохновляя царскосельских учеников к писанию сочинений, Н.Ф. Кошанский ставил перед ними розу и предлагал описывать ее части: сам цветок-бутон, стебель, шипы, капельки росы на листьях. Позднее в «Общей реторике» он писал об этом способе развивать свою мысль:
«Целое. Все в мире состоит из частей, а части все вместе составляют целое. Если предмет ваш есть часть какого-нибудь целого, то можете начать рассуждением о целом. Например:
Вы хотите говорить о Москве, скажите ж прежде что-нибудь о России. — Хотите описывать беседку, пруд — обратите же взор наш сперва на целый сад.
Части. — один из прекрасных и обильнейших источников. Ваш предмет есть целое, разделите его на части — и сколько мыслей!».
Эти законы распространяются на большинство ситуаций современной речевой жизни. Всякое обращение к коллективу предполагает затрагивание деятельности каждого или большинства работающих или учащихся в нем, разных областей деятельности, по которым восстанавливается картина целого. Всякая презентация использует топ целое — части, поскольку требуется говорить о разных составляющих подразделениях предприятия. Всякая политическая компания обращается к разным слоям населения (молодежи, пенсионерам, военным, учителям). Всякий учебник иностранного языка использует топ целое — части, когда говорится об описании комнаты, города, частей тела человека. Примеры могут быть продолжены.
Каждый вид речи предписывает свои приемы для достижения цели высказывания. Так, если в учебнике иностранного языка на начальном этапе требуется дать элементарные сведения (лексику), относящуюся к описанию частей тела человека, то творческая задача составителя учебника состоит в том, чтобы найти способ наиболее занимательной и выразительной подачи материала. Описание портрета героя в любом художественном произведении строится как выразительное нахождение ярких и своеобразных характеристик.
Приведем одно из описаний-определений человека, данное как риторическое задание написать «Слово о человеке». Мысль создателя речи, конечно, шла по пути определения природы человека и описания его «частей». В результате получилось философско-риторическое сочинение, отражающее сегодня как мировоззрение, так и художественное-стилистические принципы Выговской словесной школы начала XVIII века. Хотя стиль этой речи несомненно устарел, но современный читатель не может не оценить мыслительно-словесную изобретательность создателя такого текста (некоторые старинные слова заменены современными — текст опубликован в кн.: Аннушкин 2002):
Человек есть вещь дивная, великая и прекрасная, дивно от предивнаго Бога осуществленная, из души невещественной и плоти вещественной пречудно сложенная. Человек — избраннейшее живущее: насколько добротою жизни, силою движения и благолепием чувствования изобильно украшенное, настолько же светлостью слов и ясностью разума пребогато сияющее. Человек — добрейшее долговечное создание, разумное и рассудительное, всякую науку и всякое художество удобно принимающее, видимое и невидимое; стольким богатством разума, смышления и мудрости изобильно кипящее, сугубое — видимое и невидимое, смертное и безе-мер гное, временное (и) вечное, (далее по частям тела. — А.В.) выспреносная глава, горезрящее око, многобеседная уста, доб-роглаголивый язык, мудросокровищное сердце, быстролетающая мысль, пернатый помысл, крылатый небовосходный ум, всеизрядный Божий поклонник, второй Господнего славословия ангел и, что много говорить, со всяким созданием Божиим — всекрасный и благосочетанный союз».
Известная сентенция А.П. Чехова «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» также построена как целое и части. Очевидно, что данные примеры можно продолжать бесконечно. Для того чтобы учиться риторике, важно наблюдать, как стилистически «скроен» такой текст, какие вдохновенные мысли и слова руководили создателем речи.