Сущность, своеобразие и механизмы функционирования этнопсихологических феноменов

Национально-психологические особенности — основополагающая категория этнопсихологической науки, призванная выражать главный смысл проявления национальной психики (часто синонимы — психология нации, психический склад нации, национальный характер) и элементов ее составляющих. Понятие национально-психологических    особенностей отражает присутствие специфически национальных форм функционирования общечеловеческой психики. Психология нации, психический склад нации, национальный характер проявляются в форме национальной специфики протекания психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей той или иной этнической общности (внутренние и внешние), которая и носит название национально психологических особенностей людей.

В интересах более эффективного практического осмысления национально-психологических особенностей необходимо помнить о двух важных моментах: во-первых, предпочтительное внимание национальнопсихологическим особенностям не означает, что в психическом складе нации этнодифференцирующие характеристики являются основополагающими. Для правильной интерпретации здесь важно знать общепсихологическую основу. Кроме того, национально психологические особенности могут быть точно и адекватно объяснены только при условии знания и правильного учета собственно психологических закономерностей; во-вторых, своеобразие психики представителей той или иной этнической общности является не следствием проявления каких-то неповторимых врожденных психологических черт, а результатом особого сочетания общераспространенных качеств, вызывающего специфическое реагирование на сходные воздействия окружающей среды и отличительное поведение.

В истории развития мировой цивилизации существовало множество классификаций людей по самым разным признакам. Одна делит людей на расы: понятие «раса» введено, чтобы легче было описывать внешние физические черты и на их основе (главную роль играл при этом цвет кожи) делить людей на группы. К понятию «раса» во все времена относились неоднозначно, так как в случае его абсолютизации в условиях переплетения культур и смешения народов может развиться расизм, представляющий собой любые проявления дискриминации, ксенофобии и ненависти к представителям другой расы. Последствия расизма трудно преодолимы. Согласно иной классификации люди делятся по принадлежности к различным этносам и пр.

Национальная психология представителей конкретных этнических общностей — результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы. Социальнополитическое и экономическое развитие является важнейшими из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку именно она во многом зависит от производственных и общественных отношений, особенности проявления которых в каждом государстве накладывают свой отпечаток на развитие сознания представителей отдельной этнической общности. Историческое развитие этнической общности, по мнению многих ученых — те жесткие рамки многочисленных, но закономерных качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.

О длительности формирования национальной психики людей обычно свидетельствует возраст этнической общности, возможностях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт. Межнациональные отношения этнической общности, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям. Культурное развитие этнической общности (ее культура в целом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп. Язык и письменность этнической общности определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности.

Итак, национальная психика — составная часть общественного сознания (общественной жизни), его важнейшего компонента — общественной психологии. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания — идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.

Сама так называемая национальная психология имеет свою структуру, которая представляет собой совокупность национально-психологических явлений, составляющих ее содержание. Она включает в себя структурообразующие (системообразующие) и функциональные (динамические) компоненты:

  • к системообразующим компонентам обычно относят национальное самосознание и сознание, национальный характер, национальные интересы и ориентации, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки.

Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития, а также о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Надо помнить и о национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и т.д. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Национальный характер — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям.

Национальные интересы и ориентации — общественнопсихологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.

Национальные чувства и настроения — эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.

Национальные традиции и привычки — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Как видим, системообразующие компоненты национальной психологии показывают то общее, что присуще психике представителей конкретной этнической общности и является результатом длительного исторического и культурного развития: динамические компоненты отражают изменяющиеся формы проявления этого общего. Однако стоит учесть, что в содержании системообразующих компонентов национальной психологии присутствуют разнопорядковые элементы:
в национальном характере можно констатировать наличие как эмоциональных, так и мотивационных черт, которые не могут быть адекватно интерпретированы на основе одинаковых психологических закономерностей и встречаются в других составляющих психологии нации;
еще — главным этнодифференцирующим признаком является не статика, а динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующими необходимо исследовать еще и динамические компоненты;

- к динамическим (функциональным) компонентам, в отличие от системообразующих, относим то, что позволяет осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических феноменов. Полагаем, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят    мотивационнофоновые,    интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые    и    коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающей среды и других людей. Они относятся и к определенному классу психологических феноменов и поэтому могут быть точно и адекватно объяснены только с учетом закономерностей, свойственных этому классу явлений, и исследуются в генезисе формирования, развития и функционирования, что позволяет избежать нечеткости осмысления, которая вообще-то имеет место при изучении их в рамках проявления разноплановых черт, например национального характера. Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей. (исследования ценностей труда в японской, немецкой и американской культурах, например, показали, что для большинства японцев труд в организации является главным делом жизни, в то время как их коллеги из США и Германии рассматривают свою работу лишь в качестве одной из многих важных ценностей жизни). К мотивационно-фоновым национально-психологическим особенностям относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативности, настойчивости и т.д. Но уж точно нельзя при этом считать, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость другому. И первое, и второе качества — общечеловеческие. Поэтому речь может идти, с одной стороны, об определенных наборах этих характеристик, а с другой, о мере и степени выраженности той или иной из них, о специфике проявления у представителей конкретных этнических общностей (рядом исследований установлено, например, что, по сравнению с русскими, украинцы в большей мере проявляют работоспособность, которая часто сопровождается сильной активностью и настойчивостью. Также известно, что итальянцы и испанцы по своей психологии близки друг другу и их основной чертой является индивидуализм. Однако индивидуализм у итальянцев проявляется ограниченно, тогда, как у испанцев он носит форму всеобщности и проникнут рефлексией). Кроме того, мотивацией поведения и деятельности представителей определенных этнических общностей могут выступать национальные чувства и настроения (например, чувство любви к родине, ненависть к захватчикам), уходящие глубокими корнями в прошлое, в историю, а также национальные ценности и интересы, закрепленные в общественном поведении народа. В этом случае мотивационно-фоновые национально-психологические особенности проявляются и функционируют очень активно, мобилизуя людей только на очень эффективные во всех отношениях действия и поступки. Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели и схемы способов достижения результатов.

Степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др. — разве это не обусловливает своеобразные параметры интеллектуальной активности? Например, считается, что у французов присутствует математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность. У англичан — высокая способность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуальный практицизм. А у некоторых азиатских и африканских народов мышление несколько заторможено...

Соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т.д. порождает специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных народов. В частности, французам свойственны богатство воображения, настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира. Англичанам — слабое воображение, недостаточная активность в абстрагировании. Немцам и китайцам присущ познавательный практицизм. Согласно современным исследованиям нейрофизиологов и психологов интеллектуально-познавательные    национально-психологические особенности являются следствием вовлечения в работу разных зон коры головного мозга представителей различных этнических общностей, а также результатом разной взаимозависимости активности этих зон.


Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Они охватывают сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоций и воли представителей той или иной этнической общности. Например, хорошо известны интровертированность и выдержанность англичан и немцев, экстравертированность, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев. Исследователи полагают, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы. Различия в проявлениях воли и чувств у представителей различных наций объясняется, конечно же, не тем, что в некоторых из них больше холериков, а в других меланхоликов, а тем, что выработанные на протяжении веков формы эмоционального и волевого поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением. У представителей наций с неустойчивым и экспрессивным (французов, итальянцев, испанцев и др.) проявлением чувств и воли быстро возникают воодушевление, прилив эмоций, активизация настроений, но быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Так, в годы II Мировой войны наступление немцев на Францию вызвало у французов небывалое чувство патриотизма, желание отстоять свою независимость, но после первых неудач это сменилось отчаянием, унынием, апатией. Нации, отличающиеся устойчивостью переживаний (англичане, скандинавы и др.), более податливы логике, апелляции к разуму, а не чувствам и т.д. Эмоционально-волевые национально-психологические особенности характеризуются у различных народов не наличием или присутствием каких-то особых эмоциональных и волевых черт, спецификой их соотношения в национальном характере и национальном темпераменте, а динамикой протекания чувств и проявления воли, своеобразием национальной установки на эмоциональную и волевую активность.

Коммуникативно-поведенческие национально психологические особенности охватывают информационное и межличностное взаимодействие, принципы и характер общения и взаимоотношения представителей конкретных народов, показывают их отличие, поскольку у любой этнической общности существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства. Они находят свое проявление во внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией.

Часто социологи, культурологи, специалисты в области этикета цитируют книгу «Люди, годы, жизнь» И.Г.Эренбурга:

«Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, Вы мошенник», без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае — белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет — того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен... если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».

Функционирование и развитие коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей неразрывно связано с процессом формирования национального самосознания этноса, в содержании которого зафиксировано своеобразие национальных черт характера и поведения людей, их языка, культуры, национальных традиций, образа жизни. 

Национально-психологические    особенности определяются свойствами, отражающими своеобразие закономерностей их проявления: соединяя в своем содержании национальную специфику психологических процессов и состояний, национальное своеобразие взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, они обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования всех других психологических явлений, придавая им особую направленность. Каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и многолетний опыт национального развития.

Важнейшим же свойством национальнопсихологических особенностей является невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю, хотя, для более четкого выражения специфики национально-психологических особенностей, можно было рассмотреть психологию и формы ее проявления у представителей какой-либо национальной общности в качестве своеобразного эталона для сравнения. Однако часто это сделать невозможно. Отдавать приоритет в психологическом развитии представителям конкретного этноса, народа, нации неверно!

Национально-психологические особенности, кстати, слабо подвержены воздействию объективных обстоятельств. Поэтому они обладают еще и большими по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью, что является следствием специфики национальнопсихологического отражения действительности.

Неотъемлемым свойством национально-психологических особенностей является их многообразие. У каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеют свои особые характеристики, что и затрудняет их восприятие, изучение и осмысление. Этнопсихология и пытается находить закономерные зависимости и связи в отношении оценки своеобразия проявления национально-психологических характеристик представителей конкретной нации и видеть их отличие от им подобных у представителей других общностей, руководствуясь следующими принципами изучения и анализа национальной психологии:

  • принцип учета исторических условий развития;
  • принцип анализа национальной психики в единстве с психологией социальных классов, других групп общества;
  • принцип учета многообразия проявления национально-психологических особенностей;
  • принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей.
Ключевые слова: Этнопсихология
Источник: Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) / Б. Р. Мандель. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 412 с.
Материалы по теме
История этнопсихологии в изменяющемся мире: начало
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Этнопсихология США и Европы в XX веке
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Развитие идей этнопсихологии в России
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Предмет, методы, проблематика современной этнопсихологии: междисциплинарная основа
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Основные (базовые) понятия этнопсихологии — термины, категории, принципы
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Национально-психологические особенности и свойства народов и наций
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Этнопедагогика и этнопсихология — единство, общность и особенности
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Этнопсихологические проблемы искусства
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий