Предмет, методы, проблематика современной этнопсихологии: междисциплинарная основа

Этническая психология сегодня — это самостоятельная, относительно молодая и, безусловно, достаточно сложная отрасль знаний, возникшая на перекрестке психологии, социологии, философии,, культурология и этнологии (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.

Словари пишут так: этнопсихология (от греч. ethnos — племя, народ) — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. Создание специальной дисциплины, — «психологии народов» было провозглашено уже в 1860 г. упомянутыми выше М. Лацарусом и Х. Штейнталем.

Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в таких областях как «психология народов», «психологическая антропология», «сравнительно-культурная психология» и т.п. Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано с тем, что она [этнопсихология] представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее «родственников» включают: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается «родительских дисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой — психология.

Философия, мать многих наук, осмысливает социальное и (частично), психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего, наций, выясняя особенности влияния психики на межнациональное и внутринациональное взаимодействие и общение людей. Надо отметить, что представители отечественной теории наций и межнациональных отношений и многие их коллеги за рубежом давно уже признают наличие специфических черт национального характера и их особого сочетания (отражающегося в психическом складе) у членов той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

Социология и культурология, в свою очередь, всегда изучали качественные характеристики национальных групп в качестве социальных и культурных общностей, разрабатывали социологические и культурологические концепции их развития — поэтому они не могли оставлять без внимания психологическое содержание и объяснение этих феноменов. Названные науки стремятся продемонстрировать наиболее общие тенденции и закономерности взаимодействия и культурных отношений между различными этносами. Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов — изменений общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, кризисов, культурных «шоков» и «вспышек» и пр.

Этнология (этнография) как отрасль научных знаний изначально ориентирована на изучение материальной культуры, систем родства, жизнеобеспечения, воспитания, социальной и политической структуры различных народов, исследуя проблемы их этногенеза, этничности и межкультурных контактов, расселения этносов, демографические процессы в них и сравнивая культурные черты и качества того или иного народа. Современная этнология предоставляет и концептуальный аппарат. Этнография же — описательная наука — этнология является ее теорией. В то же время, этнология не могла обойти вниманием национальные традиции, привычки и вкусы, специфические особенности поведения и поступков представителей различных народов, наций, этносов. Она всегда непосредственно сталкивалась с проявлением в этих феноменах психологического своеобразия, но не могла точно комментировать и интерпретировать его специфику, изучать их и описывать.

Психологическая наука, а также ее отрасль социальная психология, в силу своего предназначения должны заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики людей, в том числе, как представителей конкретных социальных групп, выявлением закономерностей их проявления и функционирования. Но сфера проявления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, обуславливается макросредой и точно структурирована в системе общественного сознания-бытия — отсюда закономерно выделилась и стала продуктивно развиваться та самая особая отрасль социальной психологии — этнопсихология. Однако сегодня существует настоятельная необходимость правильного понимания разницы в подходе, с одной стороны, психологии, а с другой, всех только что перечисленных наук (и, в первую, очередь, этнологии — этнографии), к объяснению сущности, содержания и специфики проявления и функционирования этнопсихологических феноменов. 

Отечественная этнография (и зарубежная этнология), наука, нацеленная на анализ и объяснение ритуалов, обычаев и верований, образа жизни и быта представителей различных этносов, специфики их культурных связей с другими людьми, не может пройти мимо их психологических характеристик. Конечно, ее интересует не столько психологическая, сколько культурная специфика, исторический опыт концентрации последней в социальных и исторических ценностях, формирующихся в ходе жизни и деятельности определенных народов. В рамках этой области званий сформировалось научное направление, называемое этносоциоло-гией. Только следует помнить, что этнографы брались и за изучение сопутствующих проблем, в частности, психологических, которые не могли решить правильно, поскольку последние относились к области и совершенно другой методологии, и обладали специфическими особенностями феноменального функционирования. Подходы этнографов к пониманию сущности этнопсихологических феноменов основываются на знании и учете социологических и культурных, а не психологических закономерностей проявления индивидуального и общественного сознания людей. Отсюда: порой складываются не всегда верные представления о гносеологическом аспекте психологической активности представителей этнических общностей, когда их восприятие внешнего мира, интеллектуально-познавательные процессы, определенные психологические свойства личности и социальное поведение сознательно и без достаточно убедительных научных аргументов лишаются национальной специфики или трактуются не психологически.

Этническая психология должна развиваться и развивается в тесном сотрудничестве с другими науками.
Ее взаимодействие с ними объясняется необходимостью объединения усилий многих исследователей в интересах изучения сходного объекта — явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и поведения людей в составе этнических общностей.

Так этнология (этнография) и социология помогают психологам методологически верно и всесторонне более грамотно осмысливать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки и нравы представителей различных национальных групп; осознавать, как они влияют и в каком соотношении находятся с национально-психологическими особенностями людей, как последние проявляются в процессе социального и культурного их бытия. В связи с этим, предметом исследований социологов и этнографов выступают не собственно национальнопсихологические особенности, отличающие одних людей от других, а социокультурные феномены — материальная культура народов, их структура, родство и система жизнеобеспечения, а также социальная специфика внутригрупповых и межгрупповых этнических отношений.

История дает возможность точно интерпретировать факторы и источники формирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать становление, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики на различных исторических этапах развития народов.

И другие науки, такие, как педагогика, политология, лингвистика нуждаются в результатах исследований психологов, поскольку иначе не могут быть правильно объяснены конкретные явления, относящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов может более точно описывать специфику протекания политических процессов в конкретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенностей народов, в них проживающих; педагогам этнопсихология способна подсказать, например, подходящее содержание воспитательных мероприятий, так как оно во многом определяется спецификой национального опыта конкретной этнической общности; лингвистика и психолингвистика определяют факты и функции знаковых вербальных систем, полагаясь, в числе прочего, и на психологические особенности национальных языков в самом объекте их существования.

Добавим и о политической психологии — отрасли знаний, изучающей психологическое своеобразие протекания политических процессов в обществе и их воздействие на сознание и поведение людей, ибо она может помогать этнопсихологии отслеживать формы проявления национально-психологических особенностей представителей различных наций и народностей нашей страны в различных видах политической деятельности, давать им трезвую оценку, анализировать «политический смысл» их влияния на поступки и поведение людей, систематически и всесторонне обобщать результаты исследований социально-политических условий и морально-психологического фона сотрудничающих или противоборствующих друг с другом сторон и на этой основе делать долгосрочные политические прогнозы обстановки в тех или иных национальных регионах России (и за рубежом). Этнопсихология совместно с политической психологией может заниматься анализом социальных явлений, возникающих в обществе, тщательно фиксируя:

  • какие национально-психологические особенности влияют на общие тенденции развития политического сознания представителей той или иной этнической общности, каковы могут быть формы их анализа и учета при различных обстоятельствах;
  • какие потребности, мотивы и ценностные ориентации жителей того или иного национального региона нашей страны имеют свои специфические этнические особенности, своеобразие функционирования которых существенно влияет на формы проявления самосознания данного народа в процессе политической активности;
  • находятся или нет эти потребностно-мотивационные компоненты национальной психологии в противоречии с функционирующими в общественном сознании традиционно формируемыми нормами политического и межнационального взаимодействия между людьми;
  • какие познавательно-интеллектуальные составляющие национального самосознания представителей конкретных наций должны приниматься во внимание при совместной политической деятельности, и как они проявляются при том или ином развитии политических процессов в регионе;
  • каковы механизмы защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от проявлений национализма и шовинизма в ходе межнационального общения;
  • существуют ли конкретные национальнопсихологические предпосылки для повышения эффективности интернационального воспитания, которые могут учитываться в ходе политической деятельности в конкретных национальных регионах нашей страны.

В настоящее время из конкретных наук выделились прикладные отрасли знаний, ориентированные на изучение национальной специфики многочисленных социальных явлений и процессов, без анализа результатов исследований которых не может обойтись этническая психология. Так, уже названная этносоциология занимается изучением социальных явлений, происходящих в различных этнических общностях. Этнокультурология — отрасль культурологической науки, в свою очередь, в качестве определяющего фактора этнопсихологических характеристик народов считает влияние культурной среды. Культурная антропология — отрасль науки, возникшая на стыке культурологии и этнографии (социальной антропологии), занимается изучением человека как представителя различных культур, национальных общностей. Она исследует индивида как сочлена определенной этнической группы, рассматривая ее как часть целого — конкретной культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному народу, обществу. Этнопсихолингвистика (с греч. народ + душа + с лат. язык) — отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики этноса рассматривает влияние языка и мышления, которые накапливают и отражают исторический опыт. По мнению ее представителей, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция языка (речи) влияет на своеобразие развития их психических процессов. Этнопедагогика — отрасль педагогической науки, которая занимается исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов; сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; анализом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия.

Итак, уточняем:

  • предметом этнопсихологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и феномены, которые она должна исследовать. Кроме того, в ее обиход вошла терминология, заимствованная не только из целого ряда научных дисциплин, но и из обыденной жизни людей ( и очень часто поэтому не имеющая четко выраженного смысла и не поддающаяся точному научно-психологическому описанию);
  • долгое время общепризнанной категорией этнической психологии считалось понятие психологического склада, берущее свое начало из повседневной жизни. Вместе с тем, будучи заимствовано, оно до сих пор все же не наполнено реальным содержанием. «...Понятие «психологический склад нации» оказывается достаточно трудно поддающимся общенациональному определению, поэтому в этнопсихологии предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психологическому складу нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология». Однако введение множества таких понятий не поправляет дело и лишь вносит недопустимый терминологический разнобой»62. Уже и отсюда видна неразбериха... Наука попадает в схему «психологического склада нации», содержание которого оказывается аморфным, неконкретным, противоречивым. Но и действительно: структура этнопсихологических явлений (при наполнении ее конкретным содержанием) испытывает на себе влияние двух тенденций:
  • в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темперамент, чувства, воля и т. д. представителей той или иной нации;
  • предполагается изучение определенных общих и особенных черт национальной психики, национального характера людей, составляющих содержание и формы проявления этнопсихологических феноменов.

Обе тенденции заслуживают серьезного отношения и должны приниматься во внимание. Вместе с тем, они существуют независимо друг от друга. Но и не отрицают реально существующих, проявляющихся и осознаваемых человеком национально-психологических особенностей.

Национально-психологические особенности людей — это реально присутствующие в общественном сознании и бытии социально-психологические феномены, признавать наличие которых, вполне понятно, обязаны и социология, и этнография, поскольку обе эти науки, констатируя существование этнически своеобразных характеристик различных групп общества, не могут не согласиться и с реальностью функционирования особенностей психологии представителей этих групп. Кстати, термин «национально-психологические особенности» довольно точен, ибо отражает высшую степень развития психологии всех этнических групп (а не только наций). Исследовать эти особенности значит выявить сущностные характеристики психики представителей любого этноса, видеть его национальную, т.е. окончательно оформленную, а не этническую специфику, так как последняя предполагает отнюдь не самый высокий уровень обобщения присущего той или иной общности своеобразия.

Но отметим, что предпочтительное внимание к национально-психологическим особенностям не означает, что в психологии народов этноспецифические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечеловеческой психологической основе. С другой стороны, своеобразие национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а, скорее, в дифференцированном сочетании их, воплощенном в исторических традициях, предписывающих определенные формы реакций и поведения людей в ходе социализации.

Таким образом, этнопсихология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей и отличающих их друг от друга. Она, в свою очередь, может считаться отраслью социальной психологии и базироваться на исследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами, педагогами, лингвистами. Национально-психологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфически свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей.

Этническая психология занимается прикладными исследованиями, которые могут быть условно разделены на два вида:

  • психологи занимаются изучением собственно национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования. Национально-психологические особенности формируются и в филогенезе, и в онтогенезе, а значит, имеют самую непосредственную связь и с общим развитием психики человека. Общий перечень возможных направлений исследований этнической психологии именно психологами отражает и традиционную психологическую рубрикацию, включая в себя как интеллектуально-познавательные процессы, эмоциональноволевые явления, психологическое своеобразие групповых форм взаимодействия и поведения людей, так и национально специфические потребности, интересы, ценностные ориентации;
  • социологи, культурологи и этнографы проводят этнокультурные исследования. Их предметом является не изучение собственно национально-психологических особенностей, отличающих одних людей от других, а национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей.

Методология этнической психологии — это наиболее общие представления об идейных позициях нашей науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. Методология этнической психологии определяется своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представлять себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. Только познание реальной специфики и закономерностей развития национальной психики поможет определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться.

Обычно различают три уровня методологии: общую, специальную и частную. Общая методология обеспечивает самые правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этническая психология. Перечислим основные методологические положения отечественной психологической науки:

  • окружающий нас мир материален (состоит из материи);
  • материя первична, а сознание и психика вторичны;
  • различные виды материи находятся в непрерывном движении, развитии и взаимодействии;
  • движение и взаимодействие материи определяют собой качественные особенности всех общественно психологических явлений (в том числе и национально психологических феноменов) и социальной (национальной) активности людей;
  • взаимодействие — это объективная, универсальная форма движения и развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы, в том числе и социальных (этнических) групп;
  • в истории человечества взаимодействие было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования, всей жизни людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью;
  • только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей;
  • в результате взаимодействия людей рождается и все «социальное», т.е. общественные (в том числе и национальные) отношения;
  • характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его процессе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе;
  • все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) участвующих в них индивидов;
  • как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное (в том числе и национальное) сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений;
  • общественное сознание, социальные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных психологической наукой.

Специальная методология, или методология самой этнической психологии позволяет формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Специальной методологией этнической психологии выступают методологические принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психологических феноменов:

  • принцип детерминизма показывает причинную обусловленность национально-психологических особенностей социальными и иными, в том числе, общепсихологическими факторами, влиявшими на процесс формирования той или иной этнической общности, которые и определяют специфику их функционирования и проявления. Вот почему для того, чтобы правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять специфические причины и условия, его породившие;
  • принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сходство в проявлении психологии субъектов ее осуществления. С другой, национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же отличие и в элементы, формы и результаты самой деятельности;
  • принцип личностного подхода требует при изучении любых национально-психологических особенностей учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической общности с характерными для него чувствами, мыслями, переживаниями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в единстве и противоречивости своего сочетания.

Естественно, можно говорить и о наличии у этнической психологии и своих собственных методологических принципов, каким, например, выступает принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей, ориентирующий на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной нации или народа в отличие от других, учит видеть проявление специфического в их психологии как результат закономерного сочетания воздействия известных экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов. Необходимо принимать во внимание и принцип учета именно этнологических факторов. Они исходят от материальной жизни и материального бытия людей. При их осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономерностями, которым они подчиняются в своем развитии, влияя тем самым и на психологию человека. Следует не забывать о принципе относительности всех психологических характеристик наций, равноправии и взаимоуважении их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует исследователей на достаточно осторожное обращение с результатами своих трудов, предполагает отказ от противопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов.

Частная же методология этнической психологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик и техник исследования различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа. Методики, в отличие от метода, имеющего более универсальный характер, всегда привязаны к изучению какого-либо конкретного этнопсихологического феномена. Под техникой исследования того или иного национально-психологического явления обычно подразумевается совокупность специальных приемов для эффективного использования той или иной методики (статистического анализа, контроля надежности информации, измерения количественных характеристик и т.д.).

Подводя итоги, скажем о том, что этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, которые включают:

  • всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национальнопсихологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в окончательном итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии;
  • изучение специфики мотивационной сферы национальной психики людей с целью анализа и обобщения своеобразия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели их эффективной деятельности и специфики поведения как представителей конкретных этнических общностей;
  • исследование национально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно функционирующих трудовой и другой деятельности степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах;
  • анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания; организация исследований специфики выражения эмоций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни;
  • изучение специфики своеобразных установок на волевую активность, функционирующих в национальной психике того или иного народа или нации; выявление на этой основе устойчивости, интенсивности и специфики протекания волевых процессов, своеобразия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки ее представителей;
  • исследование своеобразия проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функционирующей в форме специфических для них форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер протекания    социально-психологических    процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения представителей конкретных этнических общностей;
  • сравнительное (кросскультурное, поликультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с целью выявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики в межнациональных отношениях, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их представителей;
  • выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических социологических, культурных и др.) их развития и функционирования;
  • изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации, отношение к представителям других общностей;
  • обоснование важнейших направлений учета и использования национально-психологических особенностей людей в интересах повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и консультативно -коррекционной работы с ними, регулирования межэтнических отношений;
  • исследование    национально-психологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общностей, а также межнациональных отношений;
  • выработка практических рекомендаций для руководителей предприятий, представителей административно-хозяйственных кадров, педагогических работников с целью совершенствования ими управления и руководства многонациональными трудовыми, производственными и учебными коллективами, межнациональными отношениями в целом;
  • всестороннее изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей нашей страны социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между ними;
  • социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах страны и в других государствах на основе учета специфики проявления психологии представителей различных этнических общностей, ее влияния на характер, содержание и специфику общественной жизни;
  • понимание особенностей конфессиональной, религиозной специфики и ее влияния на развитие этнопсихологических особенностей людей.

Сегодняшняя задача этнопсихологов состоит в том, чтобы изучить, обобщить и точно описать национально-психологические особенности представителей всех наций и народностей, проживающих как в России, так и в мире, тем самым способствуя решению многих национальных проблем, развитию дружбы и взаимопомощи людей разной этнической принадлежности. Решение ряда задач этнической психологии может осуществляться в сотрудничестве с другими наукам, с которыми она тесно связана, так как имеет сходный объект — явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику.

Роль и значение этнической психологии все более возрастают на современном этапе развития России. В сегодняшних условиях развала прежних национальных отношений, появления разногласий между населяющими страну этническими общностями, небывалого роста национального самосознания ее народов изучение и учет закономерностей проявления и функционирования национально-психологических особенностей людей, определяющихся национально специфическими потребностями, интересами, ценностными ориентациями и кардинально влияющих на все стороны их жизни и деятельности, взаимодействия и сотрудничества приобретают новый важный смысл, требуют приоритетного внимания со стороны всех категорий населения и руководства страны. В этих условиях этнопсихология должна развиваться уже не спонтанно и хаотически (как это часто бывало раньше), а целенаправленно и закономерно, на основе устойчивых представлений о ее сущности и источниках развития, в соответствии с потребностями общества, политических, экономических и других отношений, в результате взаимных усилий и исследований представителей многих отраслей знаний.

Ключевые слова: Этнопсихология
Источник: Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) / Б. Р. Мандель. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 412 с.
Материалы по теме
Этнопедагогика и этнопсихология — единство, общность и особенности
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Этнопсихологические проблемы искусства
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Этноэкономика — неизученные вопросы этнопсихологии
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
История этнопсихологии в изменяющемся мире: начало
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Этнопсихология США и Европы в XX веке
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Развитие идей этнопсихологии в России
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Основные (базовые) понятия этнопсихологии — термины, категории, принципы
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Сущность, своеобразие и механизмы функционирования этнопсихологических феноменов
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий