Этнопедагогика и этнопсихология — единство, общность и особенности

Этнопедагогика, как известно, особое направление в исследовании социализации и образования человека. Она сформировалась в XX веке как междисциплинарная отрасль знаний — на стыке этнологических и психолого-педагогических    наук. В этнопедагогике традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются с точки зрения их влияния на становление личности и интерпретируются в категориях педагогики.

Этнопедагогика как отрасль педагогической науки исследует следующие проблемы:

  • своеобразие цели, задач, методов, приемов и средств воспитания, которые являются характерными для психологии конкретного этноса;
  • сравнительное (компаративное) изучение специфики обучения и воспитания у представителей разных национальностей;
  •  особенности влияния национальной психологи, менталитета на процесс воспитания тех или иных этнических групп;
  • учет закономерностей процесса воспитания представителей определенных этнических групп и особенностей их развития.

В структуре этнопедагогики выделяют следующие основные компоненты:

  • изучение ребенка — особенностей его физического, психического и социального развития;
  • народную дидактику, которая раскрывает содержание народных поучений, наставлений, руководств, разъяснений; помогает ребенку, молодому человеку познать мир, природу, окружающую среду, в частности социальная среда, наследие своего народа;
  • педагогическую деонтологию, изучающую обязательность соблюдения и исполнения установленных правил поведения, которые созданы определенным народом, социальной общностью, членом которой является ребенок, взрослый человек (знать и следовать заветам предков; соблюдать законы жизни; уважать свою родословную; изучать историю и культуру своего народа; любить и знать родной язык; уважать родителей, родственников, других людей; дорожить родной национальным средой; быть верным народным традициям, обычаям, обрядам; уважать национальные символы; проявлять гуманизм, порядочность, милосердие, совестливость, ответственность, обязательность, толерантность, трудолюбие);
  • семейную педагогику (фамилистику), имеющую целью оказать помощь родителям в воспитании детей.

Основной целью этнопедагогики является учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве сталкиваются с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. В оценке этнопедагогики в системе педагогического знания существуют различные позиции. Некоторые считают ее задачей только изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнических отношений между старшими и младшими поколениями, приемов и традиций воспитательных воздействий, в том числе, обрядов и пр. Другая часть специалистов рассматривает этнопедагогику как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями как национальной, так и мировой культуры.

Этнопедагогика рассматривает следующие категории: культура, этнос, нация, образование, воспитание, традиции, этническое самосознание, этническая картина мира, поведенческие модели этноса. Ключевой задачей при раскрытии вышеперечисленных понятий является соотношение категорий этнос и образование и воспитание.

Культура этнической общности представляет определенную целостность, состоящую из многих компонентов (язык, обычаи, религия, традиции, нормы поведения, устное творчество и т.д.), каждый из которых является системой и подсистемой взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга элементов. Это позволяет национальной культуре сопротивляться внешним воздействиям и самовосстанавливаться, когда какая-либо ее часть оказывается разрушенной. Передача этнокультурной информации осуществляется различными способами: через произведения материальной и духовной культуры, мимикой, жестами, однако главной формой передачи является язык, обладающий отчетливо выраженными этническими функциями. Язык выступает главным фактором интеграции этноса, важнейшим средством межпоколенной культурной преемственности, одним из этнодифференци-рующих признаков.

Весьма важной особенностью культуры является разновременность ее слоев, что отражает диалектику развития: наследование, воспроизведение, освоение накопленных предками культурных ценностей и отрицание некоторых устаревших форм, замена их современными элементами. Для обозначения наиболее устойчивых компонентов культуры используется термин «традиции», то есть передача в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Традиции пронизывают все сферы общественной жизни. Именно благодаря их существованию происходит воспроизводство культурного наследия этноса. Тесно связана с понятием «традиция» категория «обычай», которая является более узкой и обозначает явления соционормативной сферы культуры (определенные устойчивые образцы, общепринятые нормы социального поведения). Традиции, помимо обычаев, включают в себя историческую память этнической общности, идеи, знания, оценки, вкусы. Особым компонентом традиций выступают обряды (ритуалы).

С точки зрения философии, понятие «образование» представляется рядоположенным по отношению к термину «воспитание», которое трактуется как целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного), т.е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах. В более узком смысле, с точки зрения педагогики, воспитание понимается как функция человеческого общества, передающая новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды. Понимаемое таким образом воспитание имеет огромное значение в возникновении, развитии этноса и высшего его типа — нации, сохранении культуры, самобытности, особенностей, отличающих его от других этнических общностей. Процесс воспитания выполняет функцию сохранения преемственности и воспроизводства социального опыта в двух планах:

  1. воспроизводит отношения с внешним миром, природно-экологическим окружением (содержание передаваемого опыта в данном случае составляют производство и наука);
  2. воспроизводит социальную структуру общества и его элементарную базу, т.е. индивидов и их отношения.

Можно утверждать, что оба плана передачи социального опыта играют ведущую роль в экономической, политической, социальной сферах жизни нации, так как позволяют воспроизводить совместную материальную жизнь нации, увеличивать ее материальные богатства, сохранять и развивать государственность. В еще большей степени этот вывод о значимости воспитания свойствен группе признаков нации, которые, в силу своей субъективности, полностью зависят от способа передачи. Все элементы духовной культуры нации — язык, традиции, обычаи, нормы поведения, идеалы, ценности и т.д. — обязательно нуждаются в эффективном механизме воспроизводства, которым, естественно, может стать лишь воспитание — человечество еще не создало способа передачи национальных особенностей каким-либо иным путем. Здесь мы затронули вопрос о природной или социальной обусловленности национальных особенностей индивида.

К.Д. Ушинский говорил о том, что «есть одна только общая для всех природная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание, это то, что мы называем народностью». 

Из признаков, определяющих нацию, только особенности психологического склада могут передаваться (частично) по наследству. Кроме того, полностью зависят от этногенотипа особенности антропологического типа, хотя и они не являются определяющими признаками этноса, поскольку основные национальные свойства индивид приобретает в течение своей жизни под влиянием общества. Можно привести множество примеров того, что дети определенного этноса, по каким-либо причинам воспитывавшиеся людьми другой национальности, обладали всеми этническими признаками приемных родителей (наиболее массовым примером является практика Османской империи, в которой часть войск — янычары комплектовалась из детей, отобранных у покоренных христианских народов и воспитанных в духе мусульманства. В результате они обладали всеми чертами турецкого этноса и отличались особой фанатичностью, жестокостью и беспощадностью по отношению к тем самым этносам, из которых они происходили. Так турецким султанам удалось эмпирически доказать превосходство социальной среды над природными задатками).

Итак, существование всех типов этносоциальных общностей напрямую зависит от механизма передачи этнических особенностей. Каждый этнос в ходе своего исторического развития выработал такой механизм, им-то и является этнопедагогика. О ней можно говорить так:

  1. система приемов, методов, содержания обучения и воспитания, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности, выработанная на протяжении всей истории народа и предназначенная для целенаправленного воспроизводства знаний, умений, навыков, качеств личности, ценных для данного этноса;
  2. наука, изучающая эту систему. В качестве синонимов употребляются термины «народная педагогика», «народное воспитание», «народные традиции воспитания».

Российская образовательная система в настоящее время переходит в новое качество — к образовательному федерализму, в основу которого положены два процесса: регионализация и интеграция образования. Регионализация образования предполагает активизацию самосознания растущего человека не только как россиянина, но и как жителя конкретного региона, адаптированного к его социальным, экономическим, духовно-нравственным, этническим и климатическим условиям. Государственная образовательная политика, направленная на модернизацию содержания, должна обязательно учитывать поликультурную и региональную образовательную среду. Для этого необходимо, чтобы в каждом конкретном регионе была своя стратегия и политика развития как поликультурного, так и образовательного блока в их тесной взаимосвязи. В этом проявляется важнейший стратегический принцип развития систем в процессе взаимообмена и взаимодействия с окружающей средой. Если рассматривать интеграцию образования в Российской Федерации в целом, то следует отметить, что именно благодаря включению в государственный образовательный стандарт национально-регионального компонента педагоги получили дополнительные возможности использовать в образовательном процессе уникальные и самобытные средства народной культуры, присущие определенному региону с его этническими, поликультурными и климатическими особенностями, его образовательными и этнопедагоги-ческими проблемами. Модернизация отечественного образования в контексте гуманизации позволяет утверждать, что в основу современной системы образования должна лечь народная педагогика (обучение на родном языке, использование произведений народного творчества, применение гуманных методов воспитания), построенная на принципах уважения личности ребенка, развития активности, самостоятельности. Особенность гуманизации образования на современном этапе развития Российского общества рассматривается, в том числе, и с точки зрения придания образовательному процессу этнопедагогической направленности. Этно-педагогическая направленность образования определяется осознанной деятельностью педагога по комплексному использованию педагогической мудрости народа: необходимо учитывать этническую идентификацию каждого воспитанника, возрождать национальные традиции русской национальной школы.

В народной педагогике Руси, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении русских людей, что составляет существо этнопедагогической культуры и ее влияния на этническую психологию личности.

Одним из актуальных вопросов этнопедагогики является развитие национального образования в многонациональном обществе. Нужно ли представителей разных национальностей приобщать к русской культуре, воспитывать подрастающее поколение на основе средств народной педагогики? Это делать необходимо, только если будут учитываться культурные традиции каждого народа, социальная сфера, в которой он жил раньше. Школа и семья должны формировать личность школьника на основе социально-этнических особенностей данной нации. Практика показывает, что дети разных национальностей, обучающиеся в русских школах, с удовольствием участвуют в русских народных праздниках (Масленица, Рождество, Святки), с интересом познавая русскую народную культуру.

Задача современного педагогического и психологического осмысления средового подхода связана с процессом формирования личности путем расширения границ целенаправленного воспитательного процесса с использованием возможностей среды. Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Возрождение идей народной педагогики, использование прогрессивных традиций и принципов образования и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной общественно-политической ситуацией. Этнопедагогика может быть включена в новое педагогическое мышление,

Знание народной педагогики может помочь решить важнейшие психолого-педагогические задачи:

  • обогатить содержание и технологию воспитательного процесса, который осуществляется через урок, а также средствами включения в программу вопросов национальной культуры, народных традиций, посредством привития любви к народному ремеслу, народным песням, сказкам, пословицам, через посещение выставок, концертов, праздников;
  • открыть новые горизонты жизни с помощью идей и дел великих искателей — наших предков, которые внесли свое имя в летописи своего рода, своего народа, своего отечества.

В завершении уточним: этнопсихология, изучающая особенности психики людей определенной этнической группы (особенности характера, менталитета, становление самосознания и др.), может считаться еще и неотъемлемой частью общей этнопедагогики, ибо сосредоточивает внимание на исследовании следующих вопросов:

  • обобщение факторов и источников, которые способствуют зарождению, развитию и функционированию психологических особенностей представителей конкретной этнической общности;
  • анализ эмоциональной сферы этноса (особенностей национальных чувств, выражения эмоций, переживаний);
  • исследование мотивационной сферы людей определенной этнической группы.

Национально-психологические особенности обладают естественной способностью влиять на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов. Это, собственно, и помогает, с одной стороны, находить у каждой этнической общности определенные закономерности восприятия воспитательных воздействий, свои специфические традиции воспитания и впоследствии учитывать их в общественной жизни в конкретном национальном регионе.. С другой стороны, фиксация своеобразия отношений в многонациональном коллективе, на которые влияют национально-психологические особенности его представителей, позволяет находить дополнительные возможности для повышения эффективности педагогических воздействий со стороны руководителей, социальных работников и социальных педагогов, оценивать правильность и продуктивность тех или иных культурно-просветительных и массовых мероприятий. Когда традиционно усвоенные и внедренные в практику межличностных отношений воздействия на психологию представителей этих национальностей в полной мере принимаются во внимание, можно было рассчитывать на положительные результаты.

Сегодня в функционировании национальной психологии в нашем обществе наблюдается несколько специфических нюансов. В годы культа личности, в последующий период застоя руководство страны расценивало акцентирование особенностей национального языка и мышления, традиций и обычаев как рецидивы национализма. Поэтому в некоторых регионах сегодня наблюдается излишнее пристрастие к ритуализованной национальной форме реагирования на местные проблемы, к обостренному национальному самовыражению, к аффективным национально окрашенным переживаниям. Болезненное реагирование на любые действия центрального руководства стало обычным явлением — последнее часто обвиняют в непонимании национальных традиций и привычек конкретных народов. Надо сказать, что на национальном своеобразии своих народов спекулируют некоторые националистически настроенные политические лидеры. По этой причине от руководителей многонациональных коллективов, социальных работников, психологов и педагогов требуются не только величайшая осторожность и профессионализм, но и осмотрительность, такт, культура, ровное и равное отношение к людям разных национальностей.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что в различных формах проявления национальной психологии представителей многочисленных народностей и народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся религиозных отношений. Необходимы серьезное осмысление и целенаправленный учет религиозных, нравственных и воспитательных ценностей, свойственных взаимоотношениям представителей той или иной этнической общности. При этом не должно быть и бездумного потакания националистически настроенным представителям отдельных наций — требуется вдумчивое прогнозирование их поведения, в том числе под влиянием религиозных и национальных установок.

Темы: Педагогика, Этнопсихология
Источник: Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) / Б. Р. Мандель. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 412 с.
Материалы по теме
Этнопсихология США и Европы в XX веке
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Педагогика, ее объект и предмет
Государев Н.А., Специальная психология
Учитель как субъект педагогической деятельности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Развитие идей этнопсихологии в России
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Педагогика: предмет, задачи, функции
Василькова Ю.В., Социальная педагогика
Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Предмет, методы, проблематика современной этнопсихологии: междисциплинарная основа
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Социальная педагогика: предмет, ее прикладные задачи
Василькова Ю.В., Социальная педагогика
Оставить комментарий